Диссертация (Культурный контекст эволюции музейной архитектуры)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культурный контекст эволюции музейной архитектуры". PDF-файл из архива "Культурный контекст эволюции музейной архитектуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
2СодержаниеВедение ………………………………………………………………………..…3Глава I. Формирование архитектурного пространства музея. ………....…. 22§ 1. предпосылки формирования архитектурного пространства музея..…...22§ 2. Зарождение специфического музейного пространства в эпохуВозрождения……………………………………………………………..…..…24§ 3. Развитие музейного пространства в XVI- XVII вв....................................29Глава II. Становление единого типа музейного здания…………….…….….36§ 1.
Факторы возникновения первых музейных зданий в XVIII в..................36§ 2. Музеи-храмы первой половины XIX в……………………………....…...47§ 3. Музеи-дворцы науки второй половины XIX – начала XX вв..................58Глава III. Современный этап развития музейной архитектуры:особенности проектирования и функционирования………………….……...75§ 1. Рецепции классических музейных форм в современной архитектуре....78§ 2. Политические и экономические аспекты новой музейнойархитектуры………………………………………………………………….....90§ 3.
Трансформация музея в культурный центр…………………………….112Заключение…………………………………………………………………….125Список литературы………………………………………………….…….......128Приложение 1. Иллюстрации………………………………………….…......1423ВведениеМузей является сложным и многоплановым феноменом, который вевропейской культуре не только выполняет функции по собиранию ихранению артефактов, но и отражет социокультурную ситуацию во всеммногообразии ее аспектов.В современном музееведении музей может рассматриваться, во-первых,в качестве научно-исследовательского и образовательного учреждения (Й.Бенеш, И. Неуступный); во-вторых, как специфическое отношение человекак действительности, осуществляемое посредством наделения объектовреального мира качеством «музейности» (З.
Странский, А. Грегорова); втретьих, как коммуникативная система (Д. Камерон); в-четвёртых, в качествемеханизма культурного наследования (М. С. Каган, З. А. Бонами, В. Ю.Дукельский).Дляданногоисследованияключевымявляетсяфилософско-культурологическое понимание музея как «культурной формы»1 (Т. П.Калугина, А. А.
Сундиева), поскольку оно позволяет вычленить то общее,что происходит при возникновении новых культурных потребностей вобществе. Сначала потребность осознается. Затем возникают различныеформы ее удовлетворения. В процессе эволюции культуры одна из этих формзакрепляется в социальной практике и может стать культурной нормой длянекоегосообщества,определяя,вчиследругихформ,культурноесвоеобразие этого сообщества.2Применительно к исследованию музейной архитектуры эту теориюможно рассматривать как существенную часть целостного музейногоорганизма. Здание музея – это не только оболочка для сохранения1См.: Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2008; Сундиева А.
А.Культурная форма как категория музейного дела // Триумф музея? СПб., 2008. С. 104-111.2См.: Сундиева А. А. Культурная форма как категория музейного дела // Триумф музея? СПб., 2008. С. 106.4произведенийискусстваиличастьэкспозиционногоансамбля,этоинструмент, способствующий пониманию и восприятию предметов.Понятие «музейная архитектура» охватывает и приспособленные подмузей здания любого назначения, и специально построенные здания. Поданным ЮНЕСКО, более восьмидесяти процентов музеев размещается впомещениях, первоначально служивших другим целям3 – во дворцах,церквях, усадьбах, общественных зданиях и т. д.
Многие из зданий являютсяпамятниками истории, культуры, архитектуры, и организация в них музеевпреследуетдвоякуюиспользованиеподцель:сохранениемузейныефункции.архитектурногоСущественнымнаследияинедостаткомприспособления зданий, строившихся для иных функций, является то, чтоони несут в себе иные смыслы, сообщают коллекциям дополнительныеконнотации, которыми они изначально не обладали. Здесь же кроются ивопросы этического характера, например, допустимо ли выставлять вкультовом здании часто провокационное современное искусство. Специальноже построенные здания лишены предыстории, и представляют собойцелостное сооружение, где, по замыслу, музейные функции находятся вединстве со всеми элементами здания.В настоящей работе под музейной архитектурой понимается не всясовокупность музейных зданий, а лишь те, которые изначально былиспроектированы и возведены для музеев, потому что именно они, благодаряцелостности всех элементов, служат визуальным выражением темы ипрофиля музея и являются воплощением его социокультурного статуса.Вданномисследованиипредпринимаетсяпопыткарассмотретькультурный контекст становления, развития и современного состояниямузейной архитектуры, являющейся неотъемлемой частью музея как3По данным официального сайта Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки икультуры [Электронный ресурс] // URL: https://ru.unesco.org/themes/muzei (дата обращения 20.10.2017)5культурного института, и обладающей способностью делать зримымитрансформации, происходящие как в самом музее, так и в культуре в целом.Для выявления закономерностей и контекста эволюции музейнойархитектуры предлагается алгоритм исследования, включающий в себявыявлениеособенностейвосприятияпрошлого,характерныхдляопределенного периода в истории культуры, и функций музея, возникшихпод воздействием той или иной стратегии, а также рассмотрение их влиянияна архитектуру специально построенных музейных зданий.Разнообразные подходы к исследованию музея как культурногоинститута позволяют проследить его генезис и эволюцию основных форм.Так, на протяжении веков изменялась не только внутренняя сущность музеякак культурного института, но и его пространственная, архитектурнаясоставляющая.
Музейное пространство постепенно эволюционировало оттесных, замкнутых, и статичных объемов ренессансных кабинетов ксовременным обширным, легко трансформирующимся зданиям музейныхкомплексов.Архитектура имеет свою семиотику, систему знаков, которая позволяетидентифицировать назначение сооружения. Причинами трансформациимузейной архитектуры могут быть как факторы стилистического (сменатечений и направлений в искусстве, личных предпочтений архитектора ипр.), так и мировоззренческого характера.
Один из таких существенныхфакторов–этостратегииотношениякпрошлому.Музейкаксоциокультурный институт существует с XIX в., но как культурная формавозникает в тот момент, когда «в общественном и индивидуальном сознаниискладывается чувство исторического прошлого»4. Будучи хранилищемартефактов истории, музей выступает, таким образом, как особая формаотношения к прошлому и связан с особенностями его восприятия в тот или4Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. С.
52.6иной период.Стратегии отношения к прошлому можно определить, как ориентациюна определенный образец, как исторический прототип и моделированиесовременности по образцу идеализированного исторического прошлого. Вевропейской истории предлагается выделить три ключевые стратегии,нашедшие свое отражение в архитектуре музеев: эстетизация прошлого,характерная для Ренессанса; сциентистское отношение к прошлому,характерное для новоевропейского сознания; утилитарное отношение кпрошлому, особенно ярко выразившееся в XX-XXI вв. Совокупность этихключевых стратегий отношения к прошлому и принимается в нашемисследовании за тот культурный контекст, в пространстве которогоопределяются факторы эволюции музейной архитектурыЭстетическая стратегия интерпретации прошлого, возникшая в эпохуВозрождениявместеспервымиформамиколлекционирования,характеризуется прежде всего восприятием его как эстетического объекта.«Открытое» гуманистами античное искусство, изменив художественныепредставления эпохи, стало вызывать восторженное преклонение.
И, ставпредметом коллекционирования, оно начало восприниматься и как источникзнаний, и как источник эстетического наслаждения. На данном этапе уподобныхсобранийпротомузейнымиживописиформами)илибыласкульптурытолькоодна(которыефункциясчитаются–онинеисследовались, не хранились (в современном понимании этого слова), нереставрировались,имитольконаслаждались.Соответственно,дляреализации этой функции формируются и первые музейные пространства.ВНовоевремявмировоззренииначинаетдоминироватьсциентистская5 (научно ориентированная) составляющая, которая оказала5Термин «сциентистский» используется автором для обозначения рационального, научно ориентированногомировоззрения Нового времени, в противовес Ренессансному мировоззрению, и никак не связан со7сильнейшее воздействие на все сферы культуры.
Одним из главных факторовздесь стала новая, по сравнению с Возрождением, стратегия отношения кпрошлому: акцент с эстетического наслаждения «объектами прошлого»смещаетсянаихизучение,осмыслениеисторическойреальности.Сциентистская парадигма характеризуется ориентацией на фактичность,рефлексивностью, то есть, критическим отношением к прошлому, исистематичностьюподхода,котораявыражаетсяввыстраиванииобъяснительных схем к прошлому. В связи с этим, эстетическая функциятрансформируется в демонстрационную и отходит на второй план,доминируют теперь исследовательская и образовательная функции, чтонепосредственно сказывается на облике музейных зданий.В XX в.
некогда единый облик музея распадается и начинает зависетьот целей, которые преследовали создатели при проектировании музея. Музейстановитсязаложникомтенденциикидеологизациипрошлого,киспользованию его для решения политических, экономических и социальныхзадач. Теперь, несмотря на то, что основными для музея декларируютсяфункции хранения и просвещения, действительным предназначением длянего становится формирование культурной среды того или иного региона икультурного уровня конкретных социальных групп6 (что хорошо видно напримере строительства музеев в так называемых “депрессивных районах”).Именно эта особенность музейной архитектуры XX-XXI вв. не позволиласохранитьвтретьейчастиисследованияхронологическийпорядокизложения, использованный в первых двух частях, автор лишь выделяетключевые пути ее развития в этот период.Сами по себе, стратегии отношения к прошлому являются внешним поотношению к музею феноменом и непосредственно на облик музея не«сциентизмом» - позицией, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшейкультурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, и идеалом для которой выступаетне всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучные познания.6Акулич Е.
М. Музей как социокультурный институт: дис. … д-ра социол. наук. Тюмень, 2004.8влияют, но под их воздействием формируется культурная ситуация, котораяменяет соотношение уже существующих функций музея и добавляет новые.А так как все элементы музейной системы тесно взаимосвязаны, то любыеизменения, происходящие в ней, будут сказываться на структуре и обликемузейного здания. Так, например, одна из основополагающих функций музея– функция документирования, то есть, доказательства, подтвержденияпосредством музейных предметов истории развития общества, культуры илиприроды, она отвечает научным и культурным потребностям общества иреализуется главным образом в процессе комплектования музейных фондов,их хранения и изучения.7 Для реализации данной функции необходимодостаточное пространство, к которому предъявляются исключительнотехнические требования.