Диссертация (Коммуникативно-прагматические особенности немецкого прозаического романа XV-XVI вв), страница 7

PDF-файл Диссертация (Коммуникативно-прагматические особенности немецкого прозаического романа XV-XVI вв), страница 7 Филология (48099): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Коммуникативно-прагматические особенности немецкого прозаического романа XV-XVI вв) - PDF, страница 7 (48099) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коммуникативно-прагматические особенности немецкого прозаического романа XV-XVI вв". PDF-файл из архива "Коммуникативно-прагматические особенности немецкого прозаического романа XV-XVI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Вайнмайер, объясняя причину своего обращения к предисловиям и32посвящениям прозаических романов XV в., возникших в результате переложенияантичного и рыцарского средневекового стихотворного эпоса в прозу, отмечает,что в «сопровождающих текстах» открывается область, где установка автора надостижение предпонимания с читателем выражена наиболее открыто [Weinmayer,S. 9]. Очевидно, что представление о паратексте немецких прозаических романовПозднего средневековья как о материале, наиболее «подходящем» для изученияпрагматики жанра (то есть как о пространстве нефиктивной, авторскойкоммуникации), образует методологическую основу проводимого Б.

Вайнмайеристорико-литературного исследования. Показательна в этом плане и статьяР. Хана под названием «Позволяют ли рамочные тексты прозаических романовсделать выводы об их публике?» (Erlauben die Rahmentexte der ProsaromaneSchlüsse auf deren Publikum?) [Hahn, S. 41–66]. На основе анализа предисловий,посвящений, эпилогов и других «рамочных текстов» (среди которых такжеметатекстовые вставки – сентенции, комментарии повествователя и др.)исследователь проводит обзор адресатов прозаических романов (мужчиныблагородного происхождения, женщины, читательская аудитория и др.) иинтенцийихавторов(доказательствоправдивостиистории,назидание,развлечение и др.).Значимость паратекстаособенностейнемецкихдляизученияпрозаическихкоммуникативно-прагматическихромановиегостатусавторскойкоммуникации проясняются также исходя из фактора комплементарностисредневекового авторства.

Как отмечалось, немецкие прозаические романывозникли с опорой на ранее существовавший литературный и фольклорныйматериал и поэтому представляют собой результат работы нескольких авторов.Например, для романа «Вигалоис» к авторам могут быть отнесены Вирнт фонГрафенберг и анонимный автор, переработавший стихотворный текст в прозу. Вслучае типографского издания прозаического романа в качестве авторскойинстанции должен быть принят и книгоиздатель, который, ориентируясь наимеющиеся читательские потребности и будучи заинтересованным в продаже33издания, мог изменять содержание исходного текста, привлекая фрагменты издругихпроизведений[Müller,1985,S.

25–34].Выступаякаксоавтор,книгоиздатель помимо коммерческих целей часто преследовал и другие цели.Так, по наблюдениям Ф. Барона, в «Истории о докторе Иоганне Фаусте» имеютсямногочисленные следы совместной работы книгоиздателя Иоганна Шписа савтором этого романа, к которым, например, принадлежит освещение вопросоврелигии в выгодном ключе для приверженцев Лютера и невыгодном длякальвинистов и филиппистов. К числу первых принадлежал и противникомвторых выступал Иоганн Шпис, что в целом накладывало отпечаток на егоиздания [Baron, S. 605–614]. В данном случае речь идет о «вторжении»книгоиздателявтекст,продиктованномегорелигиозно-политическимиинтересами.1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕКСТОВОЙАКТУАЛИЗАЦИИ АВТОРА И ЧИТАТЕЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМПРОИЗВЕДЕНИИС учетом перспектив, намеченных в трудах В. Г.

Адмони, Н. Д. Арутюновой,М. М. Бахтина, Э. Бенвениста, А. В. Бондарко, Х. Вайнриха, Г. А. Золотовой,Ю. Н. Караулова, Ю. С. Степанова, А. М. Шахнаровича и других ученыхотносительно коммуникативного потенциала языковых единиц разных уровней итекста, в лингвистических работах последних десятилетий активно обсуждалисьпроблемы отражения «языковой личности» в структуре текста, изучалисьсредства и способы текстовой актуализации автора и читателя в художественномпроизведении.Обратимсякнекоторымисследованиям,имеющимосновополагающее значение для настоящей работы.Л.

М. Бондаревой, в том числе совместно с Е. А. Гончаровой [Бондарева,1994; Гончарова, Бондарева, 1995; Бондарева, 1996; Бондарева, 1999]6, средства6[Бондарева, 1994] – диссертационное исследование автора, остальные работы – статьи,являющиеся его более «свежими» работами.34текстовой актуализации автора и читателя изучаются в тесной связи с жанровойспецификой анализируемого материала – «текстов мемуарного типа» (ТМТ),включающих литературную автобиографию, мемуарные записи, дневники,литературный портрет и др.

Исследователь группирует эти средства с опорой начетыре функции «субъекта речевой деятельности» (автора) в ТМТ, такие как«рассказчик-субъект оценки», «рассказчик-организатор текстового пространства»,«рассказчик-профессиональныйписатель»и«рассказчик-комментатор»[Бондарева, 1994, c. 13–15].

