Диссертация (Творческая эволюция Е.А. Нагродской в контексте идейно-эстетических исканий 1910-х годов)

PDF-файл Диссертация (Творческая эволюция Е.А. Нагродской в контексте идейно-эстетических исканий 1910-х годов) Филология (32174): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Творческая эволюция Е.А. Нагродской в контексте идейно-эстетических исканий 1910-х годов) - PDF (32174) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Творческая эволюция Е.А. Нагродской в контексте идейно-эстетических исканий 1910-х годов". PDF-файл из архива "Творческая эволюция Е.А. Нагродской в контексте идейно-эстетических исканий 1910-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВАФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТНа правах рукописиЛЮ ИНЬТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ Е.А. НАГРОДСКОЙ В КОНТЕКСТЕИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИСКАНИЙ 1910-Х ГОДОВСпециальность 10.01.01 – русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –доктор филологических наук,профессор М.В. МихайловаМосква 2014СОДЕРЖАНИЕВведение……………………………………………………………….…………3§ 1. Общая характеристика работы……………………………..………......3§ 2.

Изучение русской женской прозы конца XIX – начала ХХ в. всовременном литературоведении……..……………………………... 10§ 3. Обзор творчества Е.А. Нагродской в критике и литературоведении… 37Глава I. Философская проблематика и художественная антропология в романахЕ.А. Нагродской…………………………………………………………………. 57§ 1. Аполлоническое и дионисийское начала в романе «Гнев Диониса»(1911) ………………………………………………………………..…………… 64§ 2. Идеи красоты и безобразия в романе «У бронзовой двери» (1914)….

76§ 3. Художественное воплощение этических категорий «зла» и «добра» вромане «Злые духи» (1915)…………………..……......…………………. 88Глава II. Художественное воплощение масонских идей…..……………….….. 106§ 1. Проблема «гендерной вины» и программа освобождения женщины(Рассказ «Аня»)……………………………………………………………..116§ 2. Взаимодействие «масонского» и «профанного» миров в зеркальнойкомпозиции романа «Борьба микробов»…………………………...………..126§ 3. Слияние античных образов и идеи масонства в романе «Белаяколоннада» (1914)…………………..………………………….........

140§ 4. Жизнь масона как житие («Житие Олимпиады-девы», 1918) ……. 148Глава III. Малая проза: демифологизация, фантастика и травестирование… 162§ 1. Опровержение гендерных стереотипов и радикальных феминистскихвоззрений……………………………..……………………………………......165§ 2. Развенчание культа дионисийства и пародирование сюжетных коллизийпрозы Л. Зиновьевой-Аннибал…..…………………………..……...………..§3.Стилизацияитравестирование1мифаоЗолушке182(рассказ«Сандрильона»)……………….………………………...……§4.Фантастикакакэлементхудожественного190мышленияЕ.А. Нагродской………………………………………...……201Заключение……….……………………………………………………………240Библиография………….………………………………………………………2482Введение§ 1.

Общая характеристика работыВ настоящее время в литературоведении наблюдается усиленный интереск творчеству писательниц Серебряного века. Это связано с тем, что именно тогдаженщины начали принимать активное участие в общественной жизни, алитераторы пытались обнаружить присущий именно им взгляд на мир и найтиспособы творческой самореализации писательниц 1 .

Такой исследовательскийинтерес, восстанавливая из забвения забытые женские имена или имена, ранееотносимые к «нижним этажам» литературы2, способствует созданию целостнойкартины развития русской литературы рубежа XIX–XX вв. По сути, тольколитературоведениепоследнихдвухдесятилетийначалореализовыватьвысказанное В.М. Жирмунским убеждение, что «произведения писателейвторостепенных <…> часто для историка литературы имеют не меньшеезначение» 3 , чем произведения классиков, и что именно на них «иногда легчепроследить» 4 закономерности литературного процесса. А благодаря развитиюгендерных исследований в литературоведени5 стало возможным отказаться оттрадиционных предубеждений в отношении женского творчества и наметитьновуюсистемунакопленного6координатвосприятия,интерпретациииосмысления. Так было «реабилитировано» творчество Л.А.

Чарской иСм.: Михайлова М.В. Русская интеллигенция Серебряного века: творческая ипрофессиональная самореализация женщины // Intelligencja: tradicja i nowe czasy. Krakow, 2001.С. 159–172.2Например, творчество И. Потапенко служит иллюстрацией к разбору «эволюции образавласти в массовой культуре России в конце XIX – начале XX в.» в диссертацииА.В. Дорофеевой (М., 2009).3Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.

С. 28.4Жирмунский В.М. Указ. соч. С. 209.5См.: Строганова Е.Н. Категория «гендер» в изучении истории русской литературы // Пол игендер в науках о человеке и обществе / Под ред. В. Успенской. Тверь, 2005. С. 151–158.6Подробнее см.: Шоре Э. Женская литература XIX века и литературный канон: К постановкепроблемы // Проблема автора в художественной литературе.

Сб. научных трудов. Ижевск:13А.А. Вербицкой 7 . Однако рассмотрение творчества отдельных писательницможет быть продуктивным и при включении его в более широкий контекстлитературных связей, поскольку существуют фигуры, которые, безусловно,активно обращались к феминистской проблематике (и поэтому зачастуюсовременниками рассматривались исключительно в этом регистре), поэтомуприменение к ним гендерного подхода приносит хорошие результаты. В то жевремя они выходили на простор более широких философских размышлений, незамыкаясь в рамках «женской проблематики», и создавали оригинальныежанровые формы (например, оккультный роман В.И. Крыжановской), усваивалии развивали эстетические достижения своего времени (carte postale Анны Мар).Это в первую очередь касается писательниц, которые предпочитали невступать в литературные объединения, не заявлять открыто о своей литературнойпозиции, не публиковаться в ежемесячных изданиях (что всегда поневоле требуетопределенного«приспособления»),авыбиралисамостоятельныйпутьиндивидуального творческого самоопределения.

К числу таких писательницможно отнести Е.А. Нагродскую (1866–1930), чье имя является одним из самыхпопулярных среди писательниц начала ХХ столетия. Дочь знаменитойписательницы А.Я. Панаевой, она прошла школу «бульварной беллетристики»,печатая в подвалах расхожих газет «романы с продолжением», затем замолчалапочти на полтора десятилетия, а потом воскресла, чтобы стать создательницейромана, по праву называющегося «бестселлером» Серебряного века (наряду с«Саниным» М.

Арцыбашева).Творчество Нагродской 1910-х гг. представляет собою особую страницу вистории русской литературы, во-первых, потому, что она оказалась благодарязнакомству с М. Кузминым писательницей, опосредованно (но при этом и тесно)Ижевск. гос. ун-т, 1998. С. 263 – 273.7См.: Агафонова Н.С. Проза А. Вербицкой и Л. Чарской как явление массовой литературы:Дис. ... канд. филол. наук: Иваново, 2005; Шацкий Е.О. Нравственно-эстетическое своеобразиеи актуальность творчества Лидии Алексеевны Чарской: Дис. ... канд. филол. наук.

М., 2010.4связанной с символистскими кругами, что позволило ей отозваться напроблематику, бывшую актуальной для символистов. Однако она «пропустила»ее сквозь феминистский «фильтр», что дало оригинальный и неожиданныйрезультат. А во-вторых, она единственная, кто рискнул пропагандироватькомплекс масонских идей в художественном виде, причем делая акцентисключительно на сестринском единении и восхождении по ступеням духовногосовершенствования.Ее в первую очередь волновали женские судьбы, отношение новойженщины к любви, реакция окружающих на проявление заложенного в женщинетворческого потенциала. И в результате в творчестве Нагродской ведущее местозаняло размышление о природе диониссийского и аполлонического начал, ихвлияние на самоидентификацию личности женщины и выбор ею своего пути,вписанное в парадигму философских систем Ф.

Ницше и О. Вейнингера. Позжеименно эти интенции и оказались включены в русло масонской идеологии,приверженцем и художественным пропагандистом которой она и стала впроизведениях второй половины 1910-х гг. Еще более разнообразны в идейном ихудожественном отношении ее произведения, относимые к малой прозе. Здесьдля опровержения неприемлемой для нее идеи символистской модели поведения,для развенчания дионисийского культа, для обнаружения фальши программныхфеминистских установок она прибегает к широкому диапазону художественныхсредств: стилизации, травестированию, демифологизации, использованиюготической традиции.АктуальностьнеобходимостьюдиссертационноговключениятворчестваисследованияЕ.А.

Нагродскойопределяетсявпанорамулитературной жизни писателей «второго ряда», в творчестве которых снаглядностью обнаруживаются не только определяющие тенденции эпохи, но ите элементы, которые не получили широкого распространения, однако влатентном виде оказывали свое воздействие на литературный процесс, а иногдасоздавали и определенное литературное «поле» (масонская литература начала5ХХ в. и особенности ее проявления в это время).Предметом исследования стала эволюция творчества писательницы,обусловленная постижением ею учения масонства и критическим осмыслениемфеминистских идей, а также культа дионисийства, существовавшего всимволистских кругах.Объектом исследования стало все прозаическое наследие писательницы1910-х гг., т. е.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее