Диссертация (Концепты мушкарац 'мужчина' и жена 'женщина' в сербохорватском языке), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепты мушкарац 'мужчина' и жена 'женщина' в сербохорватском языке". PDF-файл из архива "Концепты мушкарац 'мужчина' и жена 'женщина' в сербохорватском языке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
В жизни современного человека ЯКМ формируется раньше,чем концептуальная картина мира, и она же создает последнюю, так как человек понимает мири себя только благодаря языку. Условия жизни человека влияют на его поведение и сознание, ипомимо этого он воспринимает мир посредством форм своего языка, определяющего структурымышления и поведения27.В последнее время ЯКМ стала одной из наиболее популярных тем в лингвистике, однако,как справедливо замечает Ю.Л. Воротников28, так и неясно полностью, какой смысл27Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. С.
62-66.Воротников Ю.Л. «Языковая картина мира»: трактовка понятия // «Знание. Понимание. Умение»[информационный гуманитарный портал]. 2007. URL: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Vorotnikov/(дата обращения: 03.09.2013).2814вкладывают языковеды в это понятие. Сейчас существует много разнообразных дефиницийЯКМ. Для примера, довольно компактным и предельно ясным представляется определение З.Р.Цримовой: «выраженная с помощью различных языковых средств системно упорядоченнаясоциально значимая модель знаков, передающая информацию об окружающем мире»29.Совокупность представлений о мире складывается в сознании языкового коллективаисторически.ЯКМхаотична,посколькуу каждогоносителяязыкаестькакие-тоиндивидуальные представления о мире (что можно заметить, например, в ассоциативныхсловарях, где практически каждое слово-стимул имеет некоторое количество индивидуальныхреакций)30.
Составляющими ЯКМ являются язык, культура и человеческое мышление. Эти трикомпонента тесно связаны друг с другом, в то же время находясь в постоянном развитии. А.Д.Шмелев отмечает, что представления, из которых складывается картина мира, входят взначения слов в неявном виде31. Член конкретной языковой общности пользуется этимисловами, наполненными «фоновыми» смыслами, и бессознательно принимает и заключенный вних определенный взгляд на мир. Смысловые же компоненты, входящие в значение слов инекоторых выражений в виде прямых утверждений и составляющие их смысловое ядро, частооспариваются носителями языка, почему эти компоненты не входят в общую для всех членовязыковой общности ЯКМ32. Ю.Е. Прохоров так описывает формирование национальной ЯКМ:языковая картина мира – результат взаимодействия семантических, семиотических иконцептуальных пространств.
Каждая языковая единица в процессе существования в речевомобщении приобретает некоторые ассоциативные связи с другими единицами, образуясемантическую сферу вокруг себя. Совокупность этих сфер формирует семантическоепространство. Поскольку каждая языковая единица – это знак, она закрепляет и именует связьмежду явлением реальности, значением и смыслом явления. Знак должен содержатьсовокупность смыслов, проявляющихся при реальном процессе общения. Таким образом,можно говорить о семиотической сфере; совокупность семиотических сфер создаетсемиотическое пространство. Совокупность семантических и семиотических сфер, которыевзаимосвязаны, способствует формированию концептосфер – сфер более высокого порядка.Концептосферы связаны как с языком, так и с моделями восприятия и постижения мира.Совокупность концептосфер формирует концептуальное пространство. Таким образом, ЯКМобразована взаимодействием трех типов упомянутых пространств33.29Цримова З.Р.
Концепт «сердце» в языковой картине мира (на материале кабардинского, русского и английскогоязыков): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. Нальчик, 2003. С.7.30Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. М.: Флинта : Наука, 2008. С. 130.31Шмелев А.Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира // Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д.Ключевые идеи русской языковой картины мира. Сборник статей. М.: Языки славянской культуры, 2005.
C. 453.32Там же.33Прохоров Ю.Е. Указ. соч. С. 156.15Н.Н. Гончарова, как и многие другие исследователи языковой картины мира, называетглавными функциями ЯКМ интерпретативную – обеспечение видения мира человеком ирегулятивную – обеспечение ориентира человека в мире34. К остальным функциям относятся:именование; представление результатов категоризации явлений реальности; идентификацияявлений мира; ориентация в окружающей действительности; социализация; отнесение кконкретной культуре, конкретному обществу35.Ученые различают наивную ЯКМ и научную ЯКМ36. Наивная ЯКМ – знание о мире«обычного» человека, зафиксированное в языке. Научная ЯКМ отражает в языке объективноезнание о мире, которое актуально на определенном этапе развития научной мысли 37.Итак, ЯКМ – основа мировидения человека.
Она отражает метод речемыслительнойдеятельности, присущий определенной эпохе с ее ценностями. ЯКМ является культурнымдостоянием нации, она имеет несколько уровней и определяет понимание внешнего мира ивнутреннего мира человека38.1.2. Понятие концепта в лингвистических исследованиях: его содержание ирольВ связи с переходом от изучения языковой системы к исследованию системы ментальныхрепрезентаций в психике человека лингвистика активно пользуется термином «концепт».Понятие концепта вошло в когнитивную лингвистику сравнительно недавно и пока ещеисследовано недостаточно, хотя изучение природы концепта в современной лингвистикезанимает первостепенное место39. К настоящему моменту существует немало работ,посвященных концепту, однако до сих пор и в отечественной, и в зарубежной лингвистике этоттермин воспринимается неоднозначно.История понятия «концепт» изложена во многих исследованиях. Автор настоящейдиссертации опирается на Новую философскую энциклопедию40, а также на работу Е.А.Реферовской «―Спор‖ реалистов и номиналистов»41.
Так, осознать концепт пытались ещеученые средневековья. В философию (в Средние века еще не было дифференциации научного34Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия Тульскогогосударственного университета. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Выпуск 2. С. 402.35Там же.36Там же. С. 403.37Языковая картина мира // Вардзелашвили Жаннетта Александровна [персональный сайт]. URL:http://vjanetta.narod.ru/lekcia2.html (дата обращения: 16.12.2013).38Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. С.
70-71.39Худяков А.А. Концепт и значение // Языковая личность : культурные концепты : сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ.Волгоград – Архангельск: Перемена, 1996. С. 97.40Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000 – 2001. Т. 1-4. 2660 с.41Реферовская Е.А. Указ. соч.16знания) термин «концепт» ввел в XII в. Пьер Абеляр42. Он полагал, что звучащие слова невходят в обозначенную ими вещь, но люди «накладывают» их на вещи, а «налагание» даетлюдям Бог. Концепт у Абеляра – Смысл. Отдельные вещи, по мнению Абеляра, существуютреально и имеют сходство, доступное только разуму, который объединяет их в виды, а потом –в роды. Они – результат работы человеческого разума, концепты43.
Таким образом, Абелярсчитал, что концепт есть «производное возвышенного духа (ума)», способного творческимпутем собирать смыслы и помыслы как универсальное. Рассудок – часть концепта. Концептсозревает в речи, реализующейся в пространстве души и характеризующейся энергией,жестикуляцией, интонацией, разнообразными уточнениями, поэтому концепт индивидуален.Он производит изменения в душе человека, обдумывающего вещь, и предполагает при своемвозникновении другого субъекта, обращенность к которому подразумевала в средневековье иобращенность к трансцендентному источнику речи – Богу.
Абеляр видел память и воображениеобязательными качествами концепта, так как концепт, во-первых, ориентирован на пониманиездесь и сейчас, а во-вторых, как акт памяти направлен в прошлое, как акт воображения – вбудущее, как акт суждения – в настоящее. Так концепт сочетает в себе три способности души 44.В XIII в.
Фома Аквинский предположил, что концепт – внутреннее постижение вещи вуме, выраженное посредством знака, через единство идеального и материального45.В XIV в. спор между номиналистами и реалистами стал острее. Первыесчиталиуниверсалии, или общие понятия, просто именами, которые мышление создает в процессевосприятия, познания вещей окружающего мира, не полностью отражая качества этих вещей.Реально, по их мнению, существуют лишь отдельные вещи со своими качествами. Реалисты жеполагали, что общие понятия имеют реальное существование и существуют до вещей(например, человек вообще существует как и конкретный человек).
Столкновение крайнихточек зрения на соотношение имени, идеи и вещи привело к возникновению такого течения, какконцептуализм. В средневековой философии сложилось понимание концептов как особойформы познания реальности, как определенных «психологических образований», имеющихсмысловую функцию46.Позже различными видами «схватывания» реальности занимался, например, И.
Кант47. ВXX в. идеи концепта очень ярко выражаются в персоналистических философиях, где личностьи ее духовные ценности признаются высшим смыслом цивилизации. Эти философии обращаютбольшое внимание на понимание произведения. Так, например, М.М. Бахтиным было сделано42Новая философская энциклопедия.