Диссертация (Язык проповедей Гаврилы Стефановича-Венцловича как предвестник сербского литературного языка на народной основе), страница 8

PDF-файл Диссертация (Язык проповедей Гаврилы Стефановича-Венцловича как предвестник сербского литературного языка на народной основе), страница 8 Филология (49042): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Язык проповедей Гаврилы Стефановича-Венцловича как предвестник сербского литературного языка на народной основе) - PDF, страница 8 (490422019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Язык проповедей Гаврилы Стефановича-Венцловича как предвестник сербского литературного языка на народной основе". PDF-файл из архива "Язык проповедей Гаврилы Стефановича-Венцловича как предвестник сербского литературного языка на народной основе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

«Аллегории, остроумные обращения кслушателям, мистические видения, исполненные поэзии и красоты, а такжецелый ряд философских представлений Венцловича можно без сомненияотнести к греческим источникам: византийской гомилетике и сочинениямЗлатоуста прежде всего»2.Трифуновић Ђ. Стара српска књижевност. Београд: Чигоја штампа, 2009. С.

68.Гаврил Стефановић-Венцловић. Црни биво у срцу / Избор, предговор и редакција Милорад Павић.Београд: Просвета, 1966. С. 52.1237Другая школа, с которой связаны проповеди Венцловича, — болеесовременная, относящаяся приблизительно к его времени. Это школаукраинской гомилетики, к которой относятся сочинения архимандритаИоаникия Галятовского, архиепископа Лазаря Барановича, митрополитаИсайи Копинского и Симеона Полоцкого, появившиеся в период ПольскоЛитовской унии. То, что выбор Венцловича пал на представителей именноэтой проповеднической школы, объясняется сходством условий, в которыхоказалась сербская православная церковь в Венгрии, с условиями, которыеспособствовали развитию полемической украинской литературы.

Влияниюэтой школы можно приписать просветительские, рационалистические идеи,которыми проникнуты многие проповеди Венцловича, когда он выступает вкачестве поборника народного просвещения, поощряя такие качества, какобразованность, трудолюбие, здравый смысл и рассудительность, и обличаядурные обычаи, лень и невежество.Новаторство Венцловича, таким образом, заключалось не в том, что онписал, а в том, как он писал. Не являясь вполне оригинальным писателем вплане содержания (а этого не только не требовал, но и не допускал тот жанр,в котором он работал), Венцлович в полной мере проявил своюоригинальность в плане выражения.

Его проповеди, предназначенные дляопределенного круга людей, живших в конкретный момент времени, имеличеткуюпрактическуюнаправленность —защитаправославия,а,следовательно, и национального самосознания сербов, от натиска иезуитов иуниатов. Использование народного языка было вызвано практическойнеобходимостью — бороться с католическими миссионерами их жесредствами, т.е. с помощью просвещения. Венцлович отдавал себе отчет в«революционности» своего шага и пытался обосновать его перед высшимицерковными кругами. Причем в обосновании своей рационалистическойидеи о том, что для народа следует писать на языке, понятном народу, онприбегал к тем же аргументам и цитатам из Священного писания, которые донего использовали первопросветители Кирилл и Мефодий.

На страницах38своих рукописей Венцлович приводит цитату из апостола Павла: «Аконепознат глас труба даје, ко ће се на бој приправити? Тако и ви, аконеблагоразумно речи даднете народима, како ће разумети говорено?» (1Кор14:8–9). В одной из проповедей он восклицает: «Просто вам ово говоримвашим србским језиком, а не по књишки скривено, ни по лешки, пољачки лишљапам…»Важно отметить, что Венцлович четко осознавал разницу между двумятипами языка — сербским народным и ЦСЛ СР, оставляя за вторым званиелитературного языка и используя первый для решения насущных задач. Егопроповеди несут на себе яркую печать той исторической реальности, вкоторой они появились.

В плане языка — это, прежде всего, пестрота,многослойность, обилие турцизмов, присутствие экавских и иекавскихдиалектных форм. Эта особенность являлась отражением этническогоразнообразия той среды, в которой создавал свои сочинения Венцлович,причинами которого были как миграции конца XVII – первой половиныXVIII в., так и активные торговые связи сербов на территории Венгрии.С другой стороны, язык Венцловича имеет прочную традицию, воснове которой — предшествующие поколения письменности на ЦСЛ СР.Именно отсюда — библейский стиль в языке Венцловича, его богатаяметафоричность.Взаимопроникновением этих двухтипов языка — «нового» и«старого» — отмечены все сочинения Венцловича, написанные для народа.Чтобы сделать старые теологические и другие тексты более понятнымидля своих слушателей, Венцлович сербизировал их, иногда до такой степени,что язык простых людей в библейских преданиях звучал как язык тех самыхлодочников и крестьян, к которым была обращена проповедь.

С этой жецелью, стремясь привести форму и стиль своих обращений в соответствие спотребностями и возможностями слушателей, Венцлович вводит в проповедиэлементы народного творчества, фольклора: песни, поверья, пословицы изагадки, типичные народные обращения и приветствия, сербские названия39церковных праздников. На страницах его книг рассыпан целый сборникнародных пословиц, поговорок и загадок.В то же время, при описании реалий жизни сербского народа,оплакивании ее тягот и обличении пороков Венцловичу удавалось возвыситьповествование до ветхозаветной патетики — и этому, прежде всего,способствовала архаичная сербскославянская лексика, библейские образы,почерпнутые из Священного Писания и литературы предшествовавшейэпохи, создававшейся на ЦСЛ СР.То разнообразие, которое проявляется в проповедях Венцловича науровне языка, отражено и в сфере их тематики: здесь и почти чтопростонародныепоучения, иутонченнаяметафизическаясимволика,библейские предания, пересказанные прекрасно приспособленным для этогонародным языком, отрывки из сербской, греческой и древнееврейскойистории, философские рассуждения, сведения о живописи, музыке илитургическом пении.

Одним словом, выступая в качестве просветителя иединственного учителя своей малообразованной паствы, Венцлович включалв свои проповеди все, что при других обстоятельствах сообщалось бы спомощью печатного слова.Несоздаваякакой-либотеоретическойпрограммы,Венцловичреализует практическую программу в своих сочинениях на народном языке.Суть этой программы — демократизация языка, ее цель — сделатьсодержание написанных на этом языке сочинений доступным для широкихнародных слоев. Помимо преобразования самого языкового строя, преждевсего в области лексики, новаторство Венцловича коснулось и графики:использование народных слов и выражений, содержавших чисто сербскиезвуки,незнакомыецерковномуязыку,требовалоопределенныхнововведений в системе письма.Фигура Венцловича уникальна во многих отношениях.Он единственный среди писателей того периода использует длянаписания текстов два языка: ЦСЛ СР и сербский народный диалект.

При40этом четко разделяет два языка, различая их в том числе графически:проповеди на народном языке написаны в основном скорописью илиполууставом, тексты сакрального характера на «священном» церковномязыке — уставным торжественным письмом, с богатыми инициалами ииллюстрациями.Период творческой активности Венцловича совпадает с периодомвведения в обиход сербской православной церкви церковнославянскогоязыка новой, русской редакции.

Тем не менее, он до конца остается верентрадиции, которую усвоил, обучаясь у монахов-рачан, и в его сочиненияхпрактически отсутствуют славянизмы русской редакции.Его обращение к народному языку не было выражением сознательной,идейной установки, а преследовало чисто практические цели: обратиться кпастве на понятном для нее языке, оградить от униатов, указать на пороки,ободрить и утешить, призвать к добродетельной жизни. Тем не менее, длянего язык не становится средством чисто утилитарным, как для ряда другихсветских писателей XVIII в.

Для него писательство — это один из способовслужения, работа, ничуть не менее значимая для существования человека,чем крестьянский труд. Частой метафорой в его сочинениях становитсяписатель как сеятель семени — слов истины, как кормилец человеческих души их врачеватель.Он был гораздо менее образован по сравнению с некоторыми своимисовременниками, которые получили образование в «элитных» украинскихшколах — в то время лучших образовательных учреждениях во всемправославном мире. Но именно благодаря этому факту, а также приходскойжизни в окружении простых верующих его языковое чутье не былонарушено иноязычными влияниями, а язык его сочинений остался вернымнародному духу. В отличие от своих «ученых» современников, Венцловичпроповедует на народном языке, в то время как «украинские» ученикиобращаются к пастве на ЦСЛ РР — официальном языке Карловацкоймитрополии.41Несмотря на известные пробелы в образовании, точнее, на отсутствиесхоластического образования западного образца, на протяжении всей своейжизни Венцлович занимался филологическими изысканиями и сумел достичьвысоких результатов, предвосхитив некоторые позднейшие преобразования.В частности, он более чем за сто лет до Вука Караджича осуществил попыткуреформирования азбуки и начал использовать ряд букв, которые ввел вобиход Караджич и которые с тех пор закрепились в сербской азбуке.В рассматриваемую эпоху проповедь получает чрезвычайно важноезначение, она даже переносится с конца богослужения в середину.

Получаютширокое распространение сборники проповедей, составлявшиеся преждевсего для помощи проповедникам, которым не хватало знаний для сочинениясобственных проповедей. Кроме того, право на собственную проповедьимело лишь небольшое число ученых богословов. Остальные должны былипридерживаться содержания печатных сборников проповедей. Позднее всербской православной церкви было прописано читать проповеди изсборников Симеона Полоцкого 1.

Вероятно, при жизни Венцловича контроляза употреблением сборников проповедей еще не было. Он сам выбиралпроповеди из доступных сборников и переводил их на народный язык.Таким образом, сочинения Венцловича — не оригинальные в полномсмысле этого слова, однако и переводами их назвать трудно. В текстпереводов Венцлович добавляет реалии окружающей его жизни, поясняетмалопонятное пастве, пересказывает и комментирует отрывки из СвященногоПисания.Перед Венцловичем стояла сложная задача — создать литературныйязык на народной основе в период существования диглоссии. Для этогонеобходимо было осуществить слияние церковнославянского языка инародного идиома таким образом, чтобы один тип языка поддерживал другойдля обеспечения максимальной понятности текста. В поиске новых решенийМирослав Тимотијевић.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее