Диссертация (Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)), страница 5

PDF-файл Диссертация (Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)), страница 5 Филология (32399): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)) -2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)". PDF-файл из архива "Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Как подчеркивает О.В. Александрова,23«…изучение языка в себе и для себя заменяется изучением языка длячеловека. Основной проблемой когнитивного подхода является знаниеговорящих между собой людей: какое оно должно быть, чтобы они были всостоянии понимать язык… В рамках когнитивной лингвистики языкрассматривается как средство реализации работы человеческого сознания, онотражает происходящие там процессы» [Александрова, Комова, 2007: 199].Все это говорит об антропоцентрической парадигме знания, а такженеобходимости перехода от текстак человеку, его создавшего ивоспринимающего.Миф в данном случае – материал, всегда связанный с человеческимфактором и человеческим сознанием, культурой и языком; он всегдапроизводится, передается человеком, он легко участвует в диалогемножества индивидов.

Личностный и надличностный характер мифа идиалогичный характер литературы, построенный на нем, дают возможностьнескончаемым интерпретациям и реинтерпретациям в новых текстах.Через язык знание, обретенное в процессе личного опыта, «превращаетсяв коллективное достояние, коллективный опыт» [Роль человеческогофактора, 1988: 11], в концептуальную картину мира. В ней отражаетсяментальность и духовная деятельность человека, результат познания имокружающего мира, его культура. Составной частью концептуальнойкартины, отраженной в дискурсе, является концепт – единица «оперативногосознания,какими[Кубрякова,1996:13],являютсяконцептпредставления,выступаетобразы,«хранителемпонятия»информации»[Попова, Стернин, 2010: 35]3.

«Описание и моделирование содержанияисследуемого концепта как глобальной ментальной (мыслительной) единицыгрупповой (национальной) концептосферы путем выявления максимально3 Впервые термин ―concept‖ был употреблен Аристотелем в его работе ―The classicaltheory of concepts‖ [Aristotle, 1998], затем философ Г. Фреге в 1892 году предложил разделениемежду объектом (любое предложение выражает законченную мысль, которая определяя,обозначает объект) и представлением о нем в философии языка.

По мнению Р.М. Фрумкиной,"именно в результате взаимодействия лингвистики с философией, психологией и культурнойантропологией в лингвистической семантике появились термины концепт, категория, прототип"[Цит. по Телия, 1996: 96].24полного состава языковых средств, объективирующих этот концепт, иописания их семантики» [Карасик, 2002; Попова, Стернин, 2007: 323](выделение наше – А.Ш.).Признание антропоцентричности позволяет изучить миф не какотчужденный элемент прошлого, но как живое настоящее, посколькучеловечество обращается к его переосмыслению, а значит, использует мифдля переосмысления самих себя, конструированию самоидентичности,передаче нового знания посредством влияния человеческого фактора ивыражен в языке, запечатлевающем процесс и результат такого процесса.Также писал Т.А.

ван Дейк, рассматривая дискурс как отдельноеязыковое явление, где находят отражение разнообразные ментальныемодели. Еще в 1985 году он отмечал, что «построение моделей в памяти,соединяющих репрезентацию ситуаций с обработкой текстов (discourse)являетсямногообещающими наиболее продуктивным направлениемисследований в данной области» [Дейк, 2000: 161].

Он предъявляет дватребования к таким моделям: это эффективность (поиска, обработки ипредставлениянеобходимойинформации)илегкодоступностьдляразличных преобразований (updating). Он считает, что это «фундамент, накотором строятся прагматические теории, является, с одной стороны,концептуальным(чтопроявляется,например,приобщеманализедеятельности и взаимодействия), а с другой стороны – эмпирическим (этовидно из исследований психологических и социальных особенностейпорождения и восприятия речи в процессе коммуникации)» [Дейк, 2000: 12].Как подчеркивает В.

Эванс, первое взаимодействует со вторым дляупрощения доступа к знанию ―in order to facilitate access to conceptualknowledge‖ [Evans, 2009: 25]. Это высказывание можно уточнить, оговорив,что под концептуальным фундаментом понимаются способы и методыпередачи когнитивного содержания или структурирование разнообразныхданных, в том числе и языковых ситуаций, а под эмпирическим – то, какимобразом они репрезентируются на всех уровнях языка. При этом «важна25интерпретация и семантики отдельно взятых слов и их роль в контексте всегопроизведения, а также и грамматика, которая является той областьюязыковедческогознания»,котораярассматриваетсякак«диалектикачеловеческого познания» [Штеллинг, 1996: 101].

Эту мысль развивает Н.Б.Гвишиани, которая считает, что в художественных произведениях можнонайти некие слова-маркеры, концептуальные образцы (conceptual patterns),обладающие лингвистической формой, содержанием и мыслительнымсодержанием, и отмеченные принадлежностью к жанрам.

Подобные болееабстрактные, категориальные представления лежат за частотными единицамитекста, которые обладая особой ментальной структурой, определяютпостроение текста [Gvishiani, 2013: 12-13].Любое, даже не самое значительное слово, но подходящее длярепрезентации концепта по критериям частотности и эффективности можетбыть понято в контексте всего произведения и иметь особую роль. Посколькумы идем от словесной ткани, текста художественного произведения (вбольшинстве случаев), то и интерпретация того, что выстраивается врезультате анализа должна быть опосредована соотнесением с целым,глобальной целью произведения.

Т.Б. Назарова отмечала, что пониманиехудожественной литературы - «это сложная многоплановая операция«декодирования»творческимэстетическивоображениеморганизованногоавтора:воспринимаяцелого,созданногоданныйвопытехудожественный текст и расчленяя его на те или иные части, читающийдолжен уметь отвлекаться, освобождаться от непосредственных языковыхзначений слов в тексте и постигать тот смысл, то содержание-намерение,носителем которого (по замыслу автора) является тот или иной отрезок речи»[Назарова, 1994: 30].Поэтому при анализе дискурса, в контексте антропоцентрическойпарадигмы лингвистического знания, а тем более внимания к культурнойсоставляющейдолжныприменятьсякактрадиционныеметодыфилологического анализа, так и методы когнитивной лингвистики, а26результатсоотноситсясхарактернымидлятойилиинойэпохипредставлениями о культуре, мире, пространстве и времени, и ценностями.Значение, передаваемое в дискурсе, принципиально изменчиво в рамкахопределенныхсоциокультурныхобстоятельств,поэтомуязыковыевыражения не просто передаются, но заново интерпретируются новымполучателем.

Вследствие этого, дискурс отражает именно жизнь человека икомплекса окружающих его явлений: культуры, языка, социо-культурныхпрактик и даже истории. Именно поэтому дискурс включает три измерения:1)лингвистический,2)когнитивный,3)интерактивный[Еемерен,Гроотендорст, 1992: 97]. Текст любого произведения представляет собойреальность, которую можно увидеть, прочитать заново, декодироватьзаложенную там информацию.Отдельно взятый художественный текст,например миф, может быть понят в динамике внутреннего развития, иосознаваемой на острие интеракции и передачи интерпретации. Висторическом смысле «часть действительности», то есть определенноесодержание, уже была осмыслена и категоризована, а также воплощена вхудожественных произведениях, поскольку «дискурс художественногопроизведения… - это дискурс, посредством которого реализуется обмензнаниями, эмоциями и ценностями» [Манерко, 2012: 57].

Более того,посредством художественного и других видов дискурса происходитпостроение целого мира, рожденного сначала в воображении создателя, азатем и в голове читателя, через понимание и построение дискурса, какодного «из возможных миров» [Степанов 1995: 44-45]. Наиболее ярко этопроявляется в «конструировании мира» (the construal of the world),выражающегося в процессах категоризации предметных и признаковыхсущностей объекта, так и в выборе той перспективы, по отношению ккоторой характеризуется данный объект или ситуация.Мифологическая и художественная (представленной в художественныхтекстах) картины мира соотносятся друг с другом: мифологическая картинамира, как изображение и переосмысленное отображение реальности,27построенное на образности и аксиологическом осмыслении в противовеспонятийному и логическому, входит в художественную.

«Мифологичность»художественной картины мира «диктует» включенность систему мифологем,метафор, сравнений, символов в образы художественного произведения,выходящих за рамки реального мира. От особенностей творческого методаписателя, от особенностей дешифровки конкретного мифа, положенного восновупроизведения,зависитспецифика«мифологичности»художественной картины мира» [Евтушенко, 2008: 88].Такимобразом,именноврамкахкогнитивно-дискурсивнойиантропоцентрической парадигмы с учетом общих теоретических установокна понимание мифа как работы человеческого сознания (а не толькомышления) возможно изучение такой сложной субстанции, как миф, котораясо времени появления и фиксации в текстовых источниках значительноусложнилась и продолжила свое существование в новых формах черезпризму человеческого фактора в языке.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее