Диссертация (Проблема стиля мышления в философии В.В. Розанова), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема стиля мышления в философии В.В. Розанова". PDF-файл из архива "Проблема стиля мышления в философии В.В. Розанова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Розанов. Жизнь и творчество // Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М.: Захаров, 2001.— 255 с.15Шкловский В.Б. Розанов // В.В. Розанов: pro et contra. Кн. 2. — СПб.: РХГИ, 1995. С. 323.107и гамлетизма современного человека, раскола между разумом и чувством» 16.Лоуренс акцентирует внимание на тех заметках Розанова, где он, описывая своесостояние «задумчивости», сообщает, что чувствует себя «каменным», а несуществом, способным любить, испытывать чувства и пламенеть. Для Лоуренсаэти моменты характеризуют один из симптомов той болезни, которую рождает всовременном человеке цивилизация.В постсоветский период особенно возрастает интерес к творчествуРозанова, когда реабилитируется всё философско-религиозное наследие РоссииXIX — начала XX в.
В этом плане заслуживают внимание работы В.А. Фатеева 17,который в рамках методологии биографического исследования предлагает анализсмысло-жизненных воззрений Розанова, ориентируясь на его специфическийстиль мышления. Фатеев отмечает, что Розанов «рассуждает образами, намеками,полутонами, догадками, иносказаниями, парадоксами»18. В этой связи Фатеевцитирует епископа Никона, который в споре с Розановым по частномуцерковному вопросу заметил: «…вы мыслите не понятиями, рассуждаете нелогикой, а символическими образами»19. Эта позиция представляется достаточноспорной, поскольку сам Розанов, характеризуя свое творчество, убежденнозаявлял: «…на предмет надо иметь 1000 точек зрения, не 2 и не 3, а — тысячу.Это “координаты действительности”. И действительность только через 1000 точекна нее зрения и определяется»20.
Аналогичные тенденции выявляются и висследованиях А.Н. Николюкина21, который соединяет жанровые формытворчества Розанова с его смысло-стилистическими рассуждениями.Одновременно в исследовательской литературе возрастает интерес квопросам логики и гносеологии Розанова. Наиболее значимым в рассмотрениегносеологии Розанова представляется вклад В.В. Бибихина, который фактически16Лоуренс Д.Г. О Розанове// В.В. Розанов: pro et contra.
Кн. 2. — СПб.: РХГИ, 1995. С. 496.См. Фатеев В.А. В.В. Розанов: Жизнь. Творчество. Личность. — Л.: Художественная литература, 1991, — 365 с.;Фатеев В.А. Жизнеописание Василия Розанова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Пушкинский Дом, 2013. — 1056с.18Фатеев В.А. В.В. Розанов: Жизнь. Творчество. Личность. С. 170.19Там же.20Розанов В.В. Миниатюры. — М.: Прогресс-Плеяда, 2004.21См. Николюкин А.Н. Розанов.
— М.: Молодая гвардия, 2001 — 512 с.; Николюкин А.Н. В.В. Розановлитературный критик // Розанов В.В. Мысли о литературе. — М.: Современник. 1989. С. 5–40.178заново открыл этот труд для исследователей. В его комментариях к этой книгепроскальзывают интонации хайдеггеровской мысли, с присущим последнейобразом «скрывающегося и проговаривающего» себя бытия. В силу такогоотношения к данной книге Розанова Бибихин также подчеркивает значимостьстиля изложения, который он понимает в ракурсе попыток Розанова отстранитьсяот всего догматического и сохранить ощущение таинственности и одновременнопроясненности бытия22.
В интерпретации Бибихина тема стилистики явнопревалирует над теорией познания, а понимание предстает как акт интуитивногопостижения и схватывания бытия.В контексте разработанности гносеологической темы следует отметитьвышедшую в 2006 г. монографию Я.В. Сарычева «В.В. Розанов: Логикатворческого становления»23, где трактат «О понимании» рассматривается вкачестве работы, в которой возможно найти логику всей последующейтворческой и идейной эволюции Розанова. Отмечая формальную «непохожесть»книги «О понимании» на более поздние розановские произведения, Сарычеввыдвигает положение о том, что Розанов, подготовленный системой «понимания»(прежде всего ввиду огромного значения внутри этой системы понятияпотенциальности) к принятию «метафизики пола», «принимает ее без разрушения— в методологическом смысле — исходной системы»24.
Такой подходисследователя позволяет рассматривать творчество Розанова без разрывов влогике его развития и позволяет вскрыть внутренние связи между переходамиРозанова от одной темы к другой. Обращение к понятию стиля мышления врамках данной диссертации преследует ту же задачу — обнаружить и описатьидейное единство творчества Розанова.Всовременнойисследовательскойлитературеширокийинтересприобретает рассмотрение творчества Розанова в контексте анализа его22Бибихин В.В. Время читать Розанова // Розанов В.В.
О понимании. Опыт исследования природы, границ ивнутреннего строения науки как цельного знания. — М.: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы,2006. С. IX.23Сарычев Я.В. В.В. Розанов: Логика творческого становления. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. —320 с.24Там же. С. 43.9стилистических приемов. В этом плане исследователей привлекают в первуюочередь лирико-философская проза Розанова («Уединенное», «Опавшие листья»,«Мимолетное»). В работах А.И.
Фомина25 и Е.П. Карташовой26 фиксируютсялингвостилистические особенности розановских текстов, они содержат многоинтересных сведений о частоте использования символов и их роли внутри текста.При этом авторы оставляют без рассмотрения вопрос о том, насколько возможноиз стилистических приемов, применяемых в тексте метафор, делать заключениеоб идейном уровне текста. В связи с этим в данном диссертационномисследовании будет обращено особое внимание на то, являются ли язык иязыковой стиль определяющими мышление или, наоборот, в самом мышленииможно выделить структуры, позволяющие выходить за рамки языка.Специфику стиля Розанова разные исследователи пытаются вывести изотношения к Богу, особого характера схватывания реальности в акте спонтанногописьма, или сводят вопрос стиля непосредственно к теме литературы, описываярозановский стиль как своеобразное подражание Достоевскому в его «Дневникахписателя».Например,И.Л.Волгин,разрабатывающийэтупроблемусвышеобозначенной позиции, пишет: «Автор “Опавших листьев” — хотя и непрямо — обращается к художественной методологии Достоевского.
Можносказать, что его поэтические “намеки” как бы подхватываются и развиваютсяРозановым»27.Следует заметить, что исследование стиля мышления Розанова в полномобъеме предпринимается впервые. Однако предпосылками именно такойпостановки вопроса по отношению к его творчеству стали наработки историковрусской философии В.С. Горского28 и А.Ф. Замалеева29, которые применялипонятие «стиль мышления» для анализа того или иного периода в историирусской философии, а также для оценки значения русской философии в целом.25Фомин А.И. Символика прозы Василия Розанова.
— СПб.: Изд-во СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2010. — 144 с.Карташова Е.П. Стилистика прозы В. В. Розанова: Автореф. дис. … докт. филол. н. — М., 2002. — 48 с.27Волгин И.Л. Метаморфозы личного жанра («Дневник писателя» Достоевского и «Опавшие листья» Розанова) //Наследие В.В. Розанова и современность: Материалы Международной научной конференции. — М.: Российскаяполитическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 20.28Горский В.С.
Историко-философское истолкование текста. — Киев: Наукова думка, 1981. — 207 с.29Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. — 235 с.2610Так, из истории мы можем увидеть, что русская философская мысль экзегетична ириторична. «Особенность риторической экзегезы, — пишет А.Ф. Замалеев, —состоит в том, что... ум устремлен здесь не к познанию как полаганию истины, аисключительно к прояснению знания, закрепленного в соответствующемтексте»30.Стиль мышления Розанова органично вписывается в русло развитияотечественной философии — его мышление во многом экзегетическое, посколькуего творчество, во-первых, в различных своих проявлениях часто являлось вформе комментария к историческим событиям, религиозным текстам, мыслямдругих философов и литераторов, а во-вторых, оно эксплицирует основнуюгносеологическую концепцию автора — концепцию понимания, котораяподразумевает наличие изначально имеющейся у человека цельности картинымира.Объектдиссертационного исследования— философские взглядыВ.В.
Розанова.Предмет диссертационного исследования — стиль мышления Розанова,отразившийся в его работе по гносеологии и публицистическом наследииРозанова.Цели и задачи исследованияЦелью исследования является выявление основных характеристик стилямышления Розанова. Реализация поставленной цели предполагает исследованиестиля мышления в философии Розанова в трояком отношении:а) в аспекте связи стиля мышления с тематическим разнообразиемтворчества Розанова;б) в соотношении стиля мышления и логико-гносеологических процедураргументации, т. е.
понимания;в) в плане образно-художественных модификаций стиля мышления впублицистическом наследии Розанова.30Замалеев А.Ф. Русский как философ // Российская постсоветская философия: опыт самоанализа. — München;Berlin, 2009. С. 67.11Теоретические и методологические основы исследования. Настоящаядиссертация выполнена с учетом основных принципов историко-философскогоисследования:принципаисторизма,предполагающегоизучениеразвитияфилософских учений в хронологической последовательности и в контекстеопределеннойэпохи,принципаидейно-теоретическойпреемственности,позволяющего рассматривать течения в русской философии в их взаимосвязи,принципа комплексности, предполагающего исследование творчества выбранногомыслителя с точек зрения различных дисциплин.В соответствии с этими принципами к предмету исследования былиприменены следующие методы: метод сравнительного философского анализа,биографический метод, метод интертекстуального анализа.При осмыслении проблемы диссертант опирался на труды петербургскойшколы историков философии: Н.И.
Безлепкина, А.А. Ермичева, А.Ф. Замалеева,И.И. Евлампиева, В.С. Никоненко, А.Е. Рыбаса, А.В. Малинова, А.И. Бродского.Научная новизна исследованияДанное диссертационное исследование характеризуется прежде всего тем,что оно не ограничивается рассмотрением отдельных аспектов или тем, норассматривает систему его идей, понятий, представлений в целом. ДляконцептуализациииинтеграцииинтеллектуальногонаследияРозанова,разноречивого в жанровом и в тематическом плане, диссертант обращается кпонятию стиля мышления, которое впервые в истории философии получает вдиссертации историко-философское рассмотрение и определение.На основании широкого круга исследовательской литературы даноинтегрированное определение понятия «стиль мышления» и выделены основныечерты этого стиля в розановском творчестве.