Диссертация (Концепты мушкарац 'мужчина' и жена 'женщина' в сербохорватском языке), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепты мушкарац 'мужчина' и жена 'женщина' в сербохорватском языке". PDF-файл из архива "Концепты мушкарац 'мужчина' и жена 'женщина' в сербохорватском языке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Т. 2. С. 306.Реферовская Е.А. Указ. соч. С. 257-268.44Новая философская энциклопедия. Т. 2. С. 306.45Там же.46Реферовская Е.А. Указ. соч. С. 243-287.47Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.4317предложение расценивать «автора» и «героя» не только как литературные категории, но ижизненные. По М.М. Бахтину, любой человек по отношению к другим людям – «автор», а онипо отношению к нему – «герои». Он предлагал воспринимать другого человека как говорящего(«слово») и как выглядящего («тело»). Исследуя творчество Ф.М. Достоевского, М.М. Бахтинввел понятие «полифонии», или «многоголосия», в романе, ссылаясь на то, что герои в рамкахзамысла автора полностью свободны в высказываниях, голос героев не является отражениемголоса автора.
Голос героя связан с голосами других героев, речь его отражает речь других, а ихречь – его речь, поэтому происходит некая «речевая интерференция»48. Последняя не можетбыть описана в совершенстве лингвистикой – описать ее может только металингвистика49.В постмодернистской философии концепт становится одним из самых популярныхтерминов. Предшественником постмодернизма был структурализм, пытавшийся описать всеявления с помощью обнаружения и описания структур, в том числе и в языке. Постмодернизмже критиковал западную логоцентрическую концепцию за то, что она старается найтирациональную истину, бытующую за гранью человеческой деятельности и вне зависимости отнее.
Постмодернисты не проводили границу между действительностью и ее восприятием иосмыслением и уничтожили грань между реальностью и миром, отраженным в сознании. Ониотрицают существование объективной истины, а познание реальности, с их позиции, возможнотолько через языковые формы, потому что реальность всегда опосредована дискурсивнойпрактикой, хотя и последняя не отражает всей реальности. Язык – средство проникнуть вобласть знаний о нелингвистических феноменах50. Речь видится постмодернистам всего лишьигрой разных интерпретаций, ассоциаций, и, таким образом, получается, что один текст имеетмножество смыслов: сколько читателей, столько и смыслов, так как каждый понимает его посвоему; речь способствует разностороннему трактованию любого текста. Концепт впостмодернизме – поле распространенных в пространстве суггестивных знаков51.В последние годы использование термина «концепт» стало частым, из-за чего появилисьмногочисленные противоречия, неточности и несостыковки в объяснении значения данногослова.
Понятие «концепт» является междисциплинарным. В настоящее время им пользуется нетолько философия, но и такие науки, как, например, культурология, лингвистика,литературоведение. В гуманитарные науки термин пришел из математической логики, где«концептом» называют лишь содержание понятия; таким образом, термин «концепт»48Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М: «Художественная литература», 1972.
С. 3-8.Васильев Н.Л. М.М. Бахтин как «лингвист»: от философии языка к металингвистике // М.М. Бахтин. Чертыуниверсализма. Материалы. Исследования. Переводы. К стодесятилетию со дня рождения М.М. Бахтина.Проблемы бахтинологии. СПб.-М.: Институт деловых коммуникаций, 2011. Вып. III. С. 111.50Кирилина А.В., Томская М.В. Указ.
соч. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2005/2/2005_2_7.html (дата обращения:06.03.2014).51Новая философская энциклопедия. Т. 2. С. 307.4918становится синонимичным термину «смысл».В сферу современного знания одним из первых термин «концепт» стал внедрять С.А.Аскольдов. В статье «Концепт и слово», появившейся в 1928 г., он рассматривает концепт какзачаточный акт к возможным операциям над конкретностями, возможность, или потенцию,некое первое движение, намечающее анализ и синтез определенных конкретностей 52.
Здеськонцепт впервые назван зародышем мыслительных операций53. Д.С. Лихачев в статье«Концептосфера русского языка», развивая некоторые идеи С.А. Аскольдова, предлагаетсчитать концепт «алгебраическим» выражением значения. Это выражение значения можноиспользовать в письменной и устной речи. По его мнению, человек не может мгновенно понятьзначение слова во всей его сложности или же трактует его по-своему, именно поэтому имиспользуется концепт как некоторая обобщающая алгебраическая формула, «снятие»,собирающая в целое все человеческие понятия о предмете54.Впоследствии В.В. Колесов назвал концепт «зародышем» (лат. conceptum) первосмысла,из которого и произрастают в процессе коммуникации все содержательные формы еговоплощения в реальности55.
Концепт, с позиции В.В. Колесова, и единица когнитивнойграмматики, изучающей языковые формы национальной речемысли, и ментальный генотип,часть генной памяти, называемая в разное время по-разному56. В.В. Колесов выделил концепт вкачестве основной единицы ментальности, которую он определяет как «миросозерцание вкатегориях и формах родного языка, в процессе познания соединяющее интеллектуальные,духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях»57.Концепт уже много десятилетий рассматривается с разных позиций, но до сих пор несуществует единого определения того, чтó есть концепт.
Так, например, Н.К. Рябцеваопределяет концепт как единицу познания мира, «целостное образование, способноепополняться, изменяться и отражать человеческий опыт»58. Ю.С. Степанов пишет, что концепт– «основная ячейка культуры в ментальном мире человека»59. М.В. Пименова называет концепт«ментальным образованием, своеобразным фокусом знаний о мире»60. Ю.Е. Прохоров полагает,что концепт – это вероятность взаимосвязей, а не вещей. Это не какое-то слово, а совокупность52Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология /Под редакцией проф. В.П.
Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 273.53Там же. С. 269.54Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста:Антология / Под редакцией проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 281.55Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб.: Петербург. Востоковедение, 2004. (Slavica Petropolitana). С. 19.56Там же. С.
20.57Там же. С. 15-16.58Рябцева Н.К. «Вопрос»: прототипическое значение концепта // Логический анализ языка. Культурные концепты:Сб. ст. / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1991. С 77.59Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа: «Языки русскойкультуры», 1997. С. 41.60Пименова М.В. Введение в концептуальные исследования: уч. пособие.
Кемерово: Кузбассвузизд, 2006. С. 45-46.19разноуровневых элементов, которые объединены для обозначения конкретного элементакартины мира, обусловленного определенными параметрами61, это «сложившаяся совокупностьправил и оценок организации элементов хаоса картины бытия», которую определяютособенности деятельности лиц, составляющих определенное лингвокультурное сообщество, икоторая зафиксирована в их национальной картине мира, а также передается языковымисредствами в процессе общения этих лиц62.В современных работах представлены разносторонние подходы к концепту.
Первыйподход – лингвокогнитивный. Его приверженцами являются такие ученые, как Е.С. Кубрякова,З.Д. Попова, И.А. Стернин, В.В. Красных (см. список литературы). В основе их подхода кконцепту лежит представление о нем как о некой единице мысли. В «Кратком словарекогнитивных терминов» Е.С. Кубрякова дает такое определение: «Концепт – термин, служащийобъяснению единиц ментальных и психологических ресурсов нашего сознания и тойинформационной структуры, которая отражает знания и опыт человека; оперативнаясодержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языкамозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике»63. З.Д.
Поповаи И.А. Стернин пишут, что концепт – «принадлежность сознания человека, глобальная единицамыслительной деятельности»64.Сторонники чисто лингвистического подхода к пониманию концепта (например, А.Вежбицкая, Т.В. Матвеева, М.В. Пименова – см. список литературы) считают, что концептформируется на базе слова и воплощается в языке. Содержание концепта состоит изсодержания слов в различных контекстах, множества текстов, в которых фиксируется некоеобщее понимание определенного факта сознания. Концепт включает как понятие о классеявлений, так и ассоциативное представление о них в общем виде65.Лингвокультурный подход ориентирован на представление о концепте как о феномене,относящемся к сознанию, определяемом культурой и получающем воплощение в языке.
Такимобразом, концепт, по мнению сторонников этого подхода (В.Н. Телии, В.В. Колесова, В.А.Масловой, В.И. Карасика, Г.Г. Слышкина и др. – см. список литературы), должен соединитьрезультаты научных исследований в сферах сознания, культуры и языка. Зарождается концепт впроцессе сокращения полученной в итоге опытного познания реальности информации дограниц памяти человека и сопоставления ее с уже имеющимися культурно-ценностными61Прохоров Ю.Е.