Диссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв), страница 2

PDF-файл Диссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв), страница 2 Филология (32077): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв) - PDF, страница 2 (32077) 2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв". PDF-файл из архива "Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

N.Y., 2005;Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. Л., 1970; Ляпунов Б.В. В мире четы: Обзорнаучно-фантастической литературы. М., 1969.51фантастики3. В рамках обоих подходов, таким образом, разными средствами, прямо иликосвенно ставится задача поиска жанровой дефиниции, – определения формулы,имманентно присущей научной фантастике, достаточно полно и емко описывающей«эссенцию» жанра4 в аспекте содержания и/или в аспекте формы. Поиск жанровогоопределения и написание истории жанра при этом рассматриваются как два неразрывносвязанных и взаимозависимых вопроса жанрологии.

Жанровая дефиниция понимается какисторическое образование и, со своей стороны, определяет начало историческогонарратива научной фантастики, отбор фигурирующих в нем текстов и т.д.История фантастоведения породила немалое количество определений жанранаучной фантастики5. Сама их множественность вызывает внутренние противоречия врамках поля научной фантастики, что создает помехи восприятию текстов читателями,критиками, учеными и самими авторами.

В связи с этим все чаще в фокусе вниманияисследователей оказывается вопрос о специфике функционирования самого жанровогоимени (которое используется в качестве ярлыка или собирательного имени, отсылающегок узнаваемому корпусу текстов).Ряд современных исследователей предлагает рассматривать акт атрибуциижанрового имени текстам как риторическое действие, т.е. «под знаком прагматики»6,делая акцент на выявлении социо-дискурсивных рамок самого процесса номинации7.

Витоге задача по изучению истории формирования жанра начинает решаться через анализактивности, самоорганизующей дискурсные сообщества, которые наделяют жанрСм: Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1999; Lem S. On the Structural Analysis ofScience Fiction // Science Fiction Studies. 1973. № 1, Vol. 1. P. 26-33; Scholes R. Science Fiction: History-ScienceVision. – N.Y.: Oxford UP, 1977; Чернышева Т. Природа фантастики.

Иркутск, 1984; Ковтун Е.Н. Поэтиканеобычайного. М., 1999.4Авторство канонического определения принадлежит американскому фантастоведу Дарко Сьювин: Suvin D.Cognition and Estrangement: An Approach to the Poetics of the Science Fiction Genre // Foundation. 1972. №2,June. P. 6-17.5См. сборники определений: Wolfe G.K. Critical Terms for Science Fiction and Fantasy: A Glossary and Guideto Scholarship. N.Y., 1986; The Encyclopedia of Science Fiction. L., N.Y., 1979. (http://www.sfencyclopedia.com/)6Westfahl G.

The Mechanics of Wonder: The Creation of the Idea of Science Fiction. Liverpool, 1998; Westfahl G.Hugo Gernsback and the Century of Science Fiction. Jefferson, N.C., 2007; Rieder J. Colonialism and theEmergence of Science Fiction. Middletown, Conn., 2008.7Rieder J. On Defining SF, or Not: Genre, SF, and History // Science Fiction Studies.

2010. Vol. 37, № 2. P. 191209.63содержанием, опознают и используют его. Речь идет о сообществах именно дискурсных,илидискурсно-жанровых8,объединенныхкоммуникативнойцелью(явнойилиимплицитной), и специфическими дискурсивными практиками, способствующимитрансляции и циркуляции знания в рамках сообщества. В случае с научной фантастикойкак особым видом популярного жанрового письма локусами таких дискурсивных практикявляются, как правило, специализированные литературные и научно-художественныежурналы.Разделяявцеломобозначенныйтеоретическийподходиполагаяегозаслуживающим расширенного применения, проверки и развития, мы сосредоточимся надинамикестановлениянаучно-фантастическогожанравРоссии.Предметомисследования выступают механизмы жанрообразования в рамках журнальных сообществв России в конце XIX – начале XX вв. Материал исследования – публикации в научнопопулярных журналах в России в указанный период.

В фокус внимания исследованияпопадают журналы издательства П.П. Сойкина: «Природа и люди», «Мир приключений»,«Всемирный следопыт». Мы исходим из предположения, что вокруг них в России в 18901920-е годы самоорганизовывались дискурсно-жанровые сообщества, в рамкахкоторых и формировался жанр научной фантастики.При этом под дискурсным сообществом понимается социо-риторическая сеть,объединяющая людей, заинтересованных в достижении общих коммуникативныхцелей и использующих жанры дискурсов для достижения этих целей.Под жанром понимается социо-риторическое действие, опознаваемое в рамкахопределенного сообщества и направленное на достижение его коммуникативныхцелей. Иными словами, в рамках прагматического подхода определение жанраРеальные сообщества научной фантастики также являются объектом описания и изучения.

В частности,регулярно издаются воспоминания писателей, издателей и критиков, описывающих «быт» сообществ,собиравшихся вокруг журналов научной фантастики. См., к примеру: Hell’s Cartographers: Some PersonalHistories of Science Fiction Writers / ed. By Brian W. Aldiss, Harry Harrison. N.Y., 1975; Knight D.F. TheFuturians: the Story of the Science Fiction Family of the 30s that Produced Today’s Top SF Writers and Editors.N.Y., 1977.Однако в данном исследовании нас, в первую очередь, будут интересовать сообщества как дискурсивныеконструкты.78представляет собой ответ на вопрос, какую коммуникативную задачу (или задачи) решаетданный жанр.В России на рубеже XIX – XX вв.

в связи с ростом общей заинтересованности внаучно-техническом знании происходило формирование значительного количествапрофессиональных и любительских научных обществ. Возникали они, прежде всего,вокруг лабораторий и институтов, которые решали поставленные образовательные задачи«наместах».Созданиесобственныхжурналовспособствовалоэкстенсивномураспространению знания, а также расширению сферы влияния обществ и налаживаниюстабильной и регулярной коммуникации между их участниками. Журналы играли, такимобразом, существенную социо-дискурсивную роль: они одновременно формироваливокруг себя социальную группу постоянных читателей (территориально не связанныхмежду собой), разделяющих определенный круг интересов; и в то же время становилисьтем пространством, в котором научный и художественный дискурсы взаимодействовали итрансформировали друг друга, создавая общие дискурсивные правила и формулыорганизации художественного хронотопа.

На материале журналов издательства П.П.Сойкина предлагается проследить механизмы оформления отчасти организуемого,отчасти самоорганизующегося вокруг журналов сообщества как сообщества дискурсного,объединенногокакэксплицитными,такиимплицитноприсутствующимикоммуникативными целями.«Миграция» научного знания в общественную сферу, его популяризация итрансляция на страницах научно-популярных журналов способствовали формированиюкультурного ресурса или «научно-популярного дискурса» как особой формы риторики,позволявшей дискурсным агентам литературного процесса – писателям, читателям,издателям, критикам – участвовать в совершающемся диалоге о науке (Krementsov, p.119).

Формирование «научно-популярного дискурса» дало возможность издателям иредакторам научно-популярных журналов оперативно реагировать на научную моду вформах, которые могли быть успешно и беспроблемно восприняты их читателями.Открыто заявленная цель формирующегося сообщества – просвещение читателей всовременном научно-техническом прогрессе, создание стимулов к самообразованию.8Одновременно с этой целью существовала и другая, открыто не озвученная, но, тем неменее, имплицитно присутствовавшая цель – формирование у аудитории навыковлитературно-критического чтения. Читатели научных журналов, обладая малым опытомчтения, не всегда умели различить фантазию и научный факт 9.

Решение этой проблемыиздатели и авторы видели в особой организации материала на страницах журнала –соположении научных текстов (статей об открытиях современной науки, научнопопулярных статей, этнографических очерков, биографических заметок о жизни ученых идр.) и художественных произведений фантастического характера10. Описанный подход корганизации материалов способствовал созданию особой модальности чтения литературы– читатели могли восхищаться и зачаровываться фантастическим содержанием романов,но в то же время сама их форма, а также контекст, в котором они устойчивофигурировали, побуждала к критическому их осмыслению, проверке на достоверность,соотнесению с научными материалами (часто соседствующими) на ту же тему.Совокупность и стабильность дискурсивных практик, канала их трансляции, всочетании с настойчиво культивируемой литературной модальностью письма ивосприятия текста, – все это способствовало формированию «научно-фантастического»дискурса, а также кристаллизации его специфической жанровой рамки.

«Стихийный»результат соположения текстов научного и художественного содержания – становлениеособогохудожественногохронотопанаучно-фантастическогоповествования.Онобусловлен явным и устойчивым доминированием в журнальных публикациях сюжетов,связанных с фантастическими путешествиями в глубины космоса (макромир) и/или в«глубины» мира органических соединений и молекул (микромир).Научные открытия нередко вызывали к себе все более широкий общественный интерес, притом частооказывались не менее фантастическими, чем фантазии романистов.

К примеру, читатель имел столько жешансов узнать о жизни на Марсе из романа, сколько и из научной статьи. Сложившаяся ситуация остроощущалась авторами и издателями, взявшими на себя задачу по воспитанию «современного» читателя,способного к достаточно тонкой и уверенной дифференциации модальностей, восприятию сложныхусловностей письма.10О проблематике и поэтике журналов см.: Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы поисторической социологии русской литературы.

М., 2009; Рейтблат А.И. Писать поперек: Статьи побиографике, социологии и истории литературы. М., 2014; Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальныйинститут. М., 1994.99Финальный этап оформления поначалу весьма аморфного журнального дискурса вопознаваемый литературный жанр был связан с обретением им жанрового имени. Фактноминации – значимое социо-риторическое действие, включающее репрезентирующиедискурс тексты в существующую систему популярных жанров, а также актуализирующееопределенный набор формально-содержательных характеристик текстов и горизонтчитательских ожиданий. Процесс институционализации жанрового имени представляетдвижение от (случайного) словосочетания «научно-фантастический» к устойчивому ирегулярно воспроизводящемуся референту.Актуальностьработыодновременносвязанасприменяемымвнейметодологическим подходом, который, как уже указывалось выше, до сих пор довольнослабо представлен в российских гуманитарных науках, и с эмпирическим материалом,который исследуется в его рамках.

В отечественном фантастоведении указанный вышематериал – публикации в научно-популярных журналах, в частности, в журналахиздательства П.П. Сойкина – не становился предметом литературоведческого, теоретиколитературного исследования. Существующие отечественные исследования журнальнойкультуры рубежа веков носят историографический и библиографический характер11,зарубежныеработы,обнаруживаютпосвященныекультурологическийрусскимуклон,научно-фантастическимуделяяпреимущественноежурналам,вниманиесоциальным и идеологическим позициям авторов12.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее