Диссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов), страница 13

PDF-файл Диссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов), страница 13 Социология (46194): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов) - PDF, страница 13 (46194) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурная идентичность населения Соловецких островов". PDF-файл из архива "Социокультурная идентичность населения Соловецких островов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

166].Мы полагаем, что в данном случае, «наше», «образованное» сообщество стоитпонимать как «антропогенное» в противоположность природного. Однако антропогенное,сотворенное человеком, членами сообщества, не обязательно означает «сконструированное».Скорее идентичность и границы сообщества создаются не столько через дискурс, сколькопосредством культурных практик, социальных действий, воплощенных в реальность:«культура не просто изначально находится там, как внешне заданная; она производится ивоспроизводится в разделяемых всеми практических действиях» [Calhoun, 2003, p.

559].Пространство, кроме вышеупомянутых значений, фигурирует в теме идентичности ещеи как пространство выбора – выбора приоритетных и второстепенных аспектов идентичности.«Общая культура не только способствует возникновению “общности”, она также влияет на48степень, в которой группы являются для своих участников (и иногда тех, кто не являетсячленом группы) естественными и необходимыми, а не случайными и произвольными»[Calhoun, 2003, p. 559].Изучение внутренней иерархии слоев идентичности личности неизбежно приводит кпопытке измерить степень включенности индивида в сообщество, в социокультурную среду.«За ротацией идентичностей, связанных с обстоятельствами, возможно, стоит все-таки одна,настоящая» [Камиллери, 1993, с.

110] - или, как мы могли бы прокомментировать тезисКармеля Камиллери, - за ротацией периферийных идентичностей можно различить четкоеядро ключевых идентичностей личности. «Чтобы ее выявить необходимы были бы достаточнопродолжительные наблюдения, которые позволили бы зафиксировать реакции того же самогодеятеля в случаях действительной включенности» [Камиллери, 1993, с. 110].Однако для того, чтобы изучать включенность в среду, в пространство, в сообщество, вситуацию – должно существовать такое измерение как глубина пространства и его объем.

Издесь невозможно обойтись без введения категории «жизненного мира», в объеме которогоформируется человеческая идентичность: «…индивид не только принимает на себя роли иразличное поведение других людей; в этом же процессе он принимает на себя их мир.Действительно, идентичность может быть объективно определена как расположение вконкретном мире и может быть субъективно воспринята только вкупе с этим миром. Инымисловами, все идентификации происходят внутри горизонта, который заключает в себе особыйсоциальный мир» [Berger, Luckmann, 1991, p. 152].Здесь мы подходим к третьей важнейшей пространственной категории – жизненныймир, - которая дает перспективу для иного ракурса изучения идентичности. Два обвинения,которые могут быть выдвинуты в отношении научного понятия «жизненный мир» - этообвинение в необъективности и обвинение в ненаучности (то есть в необоснованномонаучивании понятия повседневного обихода) [см.: Рахманова, 2014].

Здесь уместно будетпривести мнение О.В. Первушиной, которая отмечает, что «понятие «жизненный мир»обладает кажущейся простотой, вызываемой комбинацией слов «жизнь» и «мир», но вместе стем обыденность звучания не только не помогает, но не редко мешает освоению его оченьсложного и специального содержания» [Первушина, 2009, с. 119].И здесь мы повторим за Эдмундом Гуссерлем вопрос, поставленный им в позднем инаиболее зрелом его произведении «Кризис европейских наук и трансцендентальнаяфеноменология»:«Неявляется лижизненныймир как таковойчем-тонаиболееобщеизвестным, чем-то всегда уже само собой разумеющимся во всякой человеческой жизни,в своей типике всегда уже хорошо знакомым нам благодаря опыту?» [Гуссерль, 1994a, с.

169].49Зачастую модель жизненного мира используют в социальных науках как материал, наоснове которого возможен контекстуальный анализ изучаемого социального явления. «Этамодель, между тем, населена уже не людьми со всеми их человеческими качествами, акуклами-марионетками, или типами; и сконструированы они таким образом, как если бымогли выполнять рабочие действия и реагировать» [Шюц 2004 : 448].Данное предварительное замечание необходимо нам, чтобы показать неоднозначностьпроцесса внедрения понятия «жизненный мир» в понятийный аппарат классическойсоциологии и социальной антропологии [см.: Рахманова, 2014].

«Именно понятие жизненногомира, равно как и развитая Э. Гуссерлем феноменологическая концепция сознания имеханизмов его конструктивной активности легла в основу феноменологической альтернативыклассической парадигме социального знания» [Смирнова 1995]. Но на этом пути мывстречаемся с рядом трудностей.Традиция изучения жизненного мира, опирающаяся на вопросы о природе познаниячеловеком реальности – предельно персонифицирована на эмпирическом уровне, что не всегдаметодологически приемлемо в сфере социологии: «одно из таких затруднений, говорю я,состоит в том, что он должен выбрать свойственную жизни наивную манеру речи и при этомпользоваться ей соразмерно тому, как это требуется для очевидности доказательств»[Гуссерль, 1994a, с. 87].Жизненный мир – это не только индивидуальный повседневный опыт человека, но и то«общее», объединяющее всех и каждого основание, в котором отдельный человек как«единичное» и «уникальное» явление вписывается в «духовную общность, имеющуюсобственнуюязыковую,национальнуюисторическую особенность.ирелигиозную,однимсловом,культурно-Коррекция современного образа мира, в котором человекдействительно живет и действует, неизбежна: в учение о мире должна быть вплетенарефлексия мира должного и этического, ценностного отношения к миру» [Белов, 1996, с.

190].Еслипридерживатьсярасширенногопонятияжизненногомира,токнему«принадлежат по сути все феномены социальной жизни, от простого Ты-отношения до самыхразных типов социальных общностей (включая и все науки как общую сумму достиженийлюдей, которые наукой занимаются)» [Шюц 2004 : 183]. В свою очередь Х.-Г. Гадамер такжеутверждает, что любой индивидуальный мир содержит в себе проекции других миров[Гадамер, 1988, с. 298].

Таким образом, не отрицается существование некоего «общего мира»,благодаря которому и возможна постоянная корректировка миров друг относительно друга;этот процесс и отвечает за устойчивость любого сообщества, и за формированиеиндивидуальной идентичности.50И в этом контексте сама фигура человека оказывается учтена лишь как источникпричинности, как действующий актор. «Корреляция между миром (миром, о котором мыкогда-либо говорим) и субъективными способами его данности никогда … не возбуждалафилософского удивления… Всегда оставалось само собой разумеющимся, что каждая вещьвыглядит для каждого по-разному».

[Гуссерль, 1994a, с. 222].В социальных дисциплинах вопрос о причине различия в интерпретациях почти некасался вопроса о коррелляции двух и более жизненных миров, в которых пребывают авторысопоставляемых интерпретаций: «но это не просто какое-то «воззрение» на мир, не просто его«интерпретация». Всякое воззрение на…, всякое мнение об «этом» [«der»] мире свою почвуимеет в предданном мире». [Гуссерль, 1994a, с.

206]. Однако, Альфред Шюц, работаяодновременно с философской и социологической проблематикой, он сумел мастерскисовместить феноменологический подход Э. Гуссерля с понимающей социологией МаксаВебера. Именно он указал перспективу развития феноменологической социологии. Одно изключевых новаторских произведений - «Смысловая структура социального мира» - былоопубликовано в 1932 году и имело подзаголовок “Э.Гуссерль и М.Вебер”.Еще одна проблема связана с возможностью меж-личностного понимания иобразования общностей людей. «В сознании каждого и в общностном сознании, котороевырастает в общении [Konnex] и в котором перекрываются отдельные сознания, получаетпостоянную значимость и непрерывно пребывает один и тот же мир, частично уже познанныйв опыте, частично же как открытый горизонт возможных опытов всех людей: мир какуниверсальный, общий для всех горизонт действительно сущих вещей».

[Гуссерль, 1994a, с.220]. Для того, чтобы полноценно охватить общение как феномен, его нужно «заземлить»относительно реальности; жизненной реальности, жизненного мира, который, в том числе,выполняет «функцию почвы» [см.: Рахманова, 2014].Можно ли дескриптивно представить жизненный мир как покоящийся на неизменномосновании феномен? Нам представляется более достижимой задача описать его сквозь призмузафиксированных в ходе исследования метаморфоз и трансформаций идентичности. B рамкахконцепции «суверенности личности» [Нартова-Бочавер , 2008] С.К. Нартова-Бочавер уделяетособое место изучению экстракорпоральных форм жизненного мира «в первую очередь черезграницы, поскольку, как считает автор, пространство обычно прозрачно для субъекта, нерефлексируется им без возникновения проблемных ситуаций и проявляет себя в ответ на егоискажение или нарушение границ, вызывая оборонительную активность» [цит.

по: Салихова,с. 217].В свою очередь, концепция трансформации личности М.Ш. Магомед-Эминовауказывает на «существование большого количества разных жизненных миров …, в переходе51между которыми совершается бытие человека, что требует от него личностной работыразличения и связывания собственной идентичности» [Магомед-Эминов, 2007, с.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее