Диссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов), страница 12

PDF-файл Диссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов), страница 12 Социология (46194): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов) - PDF, страница 12 (46194) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурная идентичность населения Соловецких островов". PDF-файл из архива "Социокультурная идентичность населения Соловецких островов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Это становится очевидным, есливзглянуть на обособленную территорию, микрорегион, регион страны. С одной стороны, этоуникальное образование со своей историей и культурой. С другой стороны, регион – этотерриториальная единица, в рамках которой формируются определенные социальныепрактики и которая на основе географических, климатических, инфраструктурных факторовобуславливает определенную пространственную организацию социальных отношений: «Такжекак социальная дифференциация есть causa essendi et fiendi (“основание существования ивозникновения” - лат.) социальной идентичности, региональная дифференциация порождаеттерриториальную идентичность» [Шматко, Качанов , 1998, с.

94].Региональная идентичность и само понятие региона изначально отсылает нас кпредставлению о некоей территориальной общности людей, и потому в данной работе мыпозволим себе употреблять региональную и территориальную идентичность в качествесинонимов. Исследователи утверждают, что «идентификация агентов с территориальными44общностями выступает одним из механизмов субъективно-личностного освоения социальнойреальности,лежащегоТерриториальнаявосновеидентичностьформированиянеобходимосвязанасистемысоличностныхспецифическимсмыслов.пониманиемидентифицируемой территории, осуществляющимся за счет переживания индивидомсоциокультурных обстоятельств и черт, которые характеризуют данную территориальнуюобщность, как своих собственных» [Шматко, Качанов , 1996, с.

96].Современная социокультурная общность, идентичность которого сформирована не наоснове этничности, а на основе территориального единства, вынужденно балансирует междупринципом универсальности и уникальности; универсальности, которая дает гражданскуюлегитимность и универсальные гражданские права в определенной стране, и - уникальность,которая дает определенные льготы и права особого характера. И здесь, на этом пересеченииспецифического и общепринятого, возникает вопрос: насколько местный житель вдействительности укоренен на территории своего проживания?То есть, с одной стороны, региональная идентичность – может являться компонентоминдивидуальной социокультурной идентичности.

Однако ее генезис и формирование имеютспорный характер. Выше мы цитировали авторов, представляющих процесс идентификациииндивида с территорией только посредством соотнесения себя с территориальной общностью.Возможна ли прямая идентификация человека с Местом без прохождения промежуточнойидентификации с самим местным сообществом?Н. Н. Исмагилов пишет о том, что «в постсоветский период наблюдается возвращение кисторическим названиям топонимов, шаг за шагом происходит возрождение как локальнойсамоидентификации, так и низового регионализма, когда регионы образуются не указаниями“сверху”, а формируются сообществом проживающих в них людей» [Исмагилов, 2009, с. 132].Итак, образ региона формируется сообществом.

Но является ли региональнаяидентичность продуктом исключительно коллективного самосознания? Иными словами: ккакомутипуможноотнестирегиональнуюидентичность:к«групповой»или«индивидуальной» идентичности?В данном случае мы склонны предполагать, что возможно два пути формированиярегиональной идентичности – как сквозь призму отношений с сообществом / группой, так инепосредственно, по индивидуальной траектории. Выбор пути зависит, прежде всего, от того,существует ли в реальности сообщество местных жителей, проживающих совместно наданной территории, или нет.В том случае, когда сообщество обладает крепкими внутренними связями, а членысообщества признают его существование, региональная / территориальнаяидентичностьосмысляется через форму принадлежности к определенной территориальной общности людей:45«Территориальная идентичность - переживаемые и/или осознаваемые смыслы системытерриториальныхобщностей(“субъективнойсоциально-географическойреальности”),формирующие“практическое чувство” и/или сознание территориальной принадлежности индивида»[Шматко, Качанов , 1996, с.

94]. В этом случае сообщество распознается как «свое», как то, ккоторому я принадлежу и которое мне наиболее близко (ведь возможно соотнесение себя снесколькими территориальными общностями) и рождается «чувство сопричастности поотношению к событиям, происходящим на территории непосредственного проживания(города, района, поселка, микрорайона)» [Морозова, Улько, 2008, с. 140].Затем происходит различение и проведение границы между «своей» общностью идругими группами и индивидами, находящимися за ее пределами.

Этот процесс происходит наоснове двух ключевых аспектов: с одной стороны, на основе «представления об особенностяхсобственной “территориальной” группы и осознания себя ее членом», а, с другой стороны, наоснове оценки «качеств своей территории, значимости ее в мировой и локальной системекоординат» [Исмагилов, 2009, с.

131].Если как таковой групповой солидарности среди жителей не существует, и они неассоциируют себя друг с другом как единое целое, то тогда возможен только путьиндивидуальный, а не групповой идентификации индивида непосредственно с самойтерриторией. Региональная идентичность в рамках структуры индивидуальной идентичностиможет быть определена следующим образом: «взгляд субъекта на себя в определенном местепространствасоциальнойгеографииестьотношениеобразаЯкструктуреинтериоризированных образов» [Шматко, Качанов, 1996, с.

94].Такого рода идентичность представляет для нас в данной работе особый интерес. В ходеэмпирического исследования мы попытаемся выявить особенности и тип региональнойидентичности у населения изучаемой территории. Этот тип является уникальным, посколькуон не обладает связью с сообществом, но, при этом, является подвидом, или, лучше сказать компонентом социокультурной идентичности.

Однако стоит отметить, что социокультурнаяидентичность, основанная на связи с историей и культурой (в данном случае конкретногоместа, региона) неизбежно оказывается связанной и с социальными общностями людей,которые являются создателями или носителями традиции и технологии. В таком случае, какможно интерпретировать такой вид идентичности, который не основывается на социальныхотношениях, а только предполагает только связь с локальной территорией? По-видимому, вданном случае, идентичность может ассоциироваться с историко-культурной общностью,которая ранее проживала на данной территории и плоды культуры которой оказывают влияниена развертывание современного социокультурного пространства территории.46Иными словами, перед нами уникальный вид и способ идентификации человека слокальностью, в котором ключевым содержанием является связь между современныминдивидом, проживающем в данном регионе и социокультурной общностью или общностямипрошлого, с которыми он никогда лично не контактировал, но продукты труда которых онвидит в своей повседневной жизни.

Не случайно О.Я. Киричек отмечает, что «именно вусловиях оторванности от центральной части страны, изолированности, как территориальной,так и культурно-исторической, индивид встает перед важнейшим выбором, переживая себякак уникальную личность и, в то же время, как социальную единицу, которой присущи всехарактеристики целого социального конструкта». [Киричек, 2010, с. 108]. И возможен этотслучай на изолированной территории, что мы и попытаемся доказать в ходе эмпирическогоисследования.Второй вариант подхода к соотношению идентичности и пространственных категорийуказывает на то, что все феномены, имеющие связь с поиском и определением идентичности иее границ, - сконструированы по своей природе, и не являются предзаданными.Как функционирует идентичность в рамках социального пространства? С однойстороны , мы имеем дело с физическим пространством, а, с другой стороны, с фрагментамисоциального пространства, создаваемых сообществами в незаполненных символическихнишах.

Ж.-Л. Нанси пошел в своих рассуждениях дальше, и предположил, что «именно вопроспространства, опространствливания времени и/или опространствленного времени даёт «нам»возможность сказать «мы» - то есть возможность быть сообща и представлять илирепрезентировать себя как сообщество - сообщество, разделяющее одно и то же временноепространство, ибо само сообщество и представляет собой это пространство» [Нанси, 2011, с.180].Идентичность конкретного индивида, тем не менее, не может быть связана с однимединственным сообществом, и целиком и полностью находиться внутри его символическогопространства.

Индивидуальная идентичность – это, скорее, точка пересечения несколькихпространств и зон влияния различных сообществ и социальных явлений, из которыхскладывается ее уникальная структура.Будучи точкой пересечения, идентичность неизбежно имеет дело с соотношениемкультурных и социальных элементов, которые, каждый по-своему, на нее влияют. Идействительно, «такая инстанция как идентичность является не просто вопросом места, а, вбольшей степени, пространственных взаимоотношений мест и пространств и распределения вних людей. Как указывает Меган Морис, подобные места не являются предсуществующими вкачестве исходных; они – продукты, порожденные усилиями по организации ограниченногопространства» [Grossberg, 1996, p.

101].47Однако разведенные нами два пространственных понятия не образуют оппозицию впрямом смысле этого слова и не противоречат друг другу. Социокультурная идентичностьимеет дело с тремя аспектами: с границами, с собственным содержанием внутри этих границ,и с динамикой изменения первого и второго аспекта. Поэтому, соотнося пространственныекатегории с феноменом идентичности, имеющим четко структурированное содержание,необходимо найти и работать не только с границами пространств, но и с его содержанием.При описании и анализе места, региона, территории, влияющих на идентичность,необходимо проанализировать содержание, которое касается климатических особенностей,координат географического пространства, степени изолированности локальной территории,системы жизнеобеспечения сообщества, исторического и культурного контекста.Приописаниисимволическогопространстватерриториальной,атакжевне-территориальной общности большое значение имеет история формирования сообщества,анализ разной степени включенности и укорененности каждого члена сообщества в даннуюобщность.

Кроме того, на наполнение и удержание границ сообщества влияет память осовместной, разделяемой истории, основанной либо на общих корнях, либо на связь систорией Места, с которой добровольно идентифицируют себя члены сообщества, без опорына родство.Какое из двух вышеперечисленных оснований идентичности является более крепким иустойчивым? Вероятно, что, в случае анализа каждого определенного сообщества,соотношение предзаданного и сконструированного, физического и символического, уникально. Однако Ричард Рорти, отмечает, что «наше отождествление самих себя с нашимобществом — с социальной средой, традицией, коллективным интеллектуальным наследием— приобретает особый смысл, когда мы рассматриваем это сообщество скорее как наше, чемприродное, скорее образованное (shaped), чем найденное (found), как одно из многих,созданных людьми» [Rorty, 1982, p.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее