Диссертация (Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)), страница 7

PDF-файл Диссертация (Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)), страница 7 Филология (32399): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)) -2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)". PDF-файл из архива "Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Образам присущи типическоезначение (легкость интерпретации), иносказательность (аллегоричность),экспрессивность и самодостаточность.33Другая часть концепта – ценностная (аксиологическая) составляющая значительно доминирует; именно она определяет живость концепта и влияетна изменение двух других составных компонентов: понятийного и образного.«Ценностная сторона концепта детерминирует важность концепта длячеловека и общества» [Карасик, 2001: 76].Современные исследователи также сходятся в том, что содержаниеконцепта организовано по полевому признаку: ядро, ближняя и дальняяпериферия, позиции которых могут занимать различные компоненты:содержательные или интерпретативные, дополнительные.

Именно благодаря«диффузному характеру своей структуры концепты подвержены всемизменениям среды: социальным, культурным и историческим» [Волкова,2011: 12]. Поэтому именно обращение к художественному дискурсу делаетанализ полным и достоверным и именно в рамках анализа большихсловесных произведений возможно изучение не только ядра структурыконцепта, но и полное описание периферии, а также изучение тенденций,происходящих на дальней периферии, которые имеют значительнуюценность ибо именно они будут определять путь эволюции концепта.Концепты могут быть выражены именами (прецедентными именами втерминологии Д.Б.

Гудкова, например, Наполеон, Пушкин, Ломоносов и др.),тогда происходят два основополагающих процесса. Их можно сравнить сдействием центробежной и центростремительной силы, поскольку прииспользованииредуцированныйтолькоимениобраз,вгдеконтекстевысвечиваютсямынаходимтолькосжатый,важнейшиехарактеристики референтов [Языковая личность…, 2013: 39]. Например, приупоминании имени Обломов его образ соотносится с ленью. Хотя корольАртур и является прецедентными именем, он все же обладает особойуникальностью и значительно большей сложностью.

Во-первых, он никогдане редуцируется только к одной характеристике (как упомянутый вышеОбломов),во-вторых,ондаетрождениеновымрасширенныминтерпретациям, которые затем становятся вновь сжатыми. Этот процесс34пульсации смыслов продолжается на протяжении столетий.

Поэтому болееприменимым в нашем случае является понятие «свернутого текста» С.И.Гарагули, который писал: «ономастические единицы национальной языковойсистемы функционируют как культурные символы, обобщая национальноисторический опыт и выступая как метатексты» [Языковая личность… 2013:39]. Король Артур представляет собой именно такой метатекст, поэтому можетбыть изучен как миф и посредством концептуального анализа.Помимо этого, К. Леви-Стросс, исходя из семиотического восприятиямифа и структуралистского подхода, предлагает называть большие строевыеединицы, построенные на лингвистических оппозициях, мифемами [ЛевиСтросс, 1983: 187-207]. Они несут определенный смысл в составе мифа ипредставляют собой некие «логические конституенты мифа» [Хюбнер, 1996:53].

Е.М. Мелетинский отмечает, что в основе «первых мифологическихпредставленийлежатобъективировалисьжизнь/смерть,инемотивы…дополнялисьсчастье/несчастьесакрального/мирского»Вдальнейшемэтифундаментальнымив[Мелетинский,отношениямимагистральной1976:оппозицииоппозиции230-231].Мифемыустанавливают между человеком и миром особую систему отношений,способную моделировать мир и регламентировать «поведение человека: онаопределяет то, как ему надлежит действовать в тех или иных ситуациях(которые признаются вообще потенциально возможными)… и самого себя»[Успенский, 1996: 5].Знак соотносится с процессом коммуникации.

Культура, литература илимиф не могут быть загнаны в жесткие рамки означающего и означаемого поФ. де Соссюру, они развиваются и не могут быть статичны, «существоватьнезависимо от человеческих впечатлений», о чем писал У. Эко [Ecco, 1984:4], тем более, что тексты, запечатлевающие миф, интерпретируемыеличностью,проходятчерезпроцесссемиозиса,развиваясь«черезтрансформацию» культурно и исторически детерминировано [Liszka, 1989:10], при каждом новом ходе, как в шахматах, меняется общая картина35[Успенский, 1996: 14].Для выражения основной идеи или сюжета мифа в некоторыхисследованиях используется термин мифологема. Она представляется какнекое имя, не имеющее денотата, единица фантазии, вымысла, воображения(ведьма, единорог), как «дискретная содержательная единица коллективногосознания или идеального мира, хранимая в национальной памяти носителяязыка в вербально обозначенном виде» [Бабушкин, 1996: 13], поэтому ихсвязь с мифом «достаточно условна, опосредована сказочным дискурсом, гдеони и остаются» [Бабушкин, 2012].

Другие исследователи отмечают сходствомифологемы и концепта и предлагают такое понятие как мифоконцепт,однако отмечают сложность в его определении и особые характеристики,например, его «свернутая сюжетность» (или фреймовость) [Шестѐркина,2011: 47], «то, что заставляет действовать, не рассуждая; это свернутая схемадействия, экономный способ организации коммуникаций» [Бабушкин,Егодурова, 2012: 78].

Но «фабульность мифа, символом которого становитсямифологема» создает «условия для трансформаций его отдельных признакови ведет к порождению новых понятийных конструктов, совмещающихэстетическую противоречивость и образную убедительность» [Ильинова,2012: 85]. Способность мифа как способа наивного мышления даетвозможность «трансформироваться и адаптироваться к новым условиям,пересекать границы и континенты, ассимилируясь в новой национальнокультурной среде» [Питина, 2002: 5].Мифологема может быть выражена в языке мифолексемой [Шаховский1986; Кошарная, 2003; Горбачева, 2008].

Такие мифологемы, как домовой ибарабашка,атакжеunicorn,dragon,griffin,werewolfявляютсялингвокультурными концептами, связанными с архаическим мышлением,полностью зависят от пространства функционированиядискурса. Но«мифологические концепты» fairy, boggart, water spirits, bogie не встречаютсяв реальности, частично связаны с мифологией, но уже развиваются всказочном дискурсе и далее в литературе фэнтези [Плахова, 2012: 84].36Концепт, как видно из анализа литературы, может быть осознан, какмногослойное явление, где слои тех или иных компонентов значенийнаслаиваются с течением времени.Как считает Ю.С.

Степанов, можно«представлять его эволюцию в виде некой последовательности, или ряда,звеньями которых являются стадии концепта, или, говоря иначе, данныйконцепт в разные эпохи» [Степанов, 1997:61].Поэтому рассматриваяконцепт в динамике необходимо выделять такие стадии и возможноопределить отношения «преемственности формы и содержания» [ibid].Cтадии развития концепта образуют «эволюционные семиотические ряды»[Ibid]. Эта теория применима для рассмотрения простых концептов концептов культуры, но если изучать более сложные структуры, особенно врамках художественного дискурса, то более удобным представляетсявыделениевнутреннейструктурысопределеннымиядернымиилипериферийными признаками, появившимися в его структуре в разное время ииграющими разнообразную роль.

«Рамочные» концепты и концепты с«полнымядром»различаютсяпотипунаполненности:рамочныепредставляют основной признак, а концепты с полным ядром – «культурнозначимы в своей целостности, во всем своем составе признаков» [Степанов,1997: 78].Мы не считаем Короля Артура мифологическим концептом, егонеобходиморассматриватьпространствамифа,гдечерезпризмуконцептвегопониманияструктурнойдискурсивногоорганизацииэволюционирует на основе мифологического сознания, интегрированного ссоциокультурными и когнитивными пластами литературного произведения.Изменение восприятия Артура на протяжении столетий реально изучитьчерез представление его образа и персонажей его окружения посредствомпроведения концептуального анализа, так как репрезентация концепта короляАртуравчеловеческомсознанииможетподвергатьсяпостоянномуизменению, сочетая «в себе два процесса – акт сохранения прошлого иразговор о будущем» [The Arthurian Annals, 2006: XI].

Для нас в большей37степени важным оказывается путь этого персонажа в языке произведений,построенныхнаосновемифа,икультуре,гдепроисходитегоконцептуализация как короля и воителя, что помогает отразить «не простодействительность, в том числе и предполагаемую, но иной раз даже ификтивную, сознательно искаженную и без всяких оснований придуманную»[Лосев, 1982: 405].ГЛАВА 2Роль сказки ―Kilhwch and Olwen‖ (вал. Culhwch ac Olwen) вэволюции мифа о короле АртуреО важнейшей роли сказки в культуре и мировоззрении людей всехвремен и народов писали всегда.

Ее необходимость и своеобразнуюпервичность отмечали собиратели фольклора, психологи, философы, и,конечно, филологи. По словам Е. Трубецкого «в сказке зафиксированы«неумирающие ценности человеческой жизни» [Трубецкой, 1990: 105], асовременнееисследователисказочногодискурсапишутоб«аксиологической значимости», которая «выражает наиболее яркие чертынационального менталитета» [Бережкова, 2011: 22]. Важными аксиомамиизучения сказки в целом являются: связь сказки (и/или мифа) с языком,историческимиявлениямиикультуройтогоилииногонарода.Исследователь фольклора Дж.

Зайпс подчеркивает: «мы знаем, что людиначали рассказывать сказки, как только они развили способность к речи…длятого,чтобыпередаватьжизненноважнуюинформациюдляприспособления к окружающей среде» [Zipes, 2012: 2], поэтому через сказкилюди передавали определенное знание в социо-историческом контексте.Древние греки называли сказки и мифы одним словом, чтоподтверждает взаимосвязь этих явлений. Латинский язык использует словоfibula, которое перешло затем во многие европейские языки. В русскомсначала употреблялось существительное баснь и только затем сказка. Обасуществительных – дериваты глаголов говорения «баять», «казать» [Пропп,1984: 32-36].38В английском языке употребляется слово tale, что означает «рассказвообще, любой рассказ», которое произошло от древнеанглийского talu, чтозначило ―series, calculation‖ и также ―story, tale, statement, deposition, narrative,fable, accusation, action of telling‖4.

Словарь издательства Лонгман определяетслово tale, как рассказ о воображаемых и волнующих событиях ―a story aboutexciting imaginary events… that happened to someone…‖ [Longmanonline]. Дляобозначения сказочных произведений также часто употребляются словаstory, legend. [Пропп, 1984: 35]. По мнению А. Франка, «истории не могут понастоящему дышать, но они в состоянии оживлять человеческую жизнь. Ихцель состоит в том, чтобы оказывать влияние на людей для того, чтобы темогли увидеть что-то реальное, возможное, вели человека к тому, что следуетделать и чего избегать» [Frank, 2010:5].По словам философа И.А.

Ильина, «сказка есть первая, дорелигиознаяфилософия народа, его жизненная философия, изложенная в свободныхмифических образах и в художественной форме» [Ильин, 1993: 240]. В нейотражены наиболее архаические представления картины мира, остаткимифологии представлены в структуре сказке, которые имеют тесную связь смифологией и героическим эпосом. Вследствие этого, сказки, даже споздними изменениями, являются источником архаических представлений овремени и пространстве, герое-прототипе и его окружении. Они являютсяматериалом для изучения концептуальной системы человека, которыйорганизует художественное пространство согласно критерию значимости.Сказка ―Kilhwch and Olwen‖ (Culhwch ac Olwen) входит в циклМабиногион (Mabinogion cycle) и представляет собой типичный примеркельтского фольклора, который с течением времени органично встроился вбританскуюкультуру,хотяявляетсяпроизведением,воплощающимкельтское мировосприятие действительности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее