Диссертация (Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века". PDF-файл из архива "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Богданова Полина БорисовнаИСТОРИКО — КУЛЬТУРНЫЙ ЦИКЛ: РОССИЙСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕРЕЖИССЕРСКОЕ ИСКУССТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ — НАЧАЛЕХХI ВЕКАСпециальность 24.00.01 — «Теория и история культуры»Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологииНаучный консультантдоктор философских и кандидат филологических наукпрофессор, действительный член РАЕНИ.В. КондаковМосква 2017СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................
4ГЛАВА 1. СОЦИОЦЕНТРИЗМ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ (НАЧАЛЬНАЯФАЗА ЦИКЛА)...................................................................................................... 281.1. К теории циклов……………………………………………………...281.2. Художественные стратегии и практики шестидесятников ............. 441.3.
Интеллигенция как референтная группа ........................................... 521.4. Методологические практики .............................................................. 641.5. Модель театра ....................................................................................... 711.6. Режиссер А. В. Эфрос. Розовские мальчики .....................................
731.7. Режиссер О.Н. Ефремов. Нравственность революции ..................... 831.8. Режиссер Г.А. Товстоногов. Вина интеллигенции ........................... 961.9. Режиссер Ю.П. Любимов. Изменить реальность ........................... 1091.10. Начальная фаза: выводы..................................................................
121Глава2.СОЦИОЦЕНТРИЗМШЕСТИДЕСЯТНИКОВ(ФАЗАНАДЛОМА) ......................................................................................................... 1232.1. «Искусство идей» ............................................................................... 1232.2. Концептуализм в театре .................................................................... 1282.3. В русле постмодернизма ................................................................... 1412.4. Концепты А. В. Эфроса ..................................................................... 1422.5.
Концепты Ю. П. Любимова .............................................................. 1532.6. Фаза надлома: выводы. ...................................................................... 161ГЛАВА 3. КУЛЬТУРОЦЕНТРИЗМ СЕМИДЕСЯТНИКОВ (ВЫСОКАЯФАЗА ЦИКЛА).................................................................................................... 1633.1. Художественные стратегии и практики .......................................... 1633.2. Методологическая деконструкция (ранний постмодерн) ..............
1863.3. Модель театра – дома ........................................................................ 1933.4. Режиссер А.А. Васильев. Метафизика............................................. 1953.5. Режиссер Л.А. Додин. Социальные прогнозы ................................ 2073.6. Режиссер М.З. Левитин. В защиту репрессированной культуры .
21723.7. Режиссер В.В. Фокин. Реконструкции постмодерна...................... 2273.8. Культуроцентризм восьмидесятников ............................................. 2383.8.1. Режиссеры С.В. Женовач, Е.Б.Каменькович. Традиционалисты....................................................................................................................... 2393.9. Высокая фаза: выводы ................................................................... 245ГЛАВА4.РЕЛЯТИВИЗМПОКОЛЕНИЯПОСТМОДЕРНА(ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФАЗА) ..........................................................................
2474.1. Общество потребления. ..................................................................... 2474.2. Стратегии и тренды нового поколения режиссуры. ....................... 2544.3. Разнообразие театральных моделей ................................................. 2704.4. Взлет П.Н.
Фоменко в 1990-е годы .................................................. 2744.5. Тренд «новой драмы» ........................................................................ 2844.6. Режиссер К. Б. Богомолов. Игра, эпатаж ......................................... 3104.7. Методологическая деконструкция (зрелый постмодерн) .............. 3214.8. Режиссер Д.А. Крымов. «Лайт» искусство .....................................
3324.9. Постдраматический театр ................................................................. 3374.10. Режиссер М. Карбаускис. Перспективы постмодерна ................. 3444.11. Заключительная фаза: выводы........................................................ 3463ВВЕДЕНИЕАктуальность исследованияРассмотрение развития режиссерского искусства второй половины ХХ— начала ХХI века в границах историко-культурного цикла являетсяактуальной задачей теории и истории культуры.
Этот подход обусловленпотребностью увидеть режиссерское искусство последних шести десятилетийкак целостное культурно-историческое явление, которое имеет свое начало исвой финал. Начало цикла — в эпохе оттепели, когда на профессиональнуюарену вышло поколение режиссеров-шестидесятников (О. Ефремов, Ю.Любимов, А.
