Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 12

PDF-файл Диссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой), страница 12 Филология (49443): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой) - PDF, страница 12 (49443) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой". PDF-файл из архива "Мотивный комплекс прозы Татьяны Толстой", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Мотив утраченного рая (Адой) вновь1Со- и противо-поставленная героиня встречается в рассказе «Огонь и пыль». ПодобноСониной, внешность главной героини Светланы вызывает насмешки окружающих:«черный рот, где пеньки зубов» (с. 142), «полуодетая, или одетая не с того конца: на босуногу — детские задубелые ботиночки среди зимы, руки красные, в цыпках» (с. 142). УСветланы тоже (почти) ругательное, оскорбительное прозвище Пипка (пипка обозначаетполовой орган, либо маленькую вещь, штучку, безделушку — см., напр.: Елистратов В.Словарь русского арго // http://www.gramota.ru/slovari/argo/).

Главными характеристикамиПипки, как и Сони, становятся определения «безумная» (с. 141), «сумасшедшая» (с. 144) ит.д. Она никем всерьез не воспринимается: «Да разве Пипка человек?» (с. 141).Безродность героини и неустроенность жизни («неизвестно, куда подевалась Пипка, какнеизвестно, откуда она вообще взялась»; с.

145) сближают ее с Соней. Однако если Сонинобраз жизни несет идею святости, безгрешности, то жизнь Светланы переполнена грехоми пороком: «способна на все» (с. 144). По-разному героини проверяются и любовью. Вотличие от своего «прототипа» Светка-Пипка, жизнь которой, кажется, насыщеналюбовными приключениями, в гораздо большей степени одинока и несчастна. «Огонь ипламя» (с. 162) любви Светланы (ср.: имя героини имеет корень «свет», что усиливаетассоциативную связь со светом огня, пламени) прогорает дотла, и от пламени, которое«было видно издалека и стояло столбом до неба» (с. 162), остаются «одни угольки»,«пыль», символизируя тщетность поисков настоящей любви Светланой.58актуализируется, но теперь переформатируется — Ада наконец обретаетпокой и смирение, эгоизм сменяется человеколюбием.Рассказ «Соня» в прозе Толстой оказывается значимым не толькопотому, что ее взрослые герои оказываются глубже и сложнее по сравнениюс героями-детьми, а сюжетные коллизии заставляют задуматься о смыслежизни и существования человека, но еще и потому, что в этом рассказеобнаруживается динамика и развитие — усложнение — мотивов детства(детскости, инфантильности) — мечты, счастья, чистоты, любви и др.Комплекс мотивов «детскости» усложняется и разрастается (чистота →жертвенность, любовь → самоотдача, ненависть → любовь), теснеесмыкается с мотивами памяти/памятливости (образные ряды музей, письмо,фотография),обнаруживаетновыегранивмотивахюродства,праведничества, святости («дурости»).В традиции классической русской литературы образ толстовской Сонивстраивается в ряд «вечной Сонечки», жертвенной героини русской прозы —Сони Мармеладовой Ф.

Достоевского или Наташиной кузины Сони изромана Л. Толстого «Война и мир». Мотив детскости и инфантильности уТолстой перерастает в мотив высокой и возвышающей жертвенности,имеющей своими истоками любовь и человеколюбие.На фоне новизны и трансформаций, которые переживает мотивныйкомплекс рассказа Толстой «Соня», тем не менее в своих основныхдоминантных чертах он остается цельным и целостным — по-современному«толстовским».59§ 1.3. Инвариантный мотив памяти и вариации его воплощения врассказе «Милая Шура»Идейно-художественноесвоеобразиеповествованияТолстой,направленное на углубление изображаемой реальности и обнаружение в нейсущностных основ человеческого бытия, максимально ярко проявляется вмотиве памяти и комплексе мотивов, с ним связанных.МотивпамятивомногихрассказахТолстойстановитсяструктурообразующим, художественно-значимым и обнаруживает своюдинамику и вариативность.

Память как процесс отображения, воссозданияжизни в рассказах писателя, с одной стороны, сплетается с мотивамизапоминания и познания1, т.е. процессом непроизвольного первичногоузнавания и понимания окружающего мира (например, в рассказах одетстве). С другой стороны, концепт памяти реализуется через мотиввоспоминания, т.е. собирания и воскрешения прошедшей жизни героя.Подобнопроцессу«вторичного»познания,синойвременнойипсихологической позиции (преимущественно в рассказах, где главные героивзрослые или старики)2, герои Толстой либо вспоминают былое, либорассказывают о нем.Мотив воспоминаний последовательно реализуется в рассказе «МилаяШура»3,вегообразнойсистеме,пространственно-временнойикомпозиционной организации, в лексическом и синтаксическом строе.Главная героиня рассказа — старушка Александра Эрнестовна: «Ей 90лет, подумала я.

Но на 6 лет ошиблась» (с. 220)1.1Существенным условием запоминания являются процессы узнавания и понимания(узнать — значит познать, т.е. запоминание — акт познания). См.: Коломинский Я. Л.Человек: психология. М.: Просвещение, 1986. С. 113−158.2Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени / перевод В. И. Молчанова.М., 1994. С. 34−39.3Толстая Т. Милая Шура // Октябрь. 1985. № 12. С.

113–117. Рассказ «Милая Шура»относится к числу ранних и наиболее удачных произведений Толстой, которые привлеклиогромное количество читателей к её прозе.60Первая встреча рассказчицы с героиней происходит на улице: «Чулкиспущены, ноги — подворотней, черный костюмчик засален и протерт <…>движется <…> широким циркулем переставляя свои дореволюционныеноги»; «страшное бельишко»; «белая шляпа, побрякивающая мертвымифруктами»(с.220−221).Нелепаявнешностьгероинидополняетсянесомненно привлекательными чертами — неслучайно рассказчица называетстарушку милая: «она улыбается утру, улыбается мне» (с.

221). Кажется, ейприсущанекаябожественнаяозаренность.«Блаженноулыбаясьзатуманенными от счастья глазами» (с. 221), идет Александра Эрнестовна поулице, подчиняя своему настроению саму природу: «розовое московскоесолнце <…> солнечный воздух <…> шпиль, голуби, ангелы <…>» (с. 220).Героиня Толстой абсолютно одинока: детей у нее нет, мужья умерли,«одна на свете, а так хочется поболтать» (с. 223).

Мотив одиночества врассказе неразрывно связан с мотивом чуждости персонажа внешнему миру.Героиня рассказа находится будто «вне мира», становится помехойокружающим. В кинотеатре к ней обращаются: «Снимите шляпу, бабуля!ничего же не видно!» (с. 221).Единственным посредником героини в общении с внешним миромстановится автор-рассказчик: «Она закрутилась в потоке огнедышащихмашин <…>, заметалась, теряя направление, вцепилась в мою руку ивыплыла на спасительный берег» (с. 222). Заданная автором антиномияметафоричных образов реки и берега рождает ряд устойчивых мотивныхоппозиций: движения и покоя (застоя), стрелы времени и круга времени,потока воспоминаний и забвения, в конечном итоге — жизни и смерти, особозначимых для понимания художественной идеи рассказа.Дом Александры Эрнестовны — «коммунальное убежище <…> Двекрошечные комнатки, лепной высокий потолок» (выд.

мной. — Е. Б., с. 222)— представляет собой не только пространственное убежище героини, но и1Здесь и далее ссылки на рассказ даются по изд.: Толстая Т. Белые стены. М: Эксмо,2004, — с указанием страниц в скобках.61хранилище ее памяти, воспоминаний о молодости. Семантическая емкостьконцепта дом (убежище, хранилище) порождает ассоциативный ряд: дом —воспоминания — память — сознание — душа. Комнатное пространствогероини, отгороженное «дремучим разбойным лесом» (с. 226), запертое«готическими дверными створками» (с. 228)1, становится метафорическимвоплощением сужающегося сознания героини, одолеваемого забвением.Образ-метафора бесконечно длинного «коридорного туннеля» (c.

226), покоторому «надо идти далеко, в другой город», где по пути «двадцать трисоседа молчат за дверьми», а в конце «огонек» (с. 226) сродни процессудолгого жизненного пути героини, где каждое воспоминание и событиеживет по соседству с другим.Мотив памяти охватывает все повествование и определяет хронотопрассказа. Воспоминания помогают преодолеть линейность реальноговремени и погрузиться во время круговое, «слепое» время (с. 233), времяпамяти, где неразрывно и хаотично связаны прошлое, настоящее и дажебудущее.

Память у Толстой уподобляется неподвижной «тонкой паутине»(с. 226), покрывающей живые воспоминания героини.МотиввоспоминанийврассказеТолстойвоплощаетидеюнеуничтожимости прошлого, поскольку прошлое — это не безвозвратноушедшее время, а существующая рядом иная реальность, на «другом берегу»,куда нужно лишь «зашифрованный пропуск», «билет на тот берег» (с.

225).Прошлое в рассказе оказывается многослойным и неравнозначным.Самое яркое, объемное, проходящее красной нитью в рассказе воспоминание— Иван Николаевич, молодой, «настойчивый, но небогатый» (с. 226),зовущий на юг, в Крым. Его образ «стиснут в альбоме» (с. 222), «застыл»вместе с тем временем: не прошлым, не будущим, а вечным настоящим: «Вот1Невольно возникает параллель с другим рассказом Толстой — «На золотом крыльцесидели…», в котором тоже есть «комната — мечта, сказка, воспоминание»: «заветнаядверь в пещеру Алладина.

О комната! О детские сны! <…> Водопад бархата, страусовыеперья кружев, ливень фарфора, золотые столбы рам и драгоценные столики на гнутыхножках» (с. 13–15).62он — рядом, — руку протяни! Вот, возьми его в руки <…> вот он <…> чутьпожелтевший Николай Иванович!» (с. 229). О «настоящем» временипрошлого свидетельствуют формы глаголов, используемые при описанииИвана Николаевича: «ждет, бегает как тигр» (с. 225). «Он ничего не знает,ничего не замечает, он ждет, время сбилось с пути» (с.

233). Настоящеевремя и несовершенный вид глаголов указывают на повторяющиеся, одни ите же действия, предполагающие «синхронную позицию» рассказчиканаблюдателяиописываемыхсобытий.Грамматическиеформыобнаруживают невозможность для героини забыть Ивана Николаевича.В сотворении и воскрешении образа Ивана Николаевича в рассказеучаствуютмножествопрямыхикосвенныхнезабываемыхдеталей,эмоциональных оттенков: белый китель, голубые небеса, райский берегКрыма, одуванчики, сирень, ласковый песочек, ощущение близкого счастья1.В воспоминании героини важным оказывается каждый штрих, мельчайшаяподробность, которые в совокупности создают образ вечности, бессмертиямечты, счастья.Менее значительны, но насыщенны и емки в рассказе описаниявеселой, роскошной жизни с первым и вторым мужем: «Первый был адвокат.Знаменитый.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее