Диссертация (Медиация в регулировании взаимодействия органов власти и гражданского общества в России), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Медиация в регулировании взаимодействия органов власти и гражданского общества в России". PDF-файл из архива "Медиация в регулировании взаимодействия органов власти и гражданского общества в России", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Как знать, быть может, обойдется без борьбы».Имея ресурсы и силы до начала открытой борьбы, следовало использоватьдипломатию.22Гуго Гроций. О праве войны и мира. М.: Научно-издательский центр “Ладомир”,1994. С. 539 – 540.23Цицерон М. Т. О государстве http://www. civisbook.ru/files/File/Zizeron.O_gosudarstve.pdf. Дата обращения 22.10.2017.28Таким образом, в дошедших до нас источниках древние греки иримляне отдавали должное переговорам и признавали их в качестве болееэффективного средства достижения цели, нежели применение силы.Однако не всегда прямые переговоры между противниками быливозможны. В антагонистических конфликтах, когда прямое общение былоисключено, для установления коммуникаций и ведения переговоровтребовалось привлечение посредника.
Несмотря на психологически сложноерешение,признаниенеобходимостиобщениясврагом,втакихкоммуникациях были довольно серьезные преимущества для сторон:– сохранение своего статуса в социуме, демонстрация миролюбия,готовности договариваться – такая модель поведения получала общественноеодобрение;–сохранение своих собственныхивозможность привлечениядополнительных ресурсов;– возможность справедливого для сторон разрешения проблемы врамках принятых норм морали;–вероятностьвыработкисогласованныхцелей,перспективысохранения отношений и возможности сотрудничества бывших оппонентов вбудущем;–опытрегулированияконфликтовформировалразвитиеуправленческих навыков и в целом оказывал влияние на культурусоциального управления, утверждались новые ценности и нормы, моделиповедения, .Д.Л.
Давыденко в книге «Примирительные процедуры в европейскойправовой традиции»24, прослеживает истоки медиации в Древней Греции,когда самым весомым аргументом в споре между частными лицами24Давыденко Д.Л. Примирительные процедуры в европейской правовой традиции.
М. :Инфотропик Медиа, 2013. 232 с.29становились сила или авторитет сторон, статус вождя, который был способеннавязать свое решение сторонам.Свое влияние на конфликтующие стороны оказывали не толькоконкретные личности, но и община. Общее собрание было способновыполнять важную координирующую роль в урегулировании споровмежду членами. Развитием системы урегулирования конфликтов явилсяинститут поручительства, позволявший переносить обязательства содного человека на другого.Поддержание мира между семьями, племенами и народами былоодной из основных задач древних правителей, ее достижение сталовозможным, главным образом, с помощью переговоров. Прямое насилиемогло привести к замене одного тирана другим, а традиции кровнойместивызывалиновыеиновыепротивостояния.Внутренниепротивоборства ослабляли центральную власть, снижали ее авторитет,несли дополнительные экономические и политические риски.Болееэффективнойбыластратегияпереговоровмеждугосударствами, селениями, племенами и кланами, семьями, а такжеобщинные собрания, специально собираемые для рассмотрения споров.Отличительной стороной подобного процесса была добровольность, т.е.стороны могли и отказаться, однако, отказ обществом воспринималсянегативно.Открытость, участие представителей общины, их авторитет инезависимость, опора на общепринятые традиции и общепризнанныенравственные основания, так же как и добровольное участие, можноотнести к зачаткам медиативных процедур.
Успешность подобныхсобранийполностьюзависелаотволисторон,ихцелей,договороспособности. С равным успехом противники могли подчинитьсяили воспротивиться принятому решению. Разумеется, когда одна сторонаполностью способна была уничтожить вторую, то ни о каких переговорах30речи быть не могло. Посредничество реализовывалось в ситуации, когдастороны были примерно равны, а война между ними, с большойвероятностью, приведет к общему ослаблению перед внешними угрозамитретьих сторон. Подобные описания примирительных процедур существуютво всех письменных источниках, устных преданиях и легендах народов ицивилизаций, так же как и в фундаментальных религиозных источниках –Библии, Коране, Талмуде.
Рекомендации и советы поведения в сложныхситуациях закреплялись в общественных и правовых нормах государств.В истории Франции медиативные процедуры Великой французскойреволюции противопоставлялись навязываемым процедурам старой власти25.По мысли революционеров, дорога в «храм правосудия» открывалась лишьлицам, преодолевшим «храм согласия». Революционные традиции былизакреплены в 1806 году в форме судебной примирительной процедуры, атакже подтверждены почти два века спустя в принятом в 1975 годуГражданском процессуальном кодексе.Другой европейский пример представляет Германия, где институтмировых посредников насчитывает почти 200 лет26.Не чужды медиативные процедуры и России. Из дошедших до насисточников известно, что в период VI-X веков, племена древних славян ввыстраивали свои отношениях с соседями не только военными набегами , нои дипломатическими способами.
Так, начиная с создания Древнерусскогогосударства,князьями активно используются переговоры для достижениясобственных целей и решения задач обороны, торговли, созидания.Приглашение Рюрика на правление вполне обоснованно следует полагатьпривлечением авторитетного воина на посредничество в прекращении25Кадье Л. Примирительные процедуры во Франции: традиции и современность //Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. - 2007. N 6. - С.
541.26Alexander N. Global trends in mediation. - 2d ed., Kluwer Law International, 2006. - Р. 228229.31междоусобиц и достижении мира между славянскими племенами27. Сам фактпринятия христианства и объединения славян под единым управлениемнекоторыми историками трактуется как яркий пример согласованияинтересов и прекращения постоянных столкновений между враждующимиплеменами, объединения их усилий для отражения вражеских набегов.
Такжерешались задачи достижения согласия среди племен в регулированияхозяйственныхиторговыхотношений,поддержаниясуверенитета.Дальнейшее развитие процесса урегулирования споров получает послепринятияхристианства.Появлениеписьменностиспособствовалостановлению государства и зарождению институциональных структур,характерных для легитимной власти. К ним относятся и нормативныеакты, записанные правила и нормы. Неслучайно первый свод законов наРуси появился после принятия христианства.Схожие процессы мы видим и в Европейских странах: появляютсяпервые правовые документы, среди них «Салическая правда Хлодвига»,первого христианского короля франков. Подобные документы первогохристианского короля Англии (около 600 года н.э.) правителя Кент, носятназвание Законы Этельберта 28.Представленные примеры доказывают, что медиация, ведениепереговоров и достижение согласия, наряду с судебной системойзакреплялись в качестве распространенного механизма социальногоуправления в кризисных ситуациях.Становлениемедиации(посредничества)какмеханизмарегулирования конфликтов – сложный и многоплановый процесс,проходящийворганичномединствесдругимиэлементамиформирующегося социума.
Медиация развивалась совместно с другими27См.: Исаев И.А. История государства и права России: правовые традиции. М., 1995, С. 12.Давыденко Д.Л. Примирительные процедуры в европейской правовой традиции.– М. :Инфотропик Медиа, 2013. – 232 с.2832институтами, в том числе институтом суда. Наполняя формальныминормами и опытом их применения, суд решал вопросы ответственности занарушениеустановленныхправил.Органичноеединствоисодержательная близость суда и посредничества тех времен являетсяоснованием для рассмотрения в нашей работе данных категорий каксогласованных и параллельных процессов, призванных решать близкиезадачи:регулирования конфликтов и споров, и вынесения вердикта овиновности и правоте и назначения ответственности за правонарушение.В обоих процессах – судебном и медиативном, исходным событием дляих запуска является выход за установленные обществом рамки –конфликт или преступление – и вынесение меры наказания.
Медиативнаяроль судов наглядно просматривается до сегодняшних дней.Таким образом, в историческом контексте обосновано рассмотрениепроцессастановлениясудебнойсистемыкакмеханизмареакцииобщества на совершение проступка с вынесением меры ответственности.Во всех первых законах речь идет преимущественно об определенииточной суммы ущерба, причиненного потерпевшей стороне. При этом,оценить вред имуществу было гораздо легче, чем оценить вред личностиили чести.
Тем не менее, упорядочивание нарушений и возмещенийпозволило найти точку опоры для дальнейших переговоров. Послеформализации норм и правил, появляются суды, где стороны насостязательной основе могут представить свою точку зрения, а судья ужевынесет решение, которое обязательно к исполнению. Посредничествопредставляетсяблизкимдлясудебнойпроцедурыпроцессом,новыполняемым на основе добровольности и по правилам, выработаннымсовместно самими спорящими сторонами.Развитию судебной системы способствовало создание церковныхсудов.
Светские и религиозные учреждения соперничали между собой,если первые занимались регулированием отношений между людьми, то33вторые регулировали отношения между людьми и Богом, с позицийвысших божественных норм и законов.Первые церковные уложения о наказаниях появляются в VI веке н.э.Подобно тому, как преступление против человека наказывалось штрафом,так и преступление перед Богом можно было смягчить за счетопределенной компенсации. Если светские суды ориентировались напримирение сторон, в целях обеспечения социальной стабильности, тосуды религиозные имели своей целью спасение души оступившегосячеловека. В первом случае договариваться, возможно, и необходимо, вовтором – договариваться не с кем, - можно только надеяться.Вообще христианство отрицательно относится к конфликтам,потому что ориентировано на человеколюбие, милосердие и дажебратство между людьми. Важнейшими ценностями являются мир исогласие, а закон или право уместны до той степени, до которой ониотождествляются со справедливостью.
Поэтому каждый христианинстремится воздержаться от спора, а возникающие проблемы решать,ориентируясь на примирение сторон. Евангелие от Матфея (гл. 5, 25)предписывает: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на путис ним, чтобы соперник не отдал тебя судье». В других конфессиях (ислам,иудаизмидр.)такжепропагандируетсястремлениекмирномурегулированию конфликтов 29.Согласно традиции, примирителями могли выступать избранныепредставители церковной иерархии, не имеющие прямого интереса впроблеме, которую предстоит преодолеть. Их выбирали, основываясь науважении, которое внушал авторитет, возраст и заслуги.