Диссертация (Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)), страница 8

PDF-файл Диссертация (Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)), страница 8 Филология (32399): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)) -2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)". PDF-файл из архива "Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Будучи «волшебной сказкой»,4Proto-Germanic *talo (cognates: Dutch taal "speech, language," Danish tale "speech, talk,discourse," German Erzählung "story," Gothic talzjan "to teach"), from PIE root *del- (2) "to recount,count." The ground sense of the Modern English word in its main meaning, then, might have been "anaccount of things in their due order." Related to talk (v.) and tell (v.) [Etymononline].39оналегкоузнаваема,усваиваетсялюбыминародами,становясьмеждународной [Франц, 2004]. Она полна магии и сверхъестественныхсобытий, а сюжет интересен, несмотря на свою типичность.В сказке идет повествование о женитьбе юноши Килох на Олвен, дочеригрозного и страшного царя-великана – Успададданена Пенкавра. Х.

Фултонотмечает, что эта сказка характеризуется магическим натурализмом, чертойповествования является то, что магические явления и события излагаются какреальные и руководят развертыванием текста [Fulton, 2013: 1]. Сказка«Килох и Олвен», являясь одной из первых и не фрагментарныхинтерпретаций образа Артура - правителя-воина, служила неисчерпаемымисточником истинно кельтских сюжетов и имен, что вдохновляло многихписателей в дальнейшем.Несмотря на то, что эта сказка существовала в устной традициидостаточно давно – записана она была только в 1325 и 1400 годах. Дж.

Т.Кох, исследуя уэльский текст, пришел к выводу, что сказка могла бытьсочинена около 1000 года [Koch, 1997: civ, cv; The New ArthurianEncyclopedia, 1996: 104-06, 508]. Большинство исследователей относят еесоздание к концу X - началу XI веков, обосновывая это сходством социокультурных реалий и новейшими археологическими находками [Edel, 2001;Green, 2009].Наше исследование опирается на английский вариант переведенноготекста 1838 года и подтверждает идею более раннего возникновенияосновной части сказки и более архаических концептуальных представлений,отраженных в тексте.

В отличие от представления Гальфрида Монмутского,Артур в данной сказке типично валлийский герой, его двор и социальнаяиерархия архаичны, наиболее близки к мифу.Данная волшебная сказка является воплощением женского начала всказке и даже имя героини Olwen разложимо на следующие элементы: olзначит ‗female‘ и gwen означает ‗path‘ [Комова, 2005: 29; Комова, 2013: 5564]. Более того, как и положено в сказке, она девушка особенной красоты,40которую ищут, отражает женскую сторону души – аниму [Франц, 2004: 3060]. Другое имя - Килох, вынесенное в заголовок (англ.

Kilhwch, кельтск.Culhwch), означает «хлев для свиней», содержит общее представление омужчине и указание на обстоятельства его рождения (Его мать по сюжетусказки поднялась на гору, место, самое близкое к богам, и там, испугавшисьсвиньи, родила мальчика). Кроме того, упоминание сакрального животногокельтов - кабана – также подтверждают археологические находки икультурные представления о Меркурии, боге войны как кабане [Комаринец,2001: 210], что создает некий волшебный ореол имени и одновременноуказывает на то, что главный герой будет выходить за границы своего мира,включая странные и далекие земли в свое осмысленное пространство.Вследствие этого, уход Килоха из родительского замка, формальномотивированный проклятием-приворотом мачехи, опасающейся за право натрон ее детей, закономерен для сказочного универсума.

Не обладаянеобходимой силой для осуществления задуманного – обладания Олвен,Килох обращается к своему родственнику – Артуру, который помогает емувыполнять сложные задачи отца Олвен, который в свою очередь не желаетотдавать дочь, так как ему суждена гибель в тот самый день, когда его дочьпокинет отчий дом, выйдя замуж.Следует отметить, что в названии сказки и в самом повествованиизаключается «баланс мужской и женской власти, связи семьи и долга,важность принадлежности к социальному коду для того, чтобы бытьпринятым в обществе» [Kapphahn, 2009: 2].После серии сложных задач Килох обретает Олвен и женится на ней.По сюжету сказка имеет двух главных героев.

Большее вниманиесосредоточено на Артуре, но не менее важен и Килох. Некоторыеисследователи отмечают гетерогенность сказки, так как она существует каксобрание мотивов легенд (a storehouse of legendary material) [Fulton, 2013: 10],рассказанных в стиле заметок [Roberts, 1984: 215; Roberts, 1992].

Это вернолишь отчасти: в тексте единой сказки можно найти элементы других41сказаний, входящих в Мабиногион или Уэльские Триады (Welsh Triads). Этообусловлено характером устного, дописьменного, фольклорного творчества,когда умелый рассказчик оставлял «узелки» - наметки иных историй,которые мог развернуть [Zipes, 2012]. Кроме того, изучая сказку с точкизрения ее морфологии, видна интересная закономерность – Килох и Артурдействуют в разных мирах и, поэтому встречаются в разных частях сказки.Килох появляется в обычном, человеческом мире, приходит ко двору Артураи это подготовка к инициации в ином мире, где действуют магическиезаконы.

Неслучайно он испрашивает год на пребывание и просит Артураостричь его волосы золотой расческой5. С тех пор, как он озвучивает своежелание получить Олвен, в действие вступает Артур и сказка органическираспадается на две линии: линию действий и сферу возможностей Килоха идругого героя - Артура.В отличие от Килоха, Артур обладает особоймагической силой, знанием и храбростью.

Происходит это четко при сменепространства и переходе в другие миры. Как замечал В.Я. Пропп, « важенфакт отправки героя в путь. Другими словами, композиция сказки строится напространственном перемещении героя. Эта композиция свойственна не тольковолшебной сказке, но и эпопее (Одиссея) и романам» [Пропп, 2002: 32].К. Пикмал, доказывая тезис о разумности единения образов Килоха иАртура, предлагала изучать не вертикаль сказки, то есть ее историческоеразвитие и возможные мотивы, а ее горизонталь – то, как элементысоединены в сказке сейчас, при этом показывать каждое событие черездействие персонажа, выполняющего его [Piquemal, 2000: 15].

Все это,впрочем, намного удобнее и нагляднее можно представить с помощьюописания функций, предложенных В.Я. Проппом (см. рис. 1 и к немуприложение 3).В уэльском тексте правитель клана - pencenedl – the chief of kindred («военоначальник»)[Ancient laws 1841: 528-529] (Вспомним, что отец Артура в средневековых сказаниях былПендрагорн, первый элемент имени означает глава, руководитель). Практику срезания волоспроисходит при крещении, при посвящении в духовный сан, при пострижении в монахи, то естьсвоего рода «посвящение», и связь его с инициацией несомненна [Пропп, 2002: 262].542Появление героя, (I),б, b,в, w,A11,B, (C),↑,Д2,Г2, Z9,R2,(Б),З, Р,(П)Л2,С(Н).℗℗℗Килох℗℗АртурРис.

1. Структура сказки по В.Я. Проппу(Знаком ℗ обозначены пространственные перемещения героев)Итак, пространство - «одна из основных категорий бытия, формасуществования материи, отражающая протяженность и расположениепредметов в мировом континууме и их положение относительно друг друга»[СЭС, 1988: 1071], то в сказке оно в первую очередь связано с действиемгероя, путешествующего через разные территории. Каждый важный моментизменения статуса героя отмечен изменением в пространстве, когда описаниясамого пространства не приводится: это дом Килоха (место его рождения,гора), замок Артура, земля Успададданена Пенкавра, различные волшебныекоролевства, по которым путешествуют герои. Сюжет сказки развиваетсячерез остановки, которые ранее могли быть разными фазами ритуальныхобрядов – социо-историческим фоном формирования сказки [Пропп, 2002].Иначе говоря, соединение пространства и сюжета заложено в самом жанресказки и ее истории.По сути, Килох и Артур, являются воплощением одного главного героя,но персонажи действуют каждый в сфере своего влияния.Подобныйдуализм, воплощенный через синкретизм и полиморфизм, характерен длямифологической картины мира ранних сообществ.

Артур, впрочем, невставлен в повествование непродуманно, наоборот, он органично вплетен вструктуру сказки. Следует заметить, что образ Артура с течением временистановился все более привлекательным для слушателей, поэтому Килох,возможно, более яркий герой в более древних кельтских сказаниях, былзаменен образом сильного правителя, который впитал в себя все истории,легенды и понятие мифологемы.432.1.

Пространство сказки и структура социального:Артур – центр волшебного универсумаВ мифологический картине мира пространство не отстраненно. Помнению А.Я. Гуревича, оно «насыщено эмоциональным и религиознымсмыслом, …представляет собой и религиозно-мифологическое пространство»[Гуревич, 1972: 63].А.В. Подосинов дополнил данную мысль на основеизучения архаических представлений древних культур и лингвистическомисследовании предлогов в текстах древних авторов, подчеркнул различиямеждуобъективносуществующимисубъективным(человеческим)пространствами [Подосинов, 1999: 20]. Представления о пространствеотражаютформыраннего,архаическогомышленияизначительноотличаются от выкристаллизованного научным прогрессом и аналитическимметодом познания, свойственного современному человеку.Пространственныечеловеческоеотношениясознание»вчерезсказке,общиеотражающиекогнитивные«окновпроцессыконцептуализации и категоризации, важны для нас не сами по себе.Пространственные модели, которые получаются в результате реконструкциипредставлений, не тождественны пространству как таковому, но аналогичныему [Knauff, Johnson-Laird, 2002], когда только самые существенные частимогут находят отражение в ментальных моделях [Tenbrink, 2012: 281].Значимость тех или иных черт определяется тем персонажем, который связанс конкретным пространством в сказке.

Преимущественно мы наблюдаемпространственные изменения и видоизменения сказки в связи с Артуром –главным объектом нашего исследования. Именно он находится в центреволшебного универсума сказки и в большей степени его действия меняютпространство в его желании помочь своему родственнику – Килоху.В тексте сказки чаще всего встречаются фразы с существительнымworld: "Oh men! The mercy of Heaven be upon you, do not that for all the world.None who ever came hither on this quest has returned alive"; Through the wholeworld it is known that this is the castle of Yspaddaden Penkawr. В примерах мир44представляется цельным, единым, что и закреплено этимологически:древнеанглийское прилагательное eall ―all, everything, everyone‖ и hal далислова whole and hale [Брунова, 2007].

Описание мира как цельного и единогохарактернодлямногихраннихцивилизаций.Этоединствомирасравнивается с названиями его частей: …daughter who is sought of every manof renown in the world…; Go with us, and we will not part until thou dost eitherconfess that the maiden exists not in the world, or until we obtain her.Помимо представления о мире, как о цельном, едином было и азделениемира на четыре части: фраза ―the four quarters in the world‖ указывает напервуюмодельрепрезентациимира.В.Н.Топоровписал,что«четырехугольная схема совмещает в себе классификационную системудвоичных противопоставлений, описывающих мир (верх–низ, правый–левый)» [Топоров,1988: 630].

Но ни в одной из четырех частей света землиАртура не располагаются. Кельтские представления о пространстве,указывают на то, что важным было деление мира не на 4, а на 5 частей спятой областью в четырехстороннем ориентированном мире [Подосинов,1999]. Это место, где находилась магическая сила или социальная власть,которые изначально существовали в единстве, эта мысль подтверждаетсямнением из книги «Роль человеческого фактора в языке»: «…относительныйпорядок в упорядоченных частях мифологических пространств носил нестолько природный, сколько моральный и социальный характер» [Роль…,1988: 65].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее