Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 11

PDF-файл Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 11 Филология (49443): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой) - PDF, страница 11 (49443) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой". PDF-файл из архива "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Мотивныйкомплекс, ранее у Толстой связанный с образом главной героини (героя), вданном случае раздваивается, членится на две линии, кажется, не только непересекающиеся друг с другом, но и противоречащие одна другой. Ада —1См.: Альтман М. С. Гоголевские традиции в творчестве Достоевского // Slavia. 1961.Т. 30. Вып. 3; Бахтин М.

М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1989.53змея, враг, противник. Однако Толстой удается вобрать в сложноепротиворечиереальнойжизнимотивы,спорящиедругсдругом,взаимоисключающие, в тексте рассказа в конечном итоге порождающиеподлинность, реалистичность, психологическую объемность.Ассоциативная и фонетическая перекличка слова ад и имени Адапозволяет буквально понять выражение «почта от Ады», т.е. «адская почта»,что еще более усиливается словосочетанием «адский планчик» (с. 132).«Адские детали» постепенно выстраивают мотивный ряд, обретающийсобственную сущность и воплощающий идею двусоставности мира: ад и рай,Бог и Дьявол.

В результате Ада становится своего рода посланником тогосвета как неизбежной составляющей представления о сложном и емкоммире в целом. Мотив двусоставного («дуального») мира, явленный в первомрассказе через со- и противо-поставление взрослого и детского миров,мечты-сказки и жизни-реальности, прошлого и настоящего, в этом рассказереализуется как антитеза противопоставленных мотивов мира живых имертвых, настоящего и вымышленного — в конечном счете порождающих всвоем диалектическом единстве цельность и подлинность реальности.Так, мотив причастности Ады-Николая к «потустороннему» мируоборачивается своей противоположностью: Ада-враг оказывается Николаемвозлюбленным Сони.

И так же, как это было прослежено в рассказе «Назолотом крыльце сидели», невидимая отсылка к мотиву жениха из «другогомира» (условно-фольклорного «мертвого жениха»1) вновь обнаруживаетглубины создаваемого Толстой художественного мира: спираль времениуводит героев в фольклоризированное и мифологизированное прошлое,смыкая тогда и теперь, расширяя пределы вселенной, в которой существуютперсонажи. Обращение Толстой к мотиву взаимодействия разных мировпозволяет говорить о попытке прозаика совместить бестелесный мир мечты(иллюзии) с миром реальной действительности (жизни), о стирании границ1Рассказы о мертвецах // Афанасьев А. Н.

Русские народные сказки. М., 1985. Т. 3. С. 60–70.54между видимым и невидимым. Ада — реальность, Николай — вымысел, ноони суть одно и то же. Толстая говорит о том, что Ада так активновключается в игру, так вживается в роль Николая, что сама едва ли непревращается в него: «порой в зеркале при вечернем освещении ей <Аде>мерещились усы на ее смугло-розовом личике» (с. 136). А по ходу развитиясюжета (блокадные эпизоды) Ада попросту вытесняется Николаем,действительно превращается в него. Рассказчик воспринимает Аду глазамиСони и уже прямо называет ее Николаем, описывает ее как лицо мужскогопола: «Николай лежал» (с.

138); «гладко побритый» (с. 139); «Соняприжалась к его глазам», «напоила его» (с. 139).Обращение Ады в Николая актуализирует в рассказе мифологическийпо своей природе мотив умирания и перерождения — «оборотничества»,который соотносится с архаической концепцией «двойственности» и«взаимооборачиваемости», т.е. взаимопроникновения различных сторондействительности друг в друга. Эта идея отражает мысль писателя:кажущееся истинным может быть ложным, а ложное может оказатьсяпоистине подлинным, реальное выдуманным — и наоборот.

Мотивоборотничества (обращения), не «материализованный» в тексте посредством«предметных» деталей, становится «непрописанным», но зримым мотивом,бросающим отсвет на отношения реальной возлюбленной и вымышленноговозлюбленного.Амбивалентные мотивы формируют художественный мир рассказаТолстой.

Шутка-выдумка Ады незаметно превращается для нее же в её«каторжное ядро» (с. 136). Выдуманный роман становится бременем, котороеей приходится нести. Выдуманный фантом становится частью ее жизни(мужское истощенное голодом тело, «проступающие» усики). Первоначальножестокая и всевластная, Ада сначала в письмах, а потом и в жизнипревращается в совсем иной характер-образ. Независимая и гордая, в днивойны и блокады она обращается в существо беспомощное и слабое,неспособное бороться за собственную жизнь: «съела все, что было можно»55(с. 137), похоронила отца, потом брата, написала Соне, что все было ложью,и легла на диван умирать.

Заметим, что еще одно (последнее) письмо к Сонестоит в ряду самых важных событий в жизни Ады, точнее — жизни и смертиАды. Любовь Николая (и ненависть Ады) к Соне становится частьюсущности героини. Мотив «эпистолярной» любви Николая становитсяважной слагаемой противоречивой духовной сущности Ады.Совершенно иначе в финале рассказа предстает главная героиня —Соня.Изнаивной,нелепой,романтичнойдевушки/женщиныСоняпревращается в истинного «героя», способного пожертвовать своимблагополучием (по сути — пожертвовать жизнью, последними остаткамиеды) ради другого (любимого) человека.

У казавшейся абсолютнобесхарактерной героини-дуры обнаруживается по-настоящему стойкий ирешительныйхарактер.Мотивюродства«оборачивается»мотивомподвижничества, мотив благодушия — мотивом жертвенности: Соня безсомнения берет последнюю «баночку довоенного томатного сока <…> cокатам было ровно на одну жизнь» (с. 138) и отправляется через весь городспасать свою любовь и мечту — Николая1.Мотив жертвенности и подвижничества — отдать жизнь за любимого,за свою мечту — становится высшим воплощением мотива святости июродства,проявляющимправедностьчистой(наивно-детской)душигероини2. Неслучайно в рассказе постоянным мотивом, сопровождающим1Можно предположить, что сок в рассказе становится заместителем «священной воды»,символом очищения и средством приобщения к духовному началу. В некоторой степени вэтом эпизоде обнаруживается и соединение мифологических мотивов «мертвого жениха»и «живой воды», возвращающей жениха к жизни.2Существенным в этой связи кажется и настойчивое напоминание о чертах лошади вовнешности героини: «Сонины лошадиные черты» (с.

127), «голова как у лошадиПржевальского» (с. 129), «обнажая костяные лошадиные зубы» (с. 136); «Соня — стараядура и лошадь» (с. 137). Как известно, в христианском искусстве конь выступаетсимволом отваги, смелости, благородства, щедрости, а также нередко становитсяолицетворением победы мучеников над грешным миром. Неслучайно конь выступаетпостоянным спутником святых — к примеру, св.

Георгия, Виктора, Маврикия, Мартина идр. Интересным оказывается и тот факт, что Ада неоднократно в рассказе сравнивается со«змеей» (с. 132), «острая, худая, по-змеиному элегантная» (с. 139) и др., т.е.противостояние героинь отчасти сопоставимо с архаическим мотивом «змееборчества»56образ Сони, становится образ-мотив голубя — «белого эмалевого голубка»(с. 130), который героиня никогда не снимала. Эмалевый голубоквоспринимается символом духовной высоты Сони, ее «голубиного духа», асама героиня — земным воплощением, «заместителем» «Святого Духа».Образ-символ «белого голубя» в рассказе воскрешает мотив райского сада,сада Эдема, идиллического пространства, прослеженного в рассказе «Назолотом крыльце сидели», и указывает на связь различных рассказовТолстой, единство их проблематики и близость мотивной системы.

Сонядура — персонаж с детской душой, подобно героиням первого рассказаписателя,воплощаетчерты«неотмирности»,наивностиичистоты,доверчивости и открытости свойственных детству. За образом Сони вновьпрочитываются мотивы утраченного человечеством рая, единичности иобреченности повзрослевших душ.Мотивы умирания и возрождения, рождения и взросления детскойдуши вновь возникают в тексте рассказа Толстой. Фраза «Жил человек — инет его.

Только имя осталось» (с. 126), открывающая повествование,порождает мотив памяти в рассказе, который в конечном итоге перерастает(«оборачивается») в мотив бессмертия главной героини1. О Сониной брошкеголубке Толстая метафорически говорит: «…голубков огонь не берет»(с. 140).(см.: Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. С. 203). Обархаическом мотиве змееборчества см., напр.: Афанасьев А. Н.

Поэтические воззренияславян на природу. М., 1995. Т. 2; Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки.СПб., 1996; и др.Кроме того лошадиные черты внешности героини Толстой, кажется, возможноинтерпретировать иначе. Учитывая некоторые отсылки в образе Сони к сказочномуИвану-дураку, который, по мнению исследователей фольклора и мифологии, связан скосмологической символикой и сам может быть понят как своего рода «первочеловек»,соотносимый с мировым древом и его атрибутами, важным становится и ещё один мотив.В ряде сказок в ветвях древа Иван-дурак пасёт своего коня (ср.: мотив «конь у мировогодерева» / «конь мирового дерева») (см., напр.: Иванов Вяч., Топоров В. Н. Иван Дурак //Мифологический словарь / под ред.

Е. М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия,1990. С. 226). У Толстой Соня совмещает в себе черты и дурака, и лошади и как будтоудваивает космологическую символику, становится «первочеловеком» в квадрате.1Мотив памяти поддерживается в тексте указанием на то, что главная героиня быламузейным работником, музейным хранителем. Образная мотивика «музей // память».57В целом образ Сони может быть соотнесен с мифологическимимотивами, формирующими увиденный еще в первом рассказе писателя образперсонажа-«первочеловека», который прошел через смерть и обрел новуюжизнь в памяти окружающих (детей, друзей, врагов). Толстая (особенно вфинале рассказа) фокусирует внимание прежде всего на нравственнойсоставляющей образа Сони, ее духе, провозглашая величие и мужество душиодинокого, по-детски наивного «маленького» героя1.Мотивы памяти, мечты, святости, жертвенности главной героини Сони,мудрой душой, в конечном счете оказывают влияние и на образ ее врага,змеи-Ады.

Ада в финале рассказа из «адской» выдумщицы и по-своемужестокой фурии превращается в героиню более сложную и психологическиемкую — задумчивую, таинственную, внутренне скрытую, хранящуюСонины письма (и эмалевого голубка) и как будто понявшую нечто важное.Мотив беспамятства, связанный с образом Ады, накладывается на мотивпамятливости,связанныйсобразомСони,мотивненавиститрансформируется на основе ее образа в мотив любви — не только любвимужчины и женщины, но человеческой любви, почти библейской: «возлюбиближнего как самого себя».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее