Диссертация (Феномен социальных сетей акторно-сетевой контекст, теоретико-методологический анализ), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен социальных сетей акторно-сетевой контекст, теоретико-методологический анализ". PDF-файл из архива "Феномен социальных сетей акторно-сетевой контекст, теоретико-методологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Большинство понятий, используемых современнымипоследователями сетевого и актор-сетевого (социальная сеть, актор, актанты,артефакты, флюиды, актор-сеть, медиатор) подходов являются результатом болееранних концептов, некоторым же присваивается значение отличноеотбытовавшего ранее. Для того чтобы оценить все возможности сетевого подхода,Г.В.
Градосельская предлагает «перевести концепты традиционной социологии всетевые термины»1. Нужно отметить, что это не всегда допустимо. Можно пойтипо другому пути – пути поиска неочевидных связей сетевых подходов склассическими концепциями.Другуютеоретическуюобластьпредставляетсобойразмышлениеосоциальной сети как целостной «квазиреальности» [Роуз Р., Сивиринов Б. С. ] и еёфеноменологии [Серл Дж., Луман Н., Шюц А., Бергер П., Лукман Т., Куликов Д.В.].1Градосельская Г. В.
Сетевые измерения в социологии. М., 2004. С. 9.7Этот вопрос подводит нас к проблеме соотношения понятий (социальной)системы[МатуранаУ.,ВареллаФ.(радикальныйэпистемологическийконструктивизм), Парсонс Т., Луман Н., Юдин Э. Г., Блауберг И. В., Этциони А.]и (социальной) сети [Каллон М., Вулгар С., Латур Б., Ло Дж.], их структуры[Коллинз Г., Хабермас Ю., Вассерман С., Веллман Б., Градосельская Г. В.], целей[Уэллман Б., Гладарев Б.С.], отличительных факторов и механизмов, описанныхво второй главе.
Несмотря на большое количество авторов, ни один из них неуделял внимание соотношению понятий сети и системы. Очевидно, что рядвыводов, полученных при анализе социальных систем, которые находятся вовнимании различных ученых гораздо более длительное время, чем социальныесети могут быть применены при анализе актор-сетей, однако, что это за выводы икаковы границы приравнивания систем и сетей, об этом в научном мире пока недискутируют.Также открыта дискуссия о «сетевом» характере современного общества (уМ.
Кастельса в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»это новая модель социального устройства, А.В. Назарук) в противовес егосистемному характеру [Луман Н., Этциони А.].Основныеинтенциивышеобозначенныхисследованиймогутслужитьсерьезной теоретической базой для изучения как социальных сетей, так и акторсетей в частности, оставляя на периферии внимания проблемы, характерные длясоциального дискурса, вопросы объяснения устройства общества, культуры, роличеловека, диалога вещей и систем.Научнаяактуальностьдиссертационногоисследованияобусловленаотсутствием достаточного чёткого теоретико-методологического обоснованияпонятия «социальная сеть», предполагающего встраивание данного понятия всоциологическоезнание.Решениеэтойпроблемыявляетсяусловиемформализованного использования данного концепта в научной литературе, атакже при сетевом анализе. Данное исследование представляет собой преждевсего попытку внести вклад в формирование единой теоретической концепции в8новой отрасли сетевого анализа в социологической науке, уже накопившей, каксвидетельствуетбиблиография,значительноеколичестворазрозненныхэкспериментальных работ, еще не нашедших своего места в рамках единойтеории.Разработка концептуального аппарата, сравнение и интерпретация социальнойсети с близкими категориями «социальная группа», «социальная структура»,«социальнаясистема»,«социальнаяреальность»позволитпреодолетьопределенные трудности в процессе познания новых социальных явлений иоткрыть новые возможности в методологии социологических исследований, вчастности, преодолеть некоторые ограничения описательных статистическихметодов.В связи с вышеобозначенными проблемами мы постараемся обратитьвнимание на теоретические идеи представителей акторно-сетевого подхода,которые работают как на макро-, так и на микроуровне.На наш взгляд, в русле данного подхода социальная сеть состоит не из однихиндивидов, но из всевозможных социальных, общественных и природныхобъектов, которые влияют на систему в целом.
Данный подход в отечественнойсоциологической литературе требует дальнейшей разработки.Объектом настоящего исследования выступает социальная сеть.Предмет исследования – акторно-сетевой контекст феномена социальной сети.Цель исследования – выявить когнитивный аспект анализа социальныхсетей на основе синтеза различных теоретических оснований и подходов,уточнить и конкретизировать понятие социальной и актор-сети.ГипотезыГлавная гипотеза.
В большинстве случаев понятие «социальной сети» не несетсмысловой и методологической нагрузки и используется исследователями вкачестве следования моде.Альтернативной гипотезой является положение, в котором социальная сетьявляетсяуникальнымтеоретическимконструктом,которыйпо-разному9используется в современной науке для различных целей, а сетевой подходмаксимально соответствует современным реалиям, но находится на начальномэтапе разработки.Рабочая гипотеза.
Любая актор-сеть представляет собой феноменологическуюреальность.Задачи:1) теоретически проанализировать и провести интерпретацию понятия«социальная сеть» с последующей типологизацией концепта;2) выявить особенности французской социологической традиции в изучении«социальной сети»;3) обосновать системный характер социальной сети;4) установить, является ли модель социальной сети необходимым дополнениемв отечественной социологической теории;5) выявить общее и особенное в понятиях «социальная сеть» и «социальнаясистема» и установить правомерность использования концепта сеть-системы;6) определить меру активности субъекта в социальных сетях как результата ипричин социальных процессов на примере института культуры;7) выявить значимость структуры и ограничений в социальной сети для актора;8) проанализировать социальную сеть как особую целостную «квазиреальность»и её феноменологичность.Научная новизна1.
Определены основные направления исследования социальной сети, уточнены идифференцированы понятия концепта социальной сети: актор, узел, актант,медиатор, используемые в Европейской социальной мысли.2. Впервые вводятся в научный оборот отечественной социологии ряд работфранцузских авторов по данной тематике, проливающих свет на проблемукогнитивного статуса актор-сети как самостоятельной социальной единицыанализа.3.
Осуществлён анализ полемики представителей различных ветвей актор-сетевого10подхода: батской и ланкастерской школ.4. Уточнён и развит подход к выделению «универсальных принципов» социальнойсети, в частности, предложен механизм, позволяющий отличать социальную сетьот самоорганизующегося сообщества, социальной группы, социальной системы.5. Осуществлён анализ соотношения понятий актор-сеть (социальная сеть) исоциальная система.
Синтез данных категорий позволяет говорить о новомтеоретическом конструировании, соответствующем становлению динамическогосетевого общества.6. Впервые в отечественной науке применен сетевой подход к анализу процессовкультуры, использованы преимущества актор-сетевого и системного подходов дляанализа роли «нечеловеческих» акторов в контексте института культуры намакроуровне.7. На основе синтеза сетевого подхода и концепции социальных практик показаносоциодинамическое единство макро- и микроуровней культуры.8.
В рамках современного феноменологического подхода рассмотрена актор-сетькак социальная квазиреальность.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения,которые выносятся на защиту, развивают такие разделы теоретическойсоциологии и социальной теории как сетевые измерения в социологии,социальная стратификация, личность и общество, социология культуры,информационное общество, и могут найти применение в исследовании тех илииных социальных явлений. Методологическая значимость работы заключается всоздании исследовательского пространства, где представленные подходы собраныв единый исследовательский вектор, что позволяет рассмотреть направление идинамику социльных сетей и их специфику в условиях современной социальнойдействительности, а также дополнить системную теорию.Практическая значимость.Путём осознания сложности структуры любой социальной сети становитсявозможным реально смотреть на общественные процессы учитывая деятельность11всех участников (актантов), благодаря чему представленный подход можетспособствоватьоптимизацииработыучрежденийкультуры,атакжеиспользоваться в образовательном процессе.Методологические и научные основания.К изучению феномена социальной сети применен комплексный подход,объединяющий методологические и методические принципы социологии,социальной антропологии, некоторые философские основания, что позволилоосуществить синтез-анализ актор-сетевого, сетевого и системного подходов иапробировать его эвристический потенциал в анализе культурных процессов.Основные синтезируемые концепции, представленные в трудах отечественных изарубежных социологов и специалистов по социальными системам [Матурана У.,Варелла Ф., Парсонс Т., Луман Н., Сорокин П., Юдин Э.
Г., Блауберг И. В.,Этциони А.], аналитиков сетей [Скотт Дж., Вассерман С., Веллман Б. ],сторонников актор-сетевого подхода [Латур Б., Каллон М., Ло Дж.]. А такжеработы социологов и психологов, в той или иной мере изучавших отношения исвязи, теорию обмена [Хоманс Дж., Блау П., Эмерсон Р., Келли X., Гуд У.].В рамках эпистемологической установки конструктивного реализма намизатронуты такие теории как: концепция общества как коммуникативной системыН.Лумана и акторно-сетевая теория Б.Латура.Одним из базовых подходов к исследованию модели социальной актор-сетиявляется феноменологический подход, так как он ориентирует на учитываниедеятельности сознания по восприятию реальности.
Предметом исследования внем являютсяобыденные представления об окружающей реальности, черезкоторые осуществляется восприятие субъектов реальности или как членов своейактор-сети, или как продуктов культуры. В фокус внимания попадает дискурстого, что объединяет людей в сообщества, ныне называемые социальными сетями.Согласно Б.С. Сивиринову, феноменологическая социальная реальностьобладает теми же признаками, что и виртуальная, прежде всего – ее рефлексивнойосновой: «под виртуальной реальностью понимается «внутреннее состояние»12субъекта, которое может быть вызвано внешними причинами (природнымиявлениями, компьютерными технологиями, искусством и др.) или внутреннимипричинами (например, ощущениями, соматическим состоянием)»2; оно состоит извзаимосвязанных (по типу сети) квазиобъектов.