Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой". PDF-файл из архива "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Интертекстуальные связи в творчестве Татьяны Толстой. С. 226;Славникова О. Пушкин с маленькой буквы. С. 24.2Булин Е. Откройте книги молодых. С. 238.3Генис А. Рисунки на полях: Татьяна Толстая. С. 67.4Там же. С. 68.5Там же. С. 66.6Булин Е. Откройте книги молодых. С. 138; Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм:Очерки исторической поэтики. С. 218.7определяетнеизбежностьповторенияиневозможностьпреодоленияконфликта и обыкновенно реализуется в рассказах Толстой в совокупности сцелым комплексом сопутствующих мотивов.Е.
Гощило одной из первых показала, что в основе поэтики Толстойлежат мифологические мотивы, которые пронизывают всю раннюю прозуписателя. В одних рассказах (преимущественно о детстве) ведущимистановятся амбивалентные мотивы «обретения» и «потери Рая», в других —мотив круга, восходящий к циклическим моделям архаических культур ивоплощающий идею колеса Фортуны, судьбы, не зависящей от человека1.А. Н.
Неминущий, О. В. Богданова и др., исследуя один из устойчивыхмотивов прозы писателя — мотив смерти, выделяют ряд его характерныхсемантических вариантов: мотивы «сна», «зеркала», «тумана», «забвения»,«беспамятства», «мрака» и т.д.2.Существенным композиционным и смысловым элементом, по мнениюисследователей, в большинстве рассказов писателя является мотив игры3,который зачастую используется как основное средство раскрытия образов навсех уровнях текста4.Основательные интерпретации прозы Толстой в плане ориентации еена мифологические и фольклорные мотивы дают в своих работах1О библейском мотиве грехопадения и изгнания из Рая см.: Алгунова Ю. Малая прозаТ.
Толстой: Проблематика и поэтика: дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2006; Попова И. М.Миф об утерянном рае в современной женской прозе (Т. Толстая, Л. Улицкая,М. Вишневецкая) // Международная научная конференция: Художественный текст икультура VI. Владимир, 2006. 6–7 октября; О мотиве круга см.: Швец Т. П. Мотив круга впрозе Т. Толстой // Проблемы взаимодействия эстетических систем реализма ипостмодернизма. Ульяновск, 1998. С. 27; Пискунова С. Пискунов В. Уроки Зазеркалья //Октябрь. 1998. № 8.
С. 188−198.2Неминущий А. Н. Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой //Актуальные проблемы литературы: комментарий к ХХ веку. Калининград, 2001.С. 120−125; Богданова О. В. Интертекстуальные связи в творчестве Татьяны Толстой.С. 262−265.3Ефимова Н. Мотив игры в произведениях Л. Петрушевской и Т. Толстой // ВестникМосковского ун-та. Сер. 9. Филология.
1998. № 3. С. 60−71.4См., напр.: Попова И. М. Мотив игры в рассказах Т. Толстой. II Международная науковопрактичная конференция: «Проблемы загальной, германской, романской та словянскастилiстики». Украина: Горлiвка, 2005. С. 25–27; Люй Цзиюн. Поэтико-философскоесвоеобразие рассказов Татьяны Толстой: дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2005.8исследователи С.
Пискунова, Л. Скаковская и др. Они обращают внимание наобилие сказочных мотивов в рассказах Толстой1, в частности на мотивы,связанные с образами Ивана-дурака, Золушки, Ясного Сокола и др.В то же время в рассказах Толстой, как справедливо отмечаютисследователи, традиционные образы, мотивы и сюжеты фольклоранаполняются иным содержанием — либо травестируются (например, мотив«добывания» невесты преобразуется в «добывание мужа» — «Охота намамонта»)2, либо «провокатируют» (термин Е. Гощило) текст (красавицапревращается в алкоголичку — «Свидание с птицей», «хозяин волшебногозамка» едва ли не в жулика — «Факир»). По мнению М.
Липовецкого, так впостмодернистских текстах Толстой проявляются мотивы карнавала икарнавальной игры3.Изучению отдельных (в т.ч. названных) мотивов прозы ТолстойчастичнопосвященыдиссертационныеисследованияЕ. В. Любезной,Ю. В. Алгуновой, Ду Жуй, Люй Цзиюн, Е. А. Сергеевой4.Е. В. Любезная доказывает, что проза Толстой представляет собойсвоеобразное идейно-эстетическое единство, основанное на целостнойсистеме сквозных мотивов, несущих идею хаотического сознания какосновополагающегоособенностьюисследователя,свойства«русскоймотивной организацииявляетсявселенной».текстовиспользованиеДоминантнойпрозаика,бинарныхпомнениюметафорическихконцептов: «святое — мерзостное», «свет — тьма», «огонь — пыль», «море1Напр., Пискунова С. Уроки Зазеркалья. С.
193–196; Скаковская Л. Н. Фольклорнаяпарадигма русской прозы конца ХХ — начала XXI века: Монография. Тверь, 2006.2Пискунова С. Уроки Зазеркалья. С. 195.3Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. С. 20.4Люй Цзиюн.
Поэтико-философское своеобразие рассказов Татьяны Толстой: дис. …канд. филол. наук. Тамбов, 2005; Любезная Е. В. Авторские жанры в художественнойпублицистике и прозе Татьяны Толстой: дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2006;Алгунова Ю. В. Малая проза Т. Толстой: Проблематика и поэтика; Ду Жуй. Фольклоризмпрозы Татьяны Толстой: дис. … канд.
филол. наук. Тамбов, 2009; Сергеева Е. А. Поэтикарассказов Татьяны Толстой: сборник «Река Оккервиль» как художественная система:автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2013.9— скала», «земля — небо», «природа — люди», «я — мы», «память —беспамятство».Ю.
В. Алгунова утверждает, что особое место в творчестве Толстойзанимает использование, переосмысление и трансформация тем и мотивовклассических европейских, античных, библейских мифов и неомифов.Большое значение в творчестве Толстой, по мнению исследователя, имеетмифологический мотив потери души, поскольку мотивные оппозиции «душа— материя», «жизнь — смерть», «добро — зло» являются особо значимымив художественном мире писателя и соответствуют авторской задаче решенияэкзистенциальных проблем жизни, смерти, памяти, духовных исканий иматериальных потребностей.Ду Жуй, исследуя фольклорные мотивы малой прозы Толстой, вкачестве отдельного рассмотрения выделяет сказочный мотив чуда каксюжетообразующий во многих рассказах (например, в рассказах «Факир»,«Поэт и муза», «Охота на мамонта»).
По мнению исследователя,фольклорные средства, в т.ч. мотивы, используются писателем, с однойстороны, для создания эффекта комизма, с другой — позволяют Толстойвыразить глубину авторского мировидения сквозь призму архетипическихнародных представлений.Публикация в 2000 году после длительного перерыва романа Толстой«Кысь» еще более укрепила критику и исследователей в том, что писательшироко и многообразно использует интертекстуальные приемы и мотивы.Вопросу функциональности интертекстуальных мотивов в творчествемастера в разное время посвятили свои работы А. Жолковский, О. Богданова,Е. Невзглядова, Н. Иванова, И.
Грекова, Т. Прохорова и др., обозначивмотивные связи между прозой Толстой и творчеством А. Пушкина,Н. Гоголя, Ф. Достоевского, В. Набокова, А. Платонова, А. Ахматовой,Б. Ахмадулиной, Б. Гребенщикова и многих др. Исследователи убедительнопоказали возможность более широкого восприятия и более глубокогоосмысления произведений Толстой, связи ее произведений с русским10народным творчеством, русской классической традицией, с традициямимировой литературы.Различным аспектам анализа романа Толстой посвящено множествонаучных и критических работ (М.
Липовецкий, В. Курицын, А. Немзер,Н. Иванова, Н. Елисеев, О. Богданова, Т. Давыдова и др.). Анализ поэтикироманапредставлениврядедиссертаций(Л. Н. Скаковская,Ю. Л. Высочина, О. Е. Крыжановская, О. А. Пономарева и др.)1.В своих работах исследователи преимущественно обращаются кизучениюидейно-философскойпроблематикиромана(наследованнойТолстой у писателей «деревенской прозы») — на раннем этапе творчестваэтовозвращениекистокам.Всвязипреимущественнонаинтерпретациюсэтиммотивовработы«памяти»,нацелены«забвения»,«беспамятства» как псевдоформы культурной (памяти), поиска «корней» и«потерипреемственностипоколений»,мифологическихмотивов(«космогонические», «антропогонические» и др.), антиутопических мотивов(«исчезновения/мутации мира», «вырождения человечества») и др.Между тем существующие сегодня литературоведческие работы,касающиеся избранной нами диссертационной темы, в большинстве случаевпредставляют собой исследования, выполненные на материале отдельныхпроизведений или одного мотива (иногда нескольких мотивов), без учетавзаимосвязи и эволюции одних и тех же мотивов (мотивных комплексов) вразных произведениях прозаика.
О необходимости изучения произведенийТолстой в их идейно-эстетическом единстве говорила С. Песоцкая в статье«Художественный мир современного писателя и проблема коммуникации1Скаковская Л. Н. Фольклорная парадигма русской прозы последней трети XX века: дис.… д-ра филол. наук. Тверь, 2004; Крыжановская О. Е. Антиутопическая мифопоэтическаякартина мира в романе Татьяны Толстой «Кысь»: дис.
… канд. филол. наук. Тамбов, 2005;Высочина Ю. Л. Интертекстуальность прозы Татьяны Толстой: на материале романа«Кысь»: дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2007; Пономарева О. А. «Диалогизм»романа «Кысь» Т. Толстой: дис. … канд. филол. наук. Майкоп, 2008.11“писатель — читатель”»1. Однако автор статьи уделяет внимание лишьрассказам писателя, не касаясь романа «Кысь». В настоящей работепредпринимается попытка исследования единства мотивной структурыпроизведений Толстой на материале ее ранних рассказов, повести зрелогопериода «Сомнамбула в тумане» и романа «Кысь».На наш взгляд, изучение мотивов произведений Толстой должноносить сквозной характер.
Так, лишь немногие мотивы названы и в разнойстепени описаны (к примеру, мотивы разлада мечты и действительности,игры, круга, смерти, одиночества, тоски, памяти, обретенного и потерянногорая) в рамках нескольких произведений2. Однако творчество Толстойпредставляет собой несомненное и органическое единство, мотивы прозыписателя взаимосвязаны, тесно переплетаются друг с другом и часто«просвечивают» один через другой.Представляетсяактуальнымизучениемотивно-тематическихкомплексов прозы писателя в их целостности и единстве: детства(волшебного фонаря, гармонии, незрелости, инфантильности, невежества),памяти(воспоминания,забвения,круга),жертвенности(утраты,блаженности, подвижничества, святости), превращения (маски, маскарада,театральности, игры, оборотничества, обновления), творчества (мечты,воображения, познания, фантазии), мысли (книги, слова, тоски, интеллекта/интеллигентности, поиска, обретения), реальности (телесности, быта,разочарования, невостребованности, отчуждения), сна (сомнамбулизма,бодрствования,болезненности,иллюзии),безумия(глупости,зачарованности, вожделения), смерти (воскресения, жизни) и др.1Песоцкая С.