Эфрос, Г. Товстоногов и др.). И завершение цикла происходит вдеятельности поколения постмодерна, которое мы называем поколением-post,вошедшим в профессию в конце 1990-х — нулевые годы (К. Богомолов, К.Серебренников, Д. Крымов, Д. Волкострелов и др.).Структура цикла, который имеет свое исходное событие, а в результатеприходит к изживанию первоначальных интенций, позволяет увидеть ту«кривую», по которой развивалось искусство режиссуры, отвечая на вызовыконкретных историко-культурных моментов (общей политики власти,общественных подъемов и спадов, кризисов и смены историко- политическойи культурной формации) Развитие режиссерского искусства в границах циклаобнаруживает, как режиссура выстраивала свои стратегии, как меняла их всоответствии с конкретными задачами времени.
Развитие режиссерскогоискусства в границах цикла демонстрирует свою взаимосвязь с общимположением культуры в социуме, подъемом роли культуры, как этопроисходило во второй половине 1950-х — 1980-х гг., или, напротив,снижении роли культуры в социуме после 1990-х годов. Главной стратегиейрежиссуры на протяжении историко-культурного цикла был отказ оттоталитаризма, поиск выхода из замкнутой модели советского социума,импульс к чему культура и искусство получили в эпоху «оттепели», когдастрана стремилась освободиться от культа личности и идти по пути создания4более демократического общества.
Этот импульс был положен в основудеятельности и всех последующих после шестидесятников поколений:семидесятников (А. Васильев, Л. Додин, В. Фокин, М. Левитин и др.), которыеподхватили антитоталитарный пафос, но вместе с тем стали развиватьрежиссерское искусство дальше, преодолев некоторые казавшиеся уженеактуальными взгляды на человека и действительность. Восьмидесятников(С.
Женовача, Е. Каменьковича и др.), промежуточного поколения,существующеговруслеидейсемидесятников.Ипоследнего,рассматриваемого нами, поколения-post, которое отличает подчеркнутонегативистский пафос, направленный на отказ от практик и стратегий старшихпоколений; поколение-post деконструировало завоевания всего цикларазвития режиссерского искусства, а именно театр человека. В этом смыслепоколение-post закрыло темы, циркулировавшие в культуре на протяжениишести десятилетий.Такимобразом,актуальностьисследованияобусловливаетсянеобходимостью: осмыслить развитие режиссерского искусства последних шестидесятилетий, начиная с эпохи оттепели, как динамичное целое; поставить режиссерские поколения в логику развития всей театральнойкультуры названного периода; определить место отдельных режиссерских индивидуальностей в общемпроцессе, с учетом уникальности их индивидуального стиля и вклада; определить начальную и заключительную фазы цикла (последнюю мырассматриваем как фазу изживания, снятия модерных позиций врежиссуре).Актуальность темы также связана с рассмотрением искусстварежиссуры на широком фоне общего движения и функционированиякультуры, в ходе анализа специфики развития и функционирования искусстварежиссуры как феномена культуры.5Сегодня, на наш взгляд, актуальна сама постановка вопроса оцикличности как механизме движения и трансформации культуры.
Отсюдаособыми преимуществами обладает исследование режиссерского искусства нев его линейном развитии, которое понимается как движение по восходящей,свидетельствуя о неуклонности прогресса. Цикл укладывается в парадигмурождения и смерти, давая возможность рассматривать особые фазы развития,прослеживать период зарождения, подъема и спада.
Цикличность показывает,что определенные процессы в культуре не длятся вечно, а происходят по инойлогике, а именно логике некоего завершенного кругового движения. Этоделает развитие культуры с одной стороны дробным, то есть разбитым начередующиеся циклы, а с другой стороны, целостным, ибо циклывзаимосвязаны, и каждый следующий может строиться не только наповторении, но и на частичном возвращении к процессам предыдущего цикла.Это «вечное возвращение», на которое указывали ряд современныхкультурологов (Н. Хренов1, И.
Кондаков2 и др.) предполагает повторение ужена новом уровне, в контексте иной культурной ситуации.Циклическое развитие можно усмотреть в движении режиссуры всегоХХ — ХХI столетия. Можно высказать гипотезу о том, что со времени своеговозникновения (рубеж ХIХ — ХХ веков) режиссерское искусство прошло двацикла. Первый от конца ХIХ века, когда возник модернизм, в котором ужебыли зачатки тоталитарной культуры, и до конца 1940-х — начала 1950-хгодов, когда модернизм в Советском Союзе был уничтожен. А следующийцикл, который исследуется в данной диссертации, начался с «оттепели»(вторая половина 1950-х — 1960-е годы) и закончился фазой постмодерна.Оттепельпоставилаокончательнозадачиразложилотказаоттоталитаризма,тоталитарную парадигму.