Диссертация (Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)". PDF-файл из архива "Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Перенос образа короля Артура наамериканскую почву изучается на основе рассказа Н. Готторна ―The antiquering‖, романа М. Твена «Янки при дворе короля Артура», настольной книги длябойскаутов (―Boy Scouts Handbook‖, 1911 г.) и выпусков журналов ―Boy‘s Life‖(1911, 1912 г.). «Разрушение» образа анализируемого героя в современнойкультуре рассматривается на основе нескольких рассказов интернет-культуры«фанфикшен» (―Noble‖ автора Chaos Of A Butterfly, ―King Arthur: Modern dayrespin‖ автора nikkiemjinkx, ―The Romance of Arthur, Vortigern's Daughter‖ автора7Judith P. Soath), которые реализуют наиболее далекие от прототипическогопредставления о короле Артуре.Словарные статьи 38 словарей и энциклопедий XIX-XXI вв.
позволяютизучить наиболее устойчивые характеристики короля Артура и понять, какмногие из них могут развиваться и меняться. Финальным становитсяизучение «сокращения» образа до имени, которое в массовой культуреприобретает характеристики имени бренда и теряет многое, заложенноекультурой и историей. Таким образом, прослеживается эволюция мифа вразличных формах: от имени героя к тексту, к интертексту, «свернутомутексту» [Гарагуля, 2009] и вновь к слову.Материал исследования потребовал комплексного подхода к анализуязыковой репрезентации концепта, поэтому были использованы: историкоэтимологический, дефиниционный, контекстуальный, лингвостилистический,филологический,концептуальныйидискурсивныйанализы;данныекорпусов и электронных баз, таких как Google N-gram viewer, Corpus ofMiddle English Prose and Verse, Historical Corpus of American English, BritishNational Corpus. Помимо этого, в работе используется наблюдение, анализ,синтез, количественный подсчет, приводятся таблицы и диаграммы, а такжедругие способы представления наглядного материала.Работа выполнена в рамках научной школы кафедры английскогоязыкознания филологического факультета МГУ имени М.В.
Ломоносова.Теоретическимиосновамиисследованияпослужилиработыотечественных и зарубежных ученых по 1) изучению мифа как явленияистории, культуры, литературы, человеческого сознания и языковойдеятельности: Ю.В. Верховская, Л.Н. Воеводина, Э. Кассирер, Л.
Леви-Брюль,К. Леви-Строс, Ф.А. Лосев, Дж. Лижка, Е.М. Мелетинский, Н.Б. Мечковская,А.А. Потебня, В.Я. Пропп, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский, К. Хюбнер, М.Элиаде, К. Ясперс; 2) психологии сознания и творчества, сознания и языка:Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, Г.Г. Шпет К.Г. Юнг; 3) работы вобласти литературоведения и концепции вторичности текста: М.М. Бахтин,8М.В. Вербицкая, А.С. Герд, Г.К. Косиков, Ю.
Кристева, Н. Пьеге-Гро; 4)исследования в области лингвокультурологии: М. Агар, А. Вежбицкая, С.И.Гарагуля, Т.В. Елизарова, Н.М.Залесова, Т.А. Комова, В.В. Красных, Д.С.Лихачев, Т.Ю. Ма, Ю.С. Степанов, О.Л. Строганова; 5) работы, посвященныеобщефилологическим и семиотическим проблемам изучения языка и текста:О.С.Ахманова, В.В. Виноградов, В.Я. Задорнова, А.С. Матвеева, Т.Б.Назарова, С.А. Шахбаз; 6) истории языка: О.В. Авакова, Д.В. Бердникова, А.Бо, К. Бруннер, М.А. Волконская, Т.А.
Комова, Г.И. Проконичев, О.А.Смирницкая, А.И. Смирницкий, В.Н. Ярцева; 7) изучению дискурса: О.В.Александрова, Дж. Браун и Дж. Юл, Н.Б. Гвишиани, Е.А. Долгина, Е.С.Кубрякова, Л.А. Манерко, Е.О. Менджерицкая, Ю.С. Степанов, С.Г. Тикунова,А. Ченки; 8) структуре концепта: С.А. Аскольдов, А. П. Бабушкин, С.Б.Волкова, В.И. Карасик В.Н. Телия, Дж. Лакофф, Ч. Филмор, В. Эванс; 9)изучению артурианы: У. Блейк, Е. Винавер, А. Мортон, МкКарти, А.Д.Михайлов, С. Найт, Т.
Роллестон, М. Сальда, Ю.С. Серенков, П. Филд, и др.Научная новизна исследования заключается в том, что текстыартурианыранеенерассматривалисьспозицийкомплексногоэволюционного подхода, учитывающего как историко-филологическиеаспекты,такДиахроническийилингвистическиеракурсиисследованиякогнитивныепозволяетособенности.путемглубокогопроникновения в лингвистические особенности изучения отдельных текстов,атакжеметодологическоголингвокультурологическогоаппаратакогнитивно-дискурсивногонаправленийисследованийвыйтиинапредставление артурианы как целого посредством дискурса и мифа.Применение методов лингвистического анализа и тщательное рассмотрениетекстов изучаемых произведений позволило более наглядно и четко осознатьпуть, причины и особенности эволюции мифа.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в немразрабатываетсяфилологическийкомплекснаяиметодикаанализакогнитивно-дискурсивный9текстов,соединяющаяподходы,предлагаетсяуточненная структура концепта применительно к его синхронному состоянию иэволюции, вносится вклад в теорию концептуализации и лингвокультурологии.Практическая значимость исследования заключается в том, чторезультаты работы могут найти применение в процессе преподаваниятеоретическихкурсовсоциолингвистике,поисторииинтерпретацииязыка,лингвокультурологии,художественноготекста.Материалдиссертации нашел внедрение в процессе проведения исследовательской инаучно-педагогической работ, организации практических и семинарскихзанятийпоанглийскомуязыкуиможетнайтиприменениенафилологических факультетах и факультетах иностранных языков вузовМосквы и РФ.
Некоторые материалы, касающиеся истории и этимологиианглийского языка могут быть включены в материал учебных пособий длястудентов и магистрантов по специальности 10.02.04 - германские языки.Степень достоверности и апробация работы: обсуждение основныхположений диссертации осуществлялось на десяти конференциях, в том числе имеждународных, двух круглых столах (2013, 2015). Были сделаны доклады порезультатам работы на международной конференции по междисциплинарнымисследованиям в области социальных наук (Карлов Университет, Прага, Чехия,2013), на Конгрессе Международного Артуровского общества (Бухарест,Румыния, 2014). Основные результаты работы обсуждались в рамках докладовна конференциях LATEUM (2013, 2015), в ПСТГУ (2013), «Дискурс каксоциальная деятельность: приоритеты и перспективы» проводимой в МГЛУ(2013).Предварительныерезультатыисследованияпредстявлялисьнаконференции «Ломоносов» в МГУ имени М.В.
Ломоносова (2010, 2011, 2012).Основные положения работы нашли отражение в 16 публикациях, общимобъемом 10,4 печатных листа, из них 4 опубликованы в журналах,рекомендуемых ВАК, 1 статья в журнале, входящем в базу данных SCOPUS.Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами, атакже выбранными методами исследования. Диссертация состоит изВведения, Основной части, Заключения и Приложений.10ЧАСТЬ 1. МИФ О КОРОЛЕ АРТУРЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМПРОСТРАНСТВЕ АНГЛИИ V-XV ВЕКОВГЛАВА 1Основные понятия методологии исследованиямифа о короле АртуреМиф о короле Артуре значительно отличается от мифов Древней Грецииили племен Африки тем, что он перешагнул границу времен и вышел впространство современного мира и языка, сохранив при этом многие черты ипреобразовав другие, впитав своеобразие современности, переосмыслил изанял актуальное место в современном литературном и культурном процессе.Фактически, именно через искусство, а именно, литературу в большейстепени, он исполнил предсказание о том, что король Артур сможетпробудиться ото сна и встать на защиту своего народа.
Через кровь чернил иплоть тысяч страниц бумаги, через воображение многих писателей он вновьи вновь рождался для того, чтобы исполнить пророчество – возродиться вмире литературы защитником Англии и победителем ее врагов. Мы знаем,что все, что не было зафиксировано письменно, «остается беззвучным инемым», прошедшим без истории [Гегель, 1993: 479]. Артур – миф обупрочении власти, о справедливом правителе и защитнике народов, частоактуализируемый в тех или иных интерпретациях отмечает архетипичекиечерты человеческой психики и связывает артуриану с мифологией имифологическиммышлениемвцелом,характеризующимися«диффузивностью, синкретичностью и эмоциональной насыщенностью»[Мелетинский, 2001: 24-25].Подсловомфункционирование«миф»мыпонимаеммифоориентированныхсоставляют миф о Короле Артуре.широкоетолкованиепроизведений,икоторыеЗа мифом признается «не пережитоккультуры и не рудимент общественного сознания, а живой социальныйфеномен», который диктует необходимость его серьезного и всестороннегоизучения [Целыковский, 2011б: 12], ему свойственна универсальность11культурного и когнитивного феномена, характеризующее человеческоеобщество в целом.
При более внимательном изучении оказывается, чтоархаическое мышление и мифология присутствуют и в современности, дажеввидоизмененном,рационализированномилинаоборот–особороманизированном виде. Уже Л. Леви-Брюль, изучая мифологическоемышление, отмечал, что «есть различные мыслительные структуры, которыесуществуют в одном и том же обществе и часто, быть может, всегда, в одноми том же сознании» [Леви-Брюль, 1994: 7]. Сходную мысль мы находим и уотечественного философа языка А.А.
Потебни, который обращал вниманиенасинкретизмивневременнойхарактермифологическогоспособамышления, которое «свойственно не одному какому-либо времени, а людямвсех времен, стоящим на известной степени развития мысли…» [Потебня,1989: 154]. Таким образом, изучение мифологии в диахронии, в эволюциипомогает постигнуть законы ее функционирования в современности, а такжеобозначитьобщиепринципыобразного,связанногосмифологией,художественного типа мышления.Миф о короле Артуре видоизменялся и продолжает видоизменяться,уходя от сферы сакрального в область языка и литературы, поэтомупроявлялся и проступает в первую очередь в языковых произведениях.
К.Ясперс, рассматривая переход от мифологического мышления к осевомувремени, настаивал на том, что миф «…стал материалом для языка, которыйтеперь уже выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ. В ходе этого изменения (по существу, тожемифотворческого), в момент, когда миф, как таковой, уничтожался, шлопреобразование мифов, постижение их на большой глубине,… сохраняя,однако, благодаря фактической вере в него народных масс свое значение вкачестве некоего фона, и впоследствии мог вновь одерживать победы вобширных сферах сознания» [Ясперс, 1991: 34]. Судьба мифа – это судьбаизменения литературного жанра, жизнь его образов с утратой сакральнойфункции возможна в литературном переосмыслении, где «миф, обладая12определеннымивозможностями,определеннойстепеньюкритичностиоценки и дистанцированности от материала» становится тем значимее, чемдальше мы отходим от прототипического представления о мифе [Верховская,1997: 6].Вследствие этого, артуриана часто выглядит легендой, сказанием,мифом, текстом, и именем-ключом как «свернутым текстом» [Гарагуля,2009].
Мы не случайно употребили все пять основных определений, которыеможно встретить в связи с артурианой и изучением ее сюжетов и текстов: этолегенда, сказание, история, корпус текстов и миф. В той или иной мере ониравно справедливы в зависимости от цели, фокуса и задач исследователя.Еще М. Элиаде отмечал, что«миф есть одна из чрезвычайно сложныхреальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самыхмногочисленных и взаимодополняющих аспектах» [Элиаде, 1996: 15].Артуриана использует сложившиеся сюжеты и образы, и даже в современномобществе,отчасти соответствует логике мифа, но не полностьюрациональной системы, поэтому она так легко используется в рамкахидеологии, системе мировоззрения, имеющей много общих черт и функций смифологией [Матье, 1996; Целыковский, 2011].Именно через историзм легенды и неисторизм мифапроводитсяразличие легенды и мифа.