Диссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов), страница 9

PDF-файл Диссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов), страница 9 Социология (46194): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов) - PDF, страница 9 (46194) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурная идентичность населения Соловецких островов". PDF-файл из архива "Социокультурная идентичность населения Соловецких островов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Она может быть множественна или же представлять собойнечто единое и целостное, однако, так или иначе, идентичность «привязана» определеннымобразом к одной конкретной личности. Таким образом, личность является питательной средойдля формирования идентичности, и, одновременно, – естественной границей, регулирующейэкспансию идентичности в окружающее личность социокультурное пространство.Однако, как метко заметил Клиффорд Гирц, «современная западная концепцияличности как связанной, уникальной и более или менее целостной мотивационной икогнитивной вселенной …, какой бы неизменной она нам не казалась, тем не менее, вконтексте мировой культуры, является весьма специфичной идеей» [Geertz, 1979, p.

229]. Бытьможет, сомнение в единстве и непрерывности человеческой личности и предопределилоформированиепредставленийоспорностисуществованияединой,связнойинепротиворечивой идентичности человека.С одной стороны, характер личности определяет характер идентичности и ееиндивидуальную структуру. С другой стороны, идентичность, в свою очередь,можетоказывать стабилизирующее влияние на личность, удерживать ее и сохранять от распада.Энтони Гидденс в этом отношении утверждал, что самоидентичность – это «постоянноечувство непрерывной духовной и телесной личности» [Giddens, 1991, p.

55]. Что формируетсяраньше? Здесь также уместен вопрос о том, какая структура является более стабильной:структура идентичности или структура личности.Социализация, аккультурация и адаптация – это те процессы, которые в равной степенивлияют как на идентичность, так и на саму личность человека. Однако «социализация никогдане тотальна и никогда не является завершенной. Это подводит нас к двум следующимпроблемам: во-первых, каким образом реальность, интернализованная при первичнойсоциализации, поддерживается в сознании, и, во-вторых, какое место занимают в биографиииндивида последующие акты интернализации (или вторичной социализации)» [Berger,Luckmann, 1991, p. 157].34С учетом вышесказанного можно предположить, что идентичность является в данномслучае промежуточной структурой, которая «перерабатывает» притязания общества икультуры, тенденции и запросы, а затем передает скорректированный сигнал в направлениисамой личности.О том, что идентичность служит своего рода источником для обогащениясоциокультурного содержания личности, писал еще Эдмунд Гуссерль: «индивидуальное Я всвоем стремлении к культуре обращается на накопленные богатства своего общества нестолько ради пассивного удовольствия их присвоения, сколько ради получения стимула дляразвертывания личности и для того, чтобы сориентироваться в мире (точнее, в одном измиров) культурных ценностей» [Гуссерль, 1994b, с.

484]. Таким образом, идентичностьотвечает за ориентацию в социокультурном пространстве и за наполнение личностисодержанием, необходимым для того, чтобы успешно действовать в определенныхсоциальных контекстах.Еще один аргумент в пользу непосредственной тесной связи между личностью иидентичностью основан на необходимости быстрой ориентации в социокультурной среде,быстрых ответов на культурно-исторические и социо-экономические вызовы эпохи и крайнебыстрых темпах культурных трансформаций.

Трансформация структуры и содержанияидентичности является сугубо индивидуальным процессом, когда необходима быстраяреакция для мобилизации личности посредством артикуляции идентичности.О влиянии «текучей повседневности» и ускорения социальных изменений наидентичность Зигмунд Бауман пишет следующее: «идентичность в современном сознании ипрактике изначально является индивидуальной задачей. Именно индивид должен найти путь,чтобы вырваться из ситуации неопределённости.

Не в первый и не в последний раз проблемы,происходящие из социального, были переложены на плечи индивида, а коллективные болезнидолжны быть исцелены персонально подобранным средством» [Bauman, 1996, p. 19].Каким образом снизилось влияние общества и сообществ на формированиеидентичности?идентичностьюЭйбрахамссоотмечает,сторонычтоиндивида,«свозрастаниемзначенияинституциональныеконтроляспособынадуправлениятрансформациями личности утратили свою власть» [Abrahams, 1986, p.

52].Можнопредположить, что свобода индивида в современном обществе в большей степени связана не сдоступом к средствам производства, и даже не со свободой потребления, а напрямуюассоциируется с правом выбирать, формировать и корректировать свою идентичность.А это, в свою очередь означает, что стремление к свободе личности основано сегодняна стремлении к свободе репрезентации собственной идентичности в обществе и возможностибыть верно истолкованным и интерпретированным со стороны других членов общества. То35есть, «для того, чтобы социально санкционированная трансформация произошла, мы должныверить в силы, которые инвестируются властями, чтобы обозначить для нас эти изменения.

Ново многих смыслах сегодня подобная власть упала в цене благодаря нашей вере в то, что мыдолжны произвести такие изменения самостоятельно» [Abrahams, 1986, p. 52].Таким образом, способность влиять на процессы личностных изменений напрямуюсвязана с ясным пониманием собственного места в мире и идентичности. Однако способностьк осознанию идентичности самим субъектом определяется также и степенью егоадаптированности к окружающей социальной среде. В последующих рассуждениях мыпостараемся выявить связь между способностью к адаптации в среде и четкостью структурыличностной идентичности.В социологии термин «социальная адаптация» часто упоминается в одном ряду с такимипонятиями как«социализация»,«интернализация»,«аккультурация».В предыдущемпараграфе мы упоминали о процессе социализации и ссылались на позицию Бергера иЛукмана, которые полагают, что интернализации – это акты вторичной социализации,предполагая тем самым, что существует «первичная» социализация.

Именно первичнаясоциализация формирует индивида как субъекта социального действия, благодаря чемустановитсявозможнапоследующаяинституциональнаясоциализация.Сданнымутверждением солидарен Вл. Ядов: «…без прохождения стадии адаптации невозможнопредставить себе развитие социального субъекта как деятельного агента, формирующегоновые социальные структуры и отношения» [Ядов, 1995, c. 159]. Только после формированиясубъекта мы можем говорить о возможности интернализации, адаптации и другихсоциокультурных процессов.Формирование идентичности индивида, безусловно, начинается еще до завершения егосоциализации.

И даже если социализация не завершена или, по каким-то причинам, проходитне успешно, выходя за рамки нормы, то идентичность, не зависимо от этого, обретает некуюустойчивую форму, и иногда скорее рефлексивную и автономную, чем предписаннуюобщественными отношениями.«Адаптация, в свою очередь, начинается, когда уже существует какой-либо личностныйфундамент, относительно которого происходит процесс со-настройки с окружающейреальностью. Она не может протекать в условиях отсутствия сформировавшегося субъекта.Однако может возникнуть вопрос: возможна ли адаптация субъекта, у которого отсутствуетили не артикулирована идентичность? Мы склонны предположить, что это невозможно,поскольку социокультурная адаптация это процесс соотнесения конкретных исторических игеографических измерений с не-анонимным субъектом, у которого есть характерные черты,свойства и, конечно же, Имя» [Рахманова, 2015a].36И, если социализация – это явление, которое происходит, завершается и даетопределенный результат, о котором мы можем в дальнейшем судить, то адаптация – это серияразнонаправленных векторов, исходящих из единого центра, поскольку для каждого индивидаадаптация происходит в отношении разных сред, общностей и ситуаций.

Зачастуюнеустойчивая или «кризисная» идентичность представляется результат сбоя процессаадаптации. И возникновение проблем с самоопределением, и неспособность встраивания всоциокультурную общность – это своего рода девиация, что, безусловно, является проблемойи угрозой для стабильной социальной политики.Так, в выводах к своему эмпирическому исследованию, посвященному изучениюидентичности в пост-советском обществе, Владимир Ядов и Елена Данилова отмечают, что«собственно кризисной идентичностью принято считать состояние людей, не способных всилу разных причин (в том числе и вследствие психологический ригидности) адаптироваться кменяющимся условиям жизни» [Данилова, Ядов, 2004, с. 30]. То есть, идеальное сочетаниеидентификационных и адаптационных стратегий, согласно данному утверждению, выглядитследующим образом: стабильная идентичность, основанная на знании традиции и технологиии гибкая, подвижная тактика приспособления и адаптации к среде.

Стабильность и гибкость –вот наилучшая формула.Однако если мы прислушаемся к западноевропейским и американским коллегам, в ихработах мы найдем несколько иную формулу идеальной стратегии поведения. Эрик Эриксонполагает, что для того, чтобы индивид мог сохранить свою целостность, свою стабильнуюидентичность, ему необходимо в некоторых ситуациях не быть гибким и не принимать всеусловия изменчивой окружающей среды, а, наоборот – противостоять унифицирующимтенденциям, которые являются угрозой для его индивидуальности: «при здоровоминдивидуализме “предданная” девиантность сдерживает гнев, служа целостности, которуюнеобходимо восстанавливать, без чего психосоциальная эволюция была бы обречена.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее