Диссертация (Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы". PDF-файл из архива "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Это обусловлено тем, что именно философия, на наш взгляд, в от71личие от других наук изучает проблемы и возможности спасения человечества, спасающего самого себя.Отдельным вопросом в изучении информационного общества остаютсяего признаки в широком спектре политического, экономического,социального, культурного, экологического и технологического аспектов.Говоря об информационном обществе как о новой исторической эпохеразвития человеческой цивилизации, нельзя не отметить, что признаки еговозникновенияэкономическими,характеризуютсяглобальнымиполитическими,социальными,культурными,экологическими,технологическими и даже физическими изменениями.
Естественно, всеониоказываютсамоепрямоевоздействиенаформированиесоответствующего общественного сознания.Информационное общество как форма существования общественногосознанияинтеллектуальнойэлитыпредполагает,чтоглавнымполитическим признаком возникновения новой культурно-историческойпарадигмы, прежде всего, является влияние предоставления равныхстартовых возможностей доступа к информационным ресурсам наразработку и принятие политических решений. Человек, имеющий доступк информации, способен на основе ее анализа принять самостоятельноерешение в пользу того или иного политического интереса. Вместе с этим,объединение людей в единое электронное сообщество превращает их видеальный объект для массовой манипуляции, что с очевидностьюприводит к образованию новых явных и скрытых политических сил вобществе.Основным экономическим признаком информационного общества,вероятно, можно считать прямую зависимость благополучия и социальногостатусачеловекаинтеллектуальногоотстепениреализацииипотенциала,основаннуюнакапитализациипоявленииегоновых“социальных лифтов”, в механизме которых деньги и “связи” уже не72играют решающей роли.
Более того, следует отметить, что переход кинформационномуобществуособенноинтенсивнопревращаетпрофессиональное образование в общее: так, бывшие профессии сегоднястановятся обыденными умениями и навыками рядового человека (писарь,толмач, водитель, оператор ПЭВМ и мн.др.).Социальный аспект становления нового типа общественных отношенийзаключаетсявспособствующегоинтенсивномформированииэффективномусоциальногокоммуникативномукапитала,взаимодействиюлюдей разных социальных, возрастных, экономических и пр. категорий, онпроявляется в кризисе традиционных социальных институтов (государство,семья, религия, производство, народное образование и др.) и появленииновых (средства массовой коммуникации, сетевой университет и пр.), впоявлении новых социальных болезней общества (социально опасныхустановок личности, передающихся от индивидуума к индивидууму всообществе посредством влияния в ходе коммуникации), в качественныхдемографических изменениях (массовое переселение и трудовая миграция,гостевой брак и гражданское партнерство вытесняют гражданский брак итрадиционную семью, преобладание самостоятельного проживания иведения хозяйства и пр.).Культурный аспект перехода к информационному обществу выражаетсяв появлении новых ценностей и смыслов, в развитии творческой ипознавательной активности населения Земли, в расширении личностногопространства, в активном освоении новых социальных ролей, в появлениинового типа интеллектуальных лидеров (архитекторы информационногопространства).
Школа, армия и тюрьма как единая воспитательная системааграрного общества, элементы которой отличаются только степеньюжесткости и, следовательно, объемом охвата, перестают выполнять своютрадиционную функцию форматирования человеческого и социальногокапиталов.73Важнейшим экологическим признаком информационного обществатребуется назвать создание особой среды ноосферного типа, в которойчеловек выживает благодаря симбиотическому взаимодействию, а не засчет хищничества и паразитизма. Данное обстоятельство способствуетформированию новой системы отношений и, следовательно, новой морали.Пиком развития информационного общества, его акме, станут модели“планета-университет” и “университет-микрокосм” (см.
главу 4), т.е. новыесоциальные утопии, в которых каждый человек будет отождествлять себясо всем человечеством, принимая на себя всю ответственность и за себя, иза “другого”, и за всех вместе, и за историю мира вообще.Физическийпроявляетсяпризнаквпереходаизменениикощутимогоинформационномувлиянияобществуинформациинаматериальный мир, в котором информация приобретает качества особогосвойства материи и энергии. В результате пересмотра физического смыслаинформации коренным образом изменяется ее биологический смысл,позволяющий, в частности, сегодня считать жизнь формой существования,хранения и передачи информации как продукта наследственности иизменчивости, что в существующей действительности грань междутрадиционно признаваемыми живой природой и неживой природой делаетвесьма условной.Наконец, важнейшим технологическим признаком является создание инаполнениеглобальнойсистемысложныхинформационно-коммуникационных связей, пронзающей все слои жизни современногочеловека – системы, в которой личность выступает методом познания, амышление – средством.74§ 4.
Информационное общество как историческая эпоха развития человеческой цивилизации, определяющая механизмы трансляции культурыПод информационным обществом обычно понимают такое общество, вкотором большинство работников занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, при этом в качестве высшей её формы обозначают знания13. Мы считаем данное расхожее мнение относительно сущности информационного общества требующим уточнения, т.к., с нашей точки зрения, информационное общество представляет собой такуюформу общественных отношений, основанных на интеллектуальном лидерстве, когда вокруг т.н. архитекторов информационного пространства (см.выше) объединяются единомышленники с целью совместного продвижения идей и проектов, направленных на решение глобальных проблем человечества. Кроме того, нам кажется, что знания – это продукт памяти и, с нашей точки зрения, их нельзя рассматривать, несмотря на широко распространенную модель DIKW, в качестве высшей формы информации.
Идея,полученная в результате усилий собственного мысли, вот, что, на наш взгляд, следует считать высшей формы информации. Не суждение, а умозаключение (в широком смысле), по нашему мнению, определяет уровень интеллектуального развития человека.По мнению ряда исследователей, информационное общество представляет собой наиболее развитую стадию современной цивилизации, возникающую в ходе информационно-компьютерной революции, основывающейся на широком использовании информационных технологий, «интеллектуальных» систем, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей13Шанченко, Н. И. Информационный менеджмент: учебное пособие для студентовспециальности «Прикладная информатика (в экономике)». – Ульяновск : УлГТУ, 2006.
–95 с.75экономики и управления14. Вместе с этим считается, что новая парадигмапредполагает появление единой инновационной интегрированной системысвязи, предоставляющей каждому человеку любую информацию и знания,обусловливает радикальные изменения во всей системе общественных отношений, благодаря чему обеспечиваются наибольший прогресс и свободаличности, возможность ее самоактуализации.Обычно формирование информационного общества связывают с одновременнымстановлениеминформационно-экономическогопро-странства, которое обусловливает превращение информации в общественно значимый и доступный ресурс, в среду широкомасштабных информационных взаимодействий. Данный тезис, с нашей позиции, не отражает вполной мере всей важности перехода к новой культурно-исторической парадигме, т.е. наряду с экономическими и технологическими преобразованиями в системе общественных отношений, возникают и другие – не менееважные, на наш взгляд.
К их числу следует отнести следующие: политические, экологические, социальные и культурные аспекты системных изменений (см.выше).Считается, что первым неизбежность перехода к новой, информационной, цивилизации предсказал американский экономист К.