Диссертация (Проблема стиля мышления в философии В.В. Розанова), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема стиля мышления в философии В.В. Розанова". PDF-файл из архива "Проблема стиля мышления в философии В.В. Розанова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
190.АрхипкинаГ.Д.ПарадигматическиеисинтагматическиеистокистилистикиURL:http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Philologia/4_118959.doc.htm (дата обращения: 06.06.2013).60Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. Ч. 2. — М.: Просвещение, 1967 — 295 с.;Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма. — Л.: Высшая школа, 1978 — 238 с.5926индивидуальной речи от норм языка; во-вторых — понимание стиля какселекции, проводимой в соответствии с коммуникативной целесообразностью.В работах советских специалистов по лингвостилистике Г.О. Винокура,В.В.
Виноградова, И.Р. Гальперина соотношение норм и стиля рассматриваетсякак соотношение общего и особенного, абстрактного и конкретного, модели и еереализации. Стиль, таким образом, начинает пониматься как специфическоепроявление общей языковой нормы, которое состоит в зависимости отконкретных речевых целей и задач. Г.О. Винокур писал, что в стиле «…собственно язык специфически обнаруживается каким-либо членом социальногоцелого»61. Он, в свою очередь, предлагал заменить Соссюровскую дихотомию«язык — речь» дихотомией «язык — стиль» и считал, что стилистика — этоизучение языка в его конкретном историческом бытии.Функциональнаярассматриваетязыкстилистикавпониманиинесколькоотстраненностиля,откакмыпроцессавидим,мышления,интерпретируя понятие «стиль» в ключе коммуникативных задач и целей.
Онауказывает на внешнее употребление языка. Однако в рамках лингвистическойинтерпретациисуществуеттакжедругойподход,врамкахкоторогоспецифическое употребление языка неотделимо от специфической организациисамого мышления. Данный подход в стилистике иногда называют стилистикойдекодирования. Он также берет начало в разделах античной риторики, а именно— в «теории соединения слов» (или «теории периода») и в теории «расположениямыслей». Разработкой «теории периода» занимался Дионисий Галикарнасский 62.Данная теория изучала сочетаемость ритмико-синтаксических единиц, преждевсего комбинирование длинных и кратких единиц, будь то долгие и краткиегласные звуки, протяженные или краткие синтагмы или, наконец, чередованиедлинных и кратких предложений.
Так, например, в «Риторике» Аристотеляобработанная речь характеризуется наличием периодов, членящих ее назаконченные сбалансированные отрезки — колоны, — и уравновешенную6162Винокур Г.О. Культура языка. — М.: URSS КомКнига, 2006. С. 33.Дионисий Галикарнасский О соединении слов // Античные риторики. — М.: Просвещение, 1978. С. 167–221.27краткими отрезками — коммами. Однако ни «теория соединения слов», ни теория«расположения мыслей» не были развиты античной наукой.
Количествотерминов, связанных с ними, в разы меньше списка фигур и тропов, которымирасполагала другая часть риторики.Интерес к данным разделам риторики появляется только в XIX в., когда вискусствоведении происходит заострение внимания на активной роли читателя ввосприятии текста. Формирование проблемы интерпретации ставит вопрос о том,каким образом читатель способен раскодировать смысл, заложенный автором.Здесь как раз происходит обращение внимания на композицию текста,представляющую собой своеобразную тропу, по которой продвигается авторскаямысль. «Стилистика декодирования — раздел стилистики, который рассматриваетспособы толкования художественного текста для достижения наиболее полного иглубокого понимания его, исходя из структуры этого текста и взаимоотношенийсоставляющихегоэлементов»63.Врамкахданногоподходавниманиеисследователей обращено в первую очередь на ритм, интонацию, способкомпоновки идей в тексте.
При этом данные понятия используются не только поотношению к внешнему проявлению языка, но также рассматриваются вконтексте их явленности в мышлении. В частности, можно обратиться к статьеС.С. Аверинцева «Ритм как теодицея», в которой говорится о ритме не только како характеристике художественного произведения, но и как о форме мышления.Анализируя тематически похожие классический стих Грильпарцера и верлибрХандке, Аверинцев пишет, что: «контраст, лежащий глубже, чем внешниеатрибуты историко-литературных эпох, обусловлен прежде всего иного попростутем, что у Грильпарцера — четырехстопные хореи, а у Хандке — проза, и притомпроза нарочито, подчеркнуто аморфная. Поэтому у второго появляется то, чего небыло у первого, — полное отсутствие дисциплины, человеческой выдержки иосанки, нужной, как всегда считалось, именно перед лицом жути… Стих выбрандля рассуждения — именно стих, просто потому, что в нём концентрированнее и63Арнольд И.В.
Теоретические основы стилистики декодирования // Арнольд И.В. Семантика. Стилистика.Интертекстуальность: Сб. статей / Науч. ред. П.Е. Бухаркин. — СПб.: СПбГУ, 1999. С. 124.28осязаемее присутствует то начало, без которого невозможна, конечно, и проза»64.Апеллирование к понятиям ритма и интонации текста выделяет их как особыеформы его структурирования. Хотя интонация главным образом характеризуетзвучащую речь, письменный текст тоже имеет свое «звучание» для авторов иозвучивается — реально или мысленно — читателем.
Для передачи интонациипри написании текста — пусть с некоторой формальной стороны — служат знакипрепинания, графика, разбиение на абзацы, строфы и строки. Так или иначе, авторписьменного текста стремится передать его интонационную окраску, подчеркиваясодержание высказывания, стремясь донести до читателя важный для него смысл.С другой стороны, в рамках вопроса о значении интонации, можно обратиться кидее «физиологичности» звука, его естественного инстинктивного значения.Интонация не передает объективную информацию, не обозначает вещи, признака,свойства, отношения, но выражает состояния или переживания.
С другойстороны, хотя «риторическое» рассмотрение художественного произведения иуказывает на некоторую особую организацию, «интонацию» мышления, в первуюочередь это мышление абсолютно созвучно поэтической речи, поэтому именноречь и ее коммуникативные особенности интересуют исследователей.В рассмотренной нами лингвистической интерпретации термин «стиль»понимался в контексте только языковых структур, а проблема соотношениямышления и языка разрешалась безусловным доминированием представления осамостоятельном значении языка. Искусствоведческие исследования, иначеразрешая вопрос об отношении языка и мышления, несколько иным образоминтерпретируют понятие стиля.§ 1.2.
Искусствоведческий подход к понятию «стиль»Поскольку в искусстве существует огромное множество языков и способоввыражения, которые различны для живописи и скульптуры, архитектуры имузыки, танца и художественного текста, то искусствоведам для обобщения64Аверинцев С.С. Связь времен // Аверинцев С.С. Собр. соч.
В 4 т. Т. 3. — К.: ДУХ I ЛIТЕРА, 2005. С. 409.29стилистических особенностей приходится обращаться к индивидуальным чертаммышления, специфике концептуализации образов и различию в способахвосприятия. В применении к понятию «стиль» искусствоведческая интерпретациявыдвигает на первый план когнитивные и психологические аспекты авторскоготворчества.В то же время категория стиля довольно часто используется вискусствоведческом подходе в качестве некоторой нормы для отдельной эпохи, врамках которой создается художественное произведение. Например, Л.Г.
Бергеропределяет стиль искусства как «предельно общее фундаментальное определениеорганизующих установок, принципов и форм художественного мышления итворчества, характерных для исторического периода культуры»65.В искусствоведческой традиции определения понятия «стиль» отсылка кспецифическому мышлению является постоянной необходимостью. Известныйисторик эстетики В.В.
Бычков, определяя стиль, пишет, что это «достаточноустойчивая для определенного периода истории искусства, конкретногонаправления, течения, школы или одного художника, трудно описуемаямногоуровневая система принципов художественного мышления, способовобразного выражения, изобразительно-выразительных приемов, конструктивноформальных структур и т.
п.»66.Другой исследователь — Д.С. Лихачёв — в сборнике «О филологии»определяет стиль как «некоторое единство. Это единство пронизывает иобъединяет собой как форму произведения искусства, так в известной мере и егосодержание. Для стиля эпохи характерны и излюбленные темы, мотивы, подходыи повторяющиеся элементы внешней организации произведения.
Стиль обладаеткак бы кристаллической структурой — структурой, подчиненной какой-либоединой “стилистической доминанте”»67. Несмотря на заявленное названиесборника, замечания автора о стиле имеют именно искусствоведческую65Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросыфилософии. 1994.
№ 4. С. 114.66Бычков В.В. Эстетика. — М.: КноРус, 2012. С. 186.67Лихачёв Д.С. О филологии. — М.: Высшая школа, 1989. С. 15.30(литературоведческую) коннотацию. Как мы видим, стиль трактуется какхарактеристика содержания произведения, то есть сообщает нам об идеях имировоззренческих «доминантах» автора, а не о коммуникативных задачах.В интересах исследования, направленного на выяснение понятия «стильмышления», в рамках искусствоведческой интерпретации наибольший интереспредставляет учение о стиле известного советского литературоведа А.В.Чичерина. Его интерпретация стиля сложилась в середине 50-х гг. ХХ в. какальтернативамоднымприбывавшемунапикетогдалингвостилистическимпопулярностинаблюдениямструктурализму.Егоипозиция,сформировавшаяся в контексте литературоведческих исследований, созвучнакритике претензий структурализма на онтологизм в работах У. Эко.
Отмечая, чтохотя у литературоведа и у лингвиста один объект изучения — слово, — Чичеринутверждает, что предметы их не совпадают. «Лингвиста, — пишет он, —интересуетязык,изучаемыйфонетически,грамматически,исторически,этнографически… Но категория стиля писателя — не лингвистическая, алитературоведческая категория, потому что понятие стиля подразумеваетединство слова и образа, образа и композиции, композиции и идей поэтическогопроизведения. Изучение стиля невозможно без философского понимания единствасодержания и формы, без связи с другими искусствами, без связи с эстетикой.Понятие стиля исторично, оно предполагает преемственность, борьбу ивзаимоотношение стилей»68.Указанное различие, да и в целом вся дальнейшая оппозиция теорииЧичерина по отношению к лингвистике и структурализму связана с инымпредставлением о языке.
Идея структурализма состоит в том, что язык властвуетнад источником сообщения — автором, — и что сам язык, будучи предельнообширным кодом, есть подлинный источник и хранилище информации, и эта идеясовершенно не соответствует позиции Чичерина, который считал: «первыйпринцип литературоведческого изучения языка художественных произведений —в глубоком понимании связи языка и мысли, в понимании того, что в строе речи, в68Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. 2-е изд., доп. — М.: Советский писатель, 1968. С. .