Диссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов), страница 5

PDF-файл Диссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов), страница 5 Социология (46194): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Социокультурная идентичность населения Соловецких островов) - PDF, страница 5 (46194) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурная идентичность населения Соловецких островов". PDF-файл из архива "Социокультурная идентичность населения Соловецких островов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

И первая ошибка, которую мырискуем совершить – это разделение понятий по сферам бытования в науке. К примеру отнести этническую идентичность к сфере изучения культурной антропологии, этническойсоциологии, этнической психологии и этнологии, а региональную идентичность – к сфереполитической социологии, политологии, экономической и политической географии.Все, что проявляет себя в социальной реальности как атрибут жизни общества,сообщества или индивида; все, что «работает» и функционирует в рамках определенных17закономерностей, может быть названо и описано. Однако всегда ли удается распознатьструктуру явления и выявить четкие принципы его функционирования? Это вопрос, как намкажется, касается и понятия «идентичность».

Как правило, структура объекта исследованиязаключена в его определении. Однако в случае идентичности ученые не столько пытаютсясформулироватьуниверсальноеопределениетермина,сколькостремятсяочертитьдопустимые границы применения «идентичности» как понятия.Таким образом, мы видим перед собой не полноценное понятие, необходимое дляаналитической работы, а «переменную», употребляемую зачастую даже как «неизвестное» всоциологическом анализе: «нечто вроде виртуального центра (foyer virtuel), к которомунеобходимо обращаться, чтобы объяснить некоторые вопросы, но в реальности несуществующего» [Цит по: Брубекер, Купер, 2002, с.

77-78].Чтобы избежать терминологической неопределенности, мы обратимся к широкомурепертуару значений и контекстов употребления «идентичности», с тем, чтобы оставить в полевнимания лишь несколько категорий и понятий, которые могут быть наполнены реальнымсодержанием и смыслом исходя из предмета нашего исследования.Объектом нашего исследования является социокультурная идентичность населенияСоловецкого архипелага. Если упростить формулировку, то можно сказать, что мы имеем делос особым типом идентичности, которым обладают (или не обладают) жители БольшогоСоловецкого острова. Эти люди, численность которых, согласно последним переписям,колеблется от 800 до 1000 человек, проживают в одном поселке. Помимо мирского населения,на острове временно и постоянно проживает около 26 монахов около 20 послушников.Трудники и паломники, посещающие монастырь, и задерживающиеся на острове до 3-4месяцев – воспринимаются в качестве временных посетителей.

На сегодняшний день этоединственный официально зарегистрированный населенный пункт на архипелаге.Таким образом, в данном диссертационном исследовании нашему рассмотрениюподлежит идентичность одной тысячи человек, включая детей, проживающих в близкомсоседстве друг от друга на сжатой территории поселка равной примерно 2 гектарам. Дляпостановки основных задач исследования, нам потребуется, прежде всего, выяснить, чтозаключает в себе понятие «социокультурный», и на какие компоненты и аспектыидентичности стоит обратить внимание.Социокультурная идентичность, с одной стороны, задает максимально широкий кругявлений, которые можно описать с ее помощью; с другой стороны, этот аспект идентичностиуберегает от рассмотрения предельно узких еезначений. Например, религиознаяидентичность: является ли она подвидом социокультурной идентичности? И да, и нет.Поскольку изучая различия и сходства людей, которые определяют себя в качестве верующих18разных религий и конфессий, мы, прежде всего, обращаем внимание на их самоопределение вкачестве верующих, затем на знание основ вероисповедания и претворение в жизньрелигиозных практик.

Но в этот момент, изучая практики и знания (которые, в том числеотражены в языке, речи, словоупотреблении), мы оказываемся в безмерно широкой сфере, гдекаждая мелочь, каждое действие может быть интерпретировано в некотором смысле какрепрезентация религиозной идентичности. Манера одеваться, особенности приема пищи,приветственных жестов, соблюдение постов или посещение праздников – все это является нетолько проявлением религиозных практик, но и частью необъятной культуры повседневности.И потому социокультурная идентичность не отрицает существование значимыхособенностей, которые можно выявить при анализе религиозных, этнических или языковыхкультурных составляющих.

Напротив, она охватывает их, создавая более сложную системукоординат с дополнительным количеством измерений. Как сочетается «социальное» и«культурное» в этом понятии и как они характеризуют и определяют изучаемые явления?Различие между двумя этими «началами» носит не столько тематический, сколькоструктурообразующий характер. Идентичность человека остается единым целым, происходяпри этом сразу из нескольких источников.Так, «социальное» отражается в идентичности как форма организации отношениймежду индивидом и окружающими людьми, сообществами, обществом, государством.

Носоциальным оказывается не только особый тип влияния на процесс формированиячеловеческой идентичности: социальным является и «ответ» социализированного (или не доконца социализированного) индивида истории и обществу, который выражается вформировании социальных связей, особенностях поведения, общения, взаимодействия подвлиянием складывающейся и постоянно обновляющейся идентичности.Культурный аспект социокультурной идентичности очень сложно разделить на четкиекомпоненты.