Например, в роли «рассказчика-субъекта оценки»автор представлен в тексте презентными формами модусных глаголов,отражающих доксастические (glauben, vermuten, zweifeln, meinen, annehmen),эпистемические(wissen),интенциональные(wollen)модальныеоценки;модальными словами (vielleicht, wohl, bestimmt, gewiß); прилагательными,наречиями, глаголами и существительными с семантикой оценки в атрибутивныхи предикативных конструкциях [Гончарова, Бондарева, 1995, c. 19–22].В зависимости от функции автора в тексте Л.

М. Бондарева говорит о двухтипах его диалога с читателем. Выступая в роли организатора повествования,профессионального писателя и комментатора, автор ведет диалог с «идеальным»читателем – диалог имплицитного характера, при котором «представление авторао своем читателе, являющемся для него определенной „читательской идеей“,затрагивает все структурные уровни» текста [Бондарева, 1994, c. 14].

Наряду симплицитным диалогом возможен эксплицитный диалог автора с читателем.В таком случае речь идет о «фиктивном» читателе, представленном в текстовой«ткани» прямыми номинациями и обращениями к нему повествователя[Бондарева, 1996, c. 34].Для настоящей работы особое значение имеет то, что при установлениисредств текстовой актуализации читателя Л. М. Бондарева исходит из принципавзаимообусловленности «фиктивного» читателя и повествователя.

Так, с опоройна три типа «контактного» повествователя, характерные для ТМТ, она выделяеттри типа «фиктивного» читателя: для «в меру контактного» повествователя35указывает читателя-«спутника»/«двойника» (местоимение wir), для «естественноконтактного» повествователя – читателя-«собеседника» (существительное Leser вед.ч. + местоимение 3-го л. мн.ч. Sie), для «чрезвычайно контактного»повествователя – читателя-«друга» (существительное Leser в ед.ч. + местоимение2-го л. ед.ч. du) [Там же, c.

35–37].В работах И. Д. Чаплыгиной [Чаплыгина, 2002; Чаплыгина, 2003],посвященных анализу семантики и структуры «Ты-категории», предприняткомплексный подход к изучению средств текстовой актуализации адресата спозицииязыковойсистемы.Исследованиепроводилосьнапримерехудожественных, научных, публицистических, мемуарных и эпистолярныхписьменных текстов. Помимо этого привлекался материал разговорной речи.Устанавливая средства текстовой реализации «Ты-категории» на разныхуровнях языковой системы, И.

Д. Чаплыгина использует полевой подход. Ядрополя «Ты-категории» образует грамматическое значение 2-го л., лексическийцентр этого поля – лексема «ты», морфологический – грамматическая категория2-го л., формально присутствующего в семантике соответствующих личныхместоименных, глагольных форм и форм повелительного наклонения. Средства,оформляющие синтаксическое ядро «Ты-категории», включают побудительные,вопросительные и повествовательные предложения с предикативной основой –единицами со значением 2-го л. [Чаплыгина, 2002, c. 18–22].Периферийная область «Ты-категории», по мысли исследователя, обладаетсложной организацией и неоднородна. В ней выделяются зоны, близкие к центру(обращения и вводно-контактные компоненты, в семантику которых входитзначение 2-го л.) [Там же, c.

23–26], и зоны, отдаленные от центра (вводномодальные компоненты, перформативные глаголы, частицы и междометия)[Там же, c. 26–31].В тесной связи с полевой структурой «Ты-категории» И. Д. Чаплыгинаразличает эксплицитно и имплицитно представленные значения адресованностивысказывания. Эксплицитно выраженная адресованность определяется ядерными36единицами «Ты-категории», а также наиболее близкими к ним периферийнымиединицами. Имплицитно представленное значение адресованности обусловленоупотреблением средств удаленной периферии и связано с введением ввысказывание прагматических интенсификаторов значения адресованности(например, фатических операторов) [Там же, c. 6].Основополагающую роль для терминологического аппарата настоящейработы имеет используемое И. Д. Чаплыгиной понятие адресатных отношений –отношений, «устанавливаемых говорящим субъектом и имеющих в качестве„вектора направленности“ адресата» [Там же, c.

10]. По вопросу текстовойактуализации адресатных отношений примечательны следующие замечанияисследователя: «<…> языковая система располагает средствами, специальнопредназначенными для реализации адресатных отношений (специализированныесредствадлявыражения«Ты-категории»)илиусиливающимизначениеадресованности других средств (неспециализированные средства выражения «Тыкатегории») <…> адресатные отношения устанавливаются в адресатной ситуациии реализуются эксплицитно или имплицитно в высказываниях, имеющихзначение адресованности <…>». И далее: «Адресатные отношения градуируютсяпо уровню интенсивности и конкретности представленного в них значенияадресованности: от безусловного значения адресованности до виртуальногозначения адресованности» [Там же].Подводя итоги исследования, И.

Д. Чаплыгина отмечает специфичностьсредств адресации в текстах разных стилей и жанров [Там же, c. 32], что делаетперспективным изучение средств текстовой актуализации адресата (и адресанта)при обращении к отдельным сферам общественного взаимодействия.В работах М. А. Олейник [Олейник, 2006a; Олейник, 2006б] вопросытекстовой актуализации адресата решаются в аспекте исторической динамики,изменчивости и вариативности речевых жанров. Материалом исследованиявыступают немецкоязычные тексты IX–XXI вв. При этом в качестве отправногопериода рассматривается письменная традиция XVI в., поскольку именно в этот37период наблюдается смена приоритета в развитии жанров от религиозных кжанрам тривиальной литературы [Там же, с.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее