Диссертация (Язык проповедей Гаврилы Стефановича-Венцловича как предвестник сербского литературного языка на народной основе), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Язык проповедей Гаврилы Стефановича-Венцловича как предвестник сербского литературного языка на народной основе". PDF-файл из архива "Язык проповедей Гаврилы Стефановича-Венцловича как предвестник сербского литературного языка на народной основе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
За и против Вука. Подгорица, 2007.Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. Москва: Наука, 1988. С. 44.47буквами для передачи типично сербских звуков. Более чем за сто лет дореформы Вука Караджича Венцлович вводит в обиход три буквы из пяти, длякоторых позже Караджич создаст собственные варианты, а также внекоторой степени упрощает церковнославянскую азбуку, перенасыщенную«лишними» буквами.ОтрывкиизтекстарукописныхсочиненийВенцловича,представленные М.
Павичем как «поэтические», являются «мистификацией»во всем, кроме языка. Неоспорима их богатая образность и метафоричность,а, следовательно, и поэтическое дарование автора, хоть и не являющегосяпоэтом в соответствии с современными понятиями.§ 1. Рукописи Г. С. Венцловича на народном языке в архиве САНУОсновная часть рукописей Г.С. Венцловича хранится в АрхивеСербской Академии наук и искусств (серб. Српска академија наука иуметности — САНУ) в Белграде (за исключением отдельных сочинений,хранящихся в Москве и в Сентандре), а проповеди Венцловича на народномязыке — т.е. та часть его наследия, которая предоставляет больше всегоматериала для лингвистического исследования, — все собраны в АрхивеСАНУ.
На сегодняшний день идентифицировано девять рукописных книг,относящихся к наследию Венцловича на народном языке. Это следующиерукописи:1.«Поȣченїа и слова разлика и пролози нарочитимъ светимъ ипраздникомъ» — 1732 г.2–3. Перевод сборника проповедей Лазаря Барановича «Мач духовни»(«Меч духовный» — 1666 г.) в трех книгах, из которых сохранилосьдве — 1736 г. (I, II)4.«Житїа, слова и поȣке разнихъ светаца» (перевод сборникаЛазаря Барановича «Трубы словес проповедных на нарочитыя днипраздников господских, Богородичных, Ангельских, Пророческих»48(1674 г.)) — 1740 г.5.«Великопостникъ» (проповеди и жития) — 1741 г.6.«Пентикости триода поȣченїа са синаксари Сказїиваниѥ изкниге зовомии Кључъ» (перевод сборника проповедей ИоанникияГалятовского «Ключ разумения») — 1743 г.7.«Слова избранна праздником светихъ отецъ нашихъ» (переводыиз Отцов церкви и сборника проповедей Лазаря Барановича) — 1745 г.8–9.
«Поȣченїе избранное от светаго евангелїа и от многихъбожаставнихъ писани» (перевод с русского языка) в двух книгах —1745 г. и 1746 г. (I, II).§ 2. Описание рукописи 1732 г.«Поȣченїа и слова разлика и пролози различитимъ светимъ ипраздникомъ»В качестве источника материала для настоящего исследования былавыбрана рукопись 1732 г. «Поȣченїа и слова разлика...», представляющаясобой первый образец сборников проповедей Г.С. Венцловича на народномязыке. Эта рукопись хранится в САНУ под сигнатурой 271.Рукопись содержит 351 лист (702 страницы) с текстом на обеихсторонах, написанным на бумаге полууставом.
Венцлович использовалпринцип нумерации на основе листов, а не страниц: номер стоит в левом иправом верхнем углах каждого разворота, причем номер, стоящий в правомверхнем углу, дублируется в левом верхнем углу следующего разворота: 1–2,2–3, 3–4 и т. д. Для обозначения номеров страниц в данной работеиспользуются буквенно-числовые обозначения: 1а, 1б, 2а, 2б и т. д.
(вместо 1,2, 3, 4).Содержание рукописи представляет собой перевод и переработкуотрывков из различных сборников (в основном русских), предназначенныхдля чтения в церкви в сентябре и октябре. В ходе анализа рукописи, наосновании пояснений самого автора, было выявлено девять источников,49которыми Венцлович пользовался для составления данного сборника:1.«Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздниковГосподских, Богородичных, Ангельских, Пророческих» Лазаря Барановича;2.«Ключ разумения» Иоанникия Галятовского;3.«Слово о святых Иоакиме и Анне, славных родителяхБогородицы Марии» блаженного Космы Веститора;4.Пролог(Синаксарь) — древнерусскийцерковно-учительныйсборник сокращенных житий святых, а также поучительных слов ВасилияВеликого, Иоанна Златоуста и проч., в котором они расположены по днямгода; ведет свое происхождение от византийских месяцесловов, илисинаксарей;5.Маргарит — переводной сборник уставных чтений, состоящий изизбранных слов, бесед и поучений Иоанна Златоуста;в6.«Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина;7.«Московская» псалтирь — московская печатная псалтирь XVII в.,которуювходилапредисловнаячасть«Окрестномзнамении»,разъяснявшая символическое значение и одновременно утверждавшаяправильность принятого в Московском государстве способа осенять себякрестом1;8.Патерик — сборник изречений святых отцов, подвижников илирассказов о них (не указано, какой именно);9.предположительно 2 — «Учительное евангелие» — сборник беседи поучений с толкованием евангельских текстов, напечатанный ИваномФедоровым и Петром Мстиславцем в Заблудовской типографии в Литве в1568 г.Текст рукописи разделен на две части по календарному принципу:Вознесенский А.
В. История славянской печатной псалтири: московская традиция XVI-XVII веков: простаяпсалтирь: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.01. —Санкт-Петербург, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://odrl.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=8305(дата обращения: 01.06.2016).2Венцлович так говорит об этом источнике: «Из книге старога поученија, штампатога ва Литове прикраљу пољском Жигмунду. При митрополиту Кијевском Ионе.
Ва лето а7фxи».150«Слова» для чтения в сентябре и «Слова» для чтения в октябре. Вводнаячасть каждого «Слова» украшена инициалом и оформлена краснымичернилами. Красными чернилами также оформлены цитаты из СвященногоПисания и, часто, заключительные части «Слов», а также другие слова исинтагмы, которые требовалось подчеркнуть. При этом, если сам текст«Слова» написан на народном языке, то вводная и заключительная части, восновном содержащие молитвенное обращение к Богу, Богородице илисвятым, а также цитаты из Священного Писания — на церковнославянском,что подчеркивает их сакральный характер.Рукопись содержит 94 «Слова» разного объема: 47 в первой части (засентябрь) и 47 во второй части (за октябрь).
Тематически «Слова» можноразделить на следующие несколько групп:oПрежде всего, это «Слова», посвященные праздникам, которыеЦерковь празднует в сентябре и октябре: Рождество пресвятой Богородицы,ЗачатиесвятогоИоаннаПредтечи,ПокровпресвятойБогородицы,Воздвижение честного и животворящего Креста, Собор АрхистратигаМихаила и прочих Небесных Сил бесплотных, память святых отцев VIIВселенского Собора и т. д.oЗначительную часть текста составляют «Слова», посвященныеотдельным святым, память которых приходится на сентябрь-октябрь: св.Симеону Столпнику, свв. Иоакиму и Анне, св. евангелисту ИоаннуБогослову, свв.
апостолам Фоме и Иакову, св. евангелисту Луке, св. ПеткеТырновской (Болгарской), св. Димитрию Солунскому и т. д. Это и описанияжитий, подвигов, страданий и чудес, и так называемые «похвальные Слова»,в которых, часто в поэтической форме, перечисляются добродетели святого.oТретью группу «Слов» составляют отрывки из поучений святыхотцов, в которых речь идет о страстях и борьбе с ними и о христианскихдобродетелях (в основном это отрывки из Пролога, Маргарита и Патерика).
Вэтих «Словах» Венцлович часто затрагивает особенно актуальные для своегоокружения проблемы, обличает пороки своей паствы. Например, со страницы5139б по страницу 50а в текст рукописи включены «Слова» под общимзаголовком «Слова нека о разликих вештех поучителна из Пролога»: «Словоо гњеве», «Наказание великога Василиа», «Слово од Лимониса о подвигу»,«Слово јеже не осуждати, но миловати сагрешајуштеје», «Поучение светогФеодора Студитскога, не отчајавати се своих ради грех божие милости»,«Слово Григориа Монаха, да се не ленимо о свом спасенију», «Слово омилостињи. Кои дели сиромаху, то Христу даје», «Слово Светога ЈоаннаЗлатоустог.
Како ваља послушати или чатити книге».Также в рукопись включена группа «Слов» святого АнтиохаПалестинского: «Слово светога Антиоха о објадении», «Тогожде Антиохиа:Слово о пианстве», «Слово III светога Антиоха. О лихоимании и проч.»,«Слово IX о клевети и шапату» и т. д.Венцлович затрагивает и тему социальной справедливости в таких «словах»,как «Слово пророка Захарие к немилостивим кнезем», «Слово светога ПетраЧрноризца, на богатие и убогие».Не обошел Венцлович стороной и такую актуальную для его временипроблему, как прозелитизм католических священников и попытки венгровнавязать сербам унию: в составе рукописи имеется и «Слово ЈоаннаЗлатоустаго.
О лажних учитељех».Помимораспространенныхпороковилипротивоположныхимдобродетелей, в «Словах» этого типа затрагиваются и более возвышенные,метафизические темы: «Слово светога Антиоха о чајании будуштих благ»,«Слово светога Јоанна Златоустаго о молитве», «Слово светаго оцаЈевгариа о умилении душе», «Слово светаго Максима о љубви», «СловоЈоанна Милостивога о исходе души и о васходе јеј на небеса по смрти».К этой же группе можно отнести «Слова», в которых затрагиваютсяпрактические аспекты христианской жизни, разъясняется смысл обрядови т. п.: «О поклоњении на вастоки, глава XIII» (из Иоанна Дамаскина),«Изјављение накратко из Псалтира Московскога. Како подобает свое деснеруке крстити се прстима васакому Христианину».52oЧетвертую группу «Слов» составляют различные занимательныеистории («повести»), в которых описываются какой-либо грех илидобродетель или же чудеса святых: «Чудо светаго Симеона о презвитеренекојем», «На памет бившаго чудесе светаго архистратига Михаила ваХонех», «Слово о јуноши јегоже спасе свети Јоан Богослов од разбојничаства»,«Слово и повест о видении Козми игумена, зело полазна и страшна», «Повестсветаго Андреа Јуродиваго.
О некоем блуднице умаршему», «Слово о некоемчрнцу лицемернем», «Повест о разбојнице спасшем се за десет дни ради своихслз», «Слово о Теодоре купце, иже вазимаше злато у жидовима. Дав поручникаобраз Христов, иже над врати беше Мусиеју устроен», «Слово о некоемигумену.