Соприкосновение или погружение, редкие контакты или постоянная жизнь боко-бок с разными культурами в их самых неожиданных проявлениях – это лишь куски смальты,разбросанные в восприятии человека, которые только в рамках его уникальной идентичностискрепляются раствором повседневности и складываются в единую картину мировосприятия.Но культура может порождать не только непосредственно культурные практики, нетолько объекты творчества, созданные в рамках определенного течения, стиля, школы; онаможетповлиятьнаосознанныйилибессознательныйвыборманерыповедения,позиционирования себя в сообществе, даже в выборе профессии или стратегии выстраиваниякарьеры. Разные источники индивидуальной идентичности имеют перекрещивающиесянаправления влияния: культурные элементы, будучи усвоены, определяют социальныеаспекты жизни человека.19Такимобразом,социокультурнаяидентичностьиндивида,приподробномрассмотрении, оказывается многогранным явлением.

В каждом отдельном случае структураидентичности может быть представлена в форме гипотезы с выделением ключевых аспектов,составляющих ее «ядро». Однако при анализе материалов эмпирического исследования можетоказаться, что ключевые элементы структуры идентичности были спрогнозированы неправильно, и в реальности нужно уделить внимание совсем иным компонентам.1.1. Измерения социокультурной идентичностиПрежде чем приступить к рассмотрению идентичности жителей Соловецкогоархипелага, необходимо обозначить контуры социокультурной идентичности как таковой, атакже ключевые понятия, которые необходимы для описания ее структуры и содержания. Для,тогочтобыупорядочитьмногообразиеисследовательскихпозицийотносительноидентичности изучаемого явления, мы предлагаем выделить несколько аналитическихизмерений, которые могут быть условно заданы осями координат.

Значения на осяхколеблются в диапазоне между двумя оппозиционными значениями и могут принимать какуравновешенное положение, так и стремиться к крайним показателям.Оси четырех измерений можно условно обозначить следующим образом: осьиндивидуальное – коллективное, ось внутренняя оценка – внешнее восприятие, осьсодержание – граница и ось временного измерения (t), которая обозначает измененияструктуры и состава идентичности, а также взаиморасположения ее элементов с течениемвремени. На Рис. 1.1.

представлен пример проецирования элементов идентичности,представленных в данной модели как точки в трехмерном пространстве, представляющийсинхронный срез. Четвертое измерение мы обозначили условно.Стоит отметить, что мы не случайно вводим данную схему в самом началетеоретических рассуждений. Без визуализации этого разноаспектного поля значений, котороена сегодняшний день существует в социальной теории вокруг понятия «идентичность», оченьсложно будет описать каждое из аналитических измерений в отдельности.Значенияразличныхвидовидентичности(профессиональной,религиозной,социальной, этнической, и так далее), даны на предложенной нами схеме в качествеэмпирических примеров и расположены в соответствующих точках заданного пространства.Временное изменение предполагает последующую смену расположения компонентовидентичности в данном пространстве или же выход компонентов за его пределы.20Рис.

1.1. Четыре измерения идентичностиВизуализация каждой отдельной идентичности члена Соловецкого сообщества илигрупповой идентичности соловчан не входит в круг задач данной исследовательской работы.Однако подобный подход позволяет каждый раз, говоря о конкретном проявленииидентичности или ее особом подвиде, располагать это явление в трехмерном аналитическомпространстве (с учетом четвертого, временного, измерения) и, таким образом, соотносить ее сдругими понятиями сходного порядка, моделируя ситуацию вокруг объекта исследования. Этуже работу необходимо проделать и нам, длятого, чтобы определить, о какой именноидентичности мы говорим в данной работе в связи с изучением населения Соловецкогоархипелага, и какими свойствами она обладает в данном случае.Таким образом, вся последующая теоретическая работа по изучению различныхаспектов идентичности (как понятия и как явления социальной реальности), а также анализэмпирических данных, полученных в ходе полевого исследования на Соловецком архипелаге,станут своего рода обоснованием того факта, что данная четырехмерная схема позволяет болееэффективно локализовать изучаемый феномен в границах существующих категорий ипонятий.Первое измерение лежит в плоскости индивидуальное – коллективное (общественное).В какой степени идентичность может быть общественной, групповой, коллективной? С однойстороны, нам видится, что это возможно только в случае, когда под словом идентичность21воспринимается не весь комплекс самовосприятия человека, состоящий из различныхкомпонентов, а лишь один частный компонент, который в определенной ситуации выступаетна первый план и всплывает на поверхность в ходе проведения исследования.С другой стороны, действительно верно то, что каждый отдельный компонентидентичности – это общественный, коллективный продукт, по двум причинам.

Во-первых, онбыл рожден, назван и осознан в ходе общественных взаимоотношений и взаимодействий; вовторых, становясь одним из доминирующих компонентов в рамках индивидуальнойидентичности человека, он может стать основой для солидаризации сообщества на основеединого представления, образа, имени.Исходя из данных наблюдений, мы можем прийти к выводу о том, что сам феноменидентичности заключает в себе два полярных по своему характеру проявления. В первомслучае идентичность предстает перед нами как путь к выявлению единства, во втором жеслучае идентичность проявляет себя хранилище индивидуального и уникального.Рис.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее