Диссертация (Коммуникативно-прагматические особенности немецкого прозаического романа XV-XVI вв), страница 9

PDF-файл Диссертация (Коммуникативно-прагматические особенности немецкого прозаического романа XV-XVI вв), страница 9 Филология (48099): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Коммуникативно-прагматические особенности немецкого прозаического романа XV-XVI вв) - PDF, страница 9 (48099) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коммуникативно-прагматические особенности немецкого прозаического романа XV-XVI вв". PDF-файл из архива "Коммуникативно-прагматические особенности немецкого прозаического романа XV-XVI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

72]. В качестве следующей группы средств имплицитной текстовойактуализации автора О. Н. Гронская рассматривает элементы ритма и графики.Определяя их роль в текстовой актуализации субъекта-автора, исследовательотмечает, что в сказочном тексте (литературной сказке) авторские интенцииреализуются через оппозицию прозаической / стиховой организации речи автораи персонажа, имеющую графическое отражение [Там же, c. 147].Опорным для настоящей работы является представление О. Н. Гронской оконтрасте как об основном принципе текстовой репрезентации диалога автора ичитателя, а также идея о специфичности средств, обеспечивающих ихэксплицитную и имплицитную актуализацию в произведениях разных жанров.Так, исследователь отмечает, что в каждом тексте создается нейтральный длятекстов данного типа «языковой фон, который количественно преобладает», всвязи с чем «языковые средства, отличающиеся от него по принципиальнымпризнакам (род, число, грамматическое время <…>) воспринимаются какконтрастные <…>».

И далее: «И языковая нейтральность, и контекстуальная42„аномальность“ лингвистических средств не абсолютны в системе языка, арелевантны лишь для данного типа текстов» [Там же, c. 173–174].Как показал обзор работ, при изучении текстовой актуализации автора ичитателя, во-первых, используются понятия эксплицитного и имплицитного[Бондарева, 1994 и др.; Гронская; Олейник, 2006б; Чаплыгина, 2002]. В ихтрактовке все исследователи исходят из традиционного лингвистическогоопределения эксплицитного как выраженного прямо, вербально маркированного иимплицитного как скрытого, немаркированного [Ахманова, c.

523; c. 174]. Вместес тем они вкладывают в эти понятия разное содержание, что обусловленопредметом и целью их исследования. Основополагающими для нашегопредставленияобэксплицитномиимплицитномспособахтекстовойактуализации автора и читателя являются концепции И. Д.

Чаплыгиной иО. Н. Гронской, которые отличает: а) системность – обращение к средствамразных уровней языка [Чаплыгина, 2002], разным уровням художественнойкоммуникации и единицам текста разного объема (как, например, к крупнымповествовательным блокам фиктивного диалога автора и читателя, фрагментамввода и вывода читателя из повествования, антропонимам, топонимам)[Гронская]; б) полевой подход.Как показывают работы И. Д. Чаплыгиной и М. А. Олейник, для изучениятекстовой актуализации автора и читателя важно проводить различие междуспециализированнымиинеспециализированнымисредствами.Первыеопределяются лингвистами в качестве ядерных, внеконтекстных единиц длявыражения значения рассматриваемой категории, вторые – как периферийные,контекстно обусловленные единицы.Другими значимыми для настоящей работы концепциями и принципамиявляются: 1) учет жанровой специфики текста [Бондарева 1994 и др.; Гронская;Пелевина, 2009]; 2) единая системность текстовой актуализации автора и читателя[Бондарева, 1994 и др.; Олейник, 2006б]; 3) комплексное изучение средств и43способов текстовой актуализации автора и читателя (в связи с понятием«совокупного текстового субъекта») [Гронская].Заложив теоретико-методологические основы для изучения текстовойактуализации автора и читателя, их диалога в художественном произведении,авторы рассмотренных работ (прямо и косвенно) указали на ряд направленийдальнейшегоисследования,аименнонанеобходимостьконкретизацииполученных результатов при обращении к отдельным жанрам и сферамсоциокультурного взаимодействия [Чаплыгина, 2002], в том числе к материалуранних периодов развития художественной коммуникации [Олейник, 2006б;Пелевина, 2009].1.4 СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ТЕКСТОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИДИАЛОГА АВТОРА И ЧИТАТЕЛЯ В НЕМЕЦКОМ ПРОЗАИЧЕСКОМРОМАНЕ XV–XVI ВВ.Изучение коммуникативно-прагматических особенностей художественноготекста требует обращения к текстовой актуализации как автора – «адресантахудожественной информации» (по Е.

А. Гончаровой), так и читателя – ееадресата. Средства текстовой актуализации как первой, так и второй категорииявляются неотъемлемой частью интерпретационной программы художественногопроизведения, в равной степени подчинены замыслу автора, его коммуникативнопрагматической установке и, таким образом, взаимно дополняют друг друга вреализации этой установки.Необходимость проведения комплексного анализа текстовой актуализацииавтора и читателя для установления особенностей функционирования жанра вконкретный исторический период подтверждается также в аспекте историческойизменчивости и вариативности жанров речи. Как отмечает М. А.

Олейник, втекстах одного и того же жанра (у исследователя – типа текста) при сохраненииавторской интенции могут наблюдаться изменения не только в объеме адресатов,но и качественно меняться тип адресации [Олейник, 2006а, c. 91]. Варьирование44параметров текстовой актуализации адресата обусловлено в данном случаеисторической динамикой функционирования рассматриваемого жанра, котороевместе с тем должно быть отмечено и для текстовой актуализации адресантаисходя из единой системности «адресатного» и «субъектного» планов [Олейник,2006б, c. 8]. Так, результаты исследования К. Фрезе, посвященного изучениюязыкового оформления объявлений о рождении ребенка в немецкоязычныхгазетах с 1790 по 1985 гг., наглядно показывают, что по причине формирования вкон.

XIX в. нового идеала семьи и, как следствие, обновления функциональнойнагрузки объявлений о рождении ребенка в текстах наблюдаются параллельныесдвиги в объеме и особенностях представления адресанта (der Inserent) и адресата[Frese, S. 349–361]. Исходя из этого следует говорить о равной степениобусловленности текстовой актуализации адресанта и адресата прагматическойнаправленностью жанра в конкретный исторический период. Для обозначениятипа системных отношений, связывающих автора и читателя в тексте иобусловливающих их актуализацию в нем, в настоящей работе используетсяпонятие адресантно-адресатных отношений.Художественное произведение, его общетекстовое пространство (паратекст итекст) неоднородно и сложно организовано в темпоральном, временном исвязанном с ним пространственном аспекте и отражает сложную системуадресантно-адресатных отношений.

Г. А. Золотова, говоря о темпоральнойорганизации текста, выделяла три линии: линию объективного, конкретноисторического времени; линию изображенных в тексте событий и линию,отражающую позицию говорящего во времени и пространстве относительнособытий текста. При этом исследователь указывала на значимую роль всоотношении этих линий видо-временных форм глаголов, имен референтного /нереферентного статуса, дейктических и модальных языковых средств [Золотова,1995, с. 121–122].Как подтверждает обзор работ в параграфе 1.3, в качестве средств текстовойактуализации адресантно-адресатных отношений должен быть принят достаточно45разнообразный корпус языковых единиц и их грамматических признаков.

Все этисредства являются эгоцентрическими элементами языка. Они отсылают кадресанту [Падучева, 1996, c. 200], к актуальной ситуации его взаимодействия садресатом, и, являясь таковыми, образуют две группы: дейктические слова,которые«принимаютотождествлениилиц,непосредственноепредметов,участиевременныхвреференцииинтервалови–вучастковпространства», и единицы субъективной модальности – «вводные слова;предложения с эксплицированной иллокутивной функцией; модальные слова ичастицы, которые подразумевают говорящего» [Там же, c.

258–259].Среди дейктических слов в настоящей работе релевантны личные ипритяжательные местоимения 1-го и 2-го л. ед. и мн.ч., именные группы 1-го л.с семой «адресант» и 2-го л. с семой «адресат», местоимения и именные группы 3го л. с (исходной и контекстно обусловленной) семой «адресат» [Олейник, 2006а,c.

23], местоимения и именные группы 3-го л. с (исходной и контекстуальной)семой «текст», «артефакт» и др., артикль, вопросительные и указательныеместоимения [Weinrich, 1969], наречия времени и места.Помимо дейктических слов в текстовой актуализации адресантно-адресатныхотношений значимую роль играют различные грамматические формы глагола.КакподчеркивалЭ.Бенвенист,«„глагольнаяформа“находитсявовзаимообусловливающем отношении с актом индивидуальной речи <…> Всеэлементы глагольной парадигмы – вид, время, род, лицо и т.

д. – вытекают изактуализации и из зависимости от единовременного акта речи» [Бенвенист,c. 289].Х. Вайнрих, выделяя темпоральные группы «обсуждаемого мира» (Temporader besprochenen Welt) и «рассказываемого мира» (Tempora der erzählten Welt),относительно их эгоцентрического характера и дейктической функции отмечалследующее: «<…> сигнализирующее значение обсуждения (Besprechen) илирассказа (Erzählen) <…> дает говорящему возможность в определенной мереоказывать влияние и управлять восприятием текста слушающим».

Используя46обсуждающие времена, говорящий указывает слушающему, что для текущеготекста он считает необходимой рецепцию в «позиции напряженности» (Haltungder Gespanntheit). «Посредством повествующих времен он в противоположностьэтому дает понять, что рассматриваемый текст должен быть воспринят в модусеснятия напряженности (Entspannheit)» [Weinrich, 1985, S.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее