Диссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв), страница 10

PDF-файл Диссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв), страница 10 Филология (32077): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв) - PDF, страница 10 (32077)2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв". PDF-файл из архива "Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Жанр – это исторически изменчивая категория,опосредованная контекстом. В то же время, предложенное представителями школырецептивной эстетики понимание жанра, кажется, может быть обвинено в радикальномсубъективизме. Жанр, существующий в сознании отдельного читателя, представляетсякатегорией трудноуловимой, а, значит, проблемной для анализа.

Попытка избежатьсубъективизма была предпринята через анализ чтения как социальной практики,принадлежащей широкому институциональному и социо-историческому контексту.41§ 1.2.2. Институциональный контекст как фактор жанрообразованияС одной стороны, жанр может рассматриваться как действие, совершаемое«конкретным читателем во множественном числе», чьи опыт и ожидания улавливают, аотчасти и создают жанр и жанровые маркеры произведения.

С другой стороны,разработанное Бахтиным понятие речевых жанров показало, что жанр можнорассматривать как дискурсивное, социо-риторическое действие, обусловленное наборомкоммуникативных целей. Категории «говорящий» и «слушающий» жанра могутрассматриваться не как отдельные индивиды, но как представители узнаваемой группыили сообщества участников коммуникативного процесса литературы.

Жанр в такомслучае является действенным инструментом коммуникации между участниками такогосообщества. Очевидно, что различные сообщества имеют свой собственный репертуар исистемы жанров.Институциональное измерение жанра стало объектом интенсивной теоретическойрефлексии в русле неориторики. Кэролайн Миллер в программной статье «Жанр каксоциальное действие» (1984)51 отмечает, что в категории жанра не следует видеть тольколишь инструмент классификации. Понятие жанра, по мысли Миллер, имеет богатыйпотенциал для проведения анализа социальных и исторических аспектов риторическихпрактик (Miller, p.

151). Таким образом, понятие жанра определяется исследователем как«констелляция узнаваемых форм, связанных друг с другом внутренней динамикой»(Miller, p. 152). А суть жанровой таксономии ученый видит в экспликации значений,создаваемых дискурсивными практиками. Такой метод классификации автор, вслед заамериканскимсоциологомГарольдомГарфинкелем,обозначаеткак«этнометодологический» (Miller, p. 155).

В работе «Исследования по этнометодологии»(1967) Гарфинкель отмечает, что в рамках этнометодологии анализу подлежат нормы иправила поведения и смыслы языка в повседневном социальном взаимодействии. Инымисловами, цель метода заключается в изучении контекста ситуации общения, непредставленного в самом взаимодействии, но, тем не менее, являющимся ключевым для51Miller C.R. Genre as Social Action // Quarterly Journal of Speech.

1984. №70. P. 151-167.42его понимания52. Эми Девитт, так же представитель риторического подхода, следуяпредставлению Бахтина об интертекстуальности дискурса (каждое порожденноеговорящим высказывание включается в контекст предыдущих его использований),предлагает видеть в жанре типическое риторическое действие, условия реализациикоторого определяются предыдущими прецедентами его использования (Devitt, p. 576).Понимание жанра как социального действия оказывается востребованным вриторике и в практиках преподавания жанрового письма. Последние (в англоамериканской практике) обычно принимают форму творческих лабораторий, на которыхучащимсяпреподаютсяосновныенавыкивладенияписьмом-бытовым,профессиональным и академическим.

Целью таких занятий является выработка «чувстважанра» - интуитивного понимания жанровых формул и свободное обращение с ними влюбом контексте. В этом отношении полезными при определении того или иного жанраоказываются не столько формульные параметры текста, сколько его характеристики каксредства коммуникации авторов и получателей информации. Последнее означает, что ктаким традиционным параметрам жанра, как семантические и синтаксические аспектытекста, с необходимостью добавляются параметры адресата, адресанта, контекста и каналапередачи информации. С позиции этого направления выбор того или иного жанра авторомсоотносим с выбором языка общения внутри определенной социальной группы, исоответственно служит для самоопределения этой группы.

Исследователь социальнойприроды жанра Хетер Даброу пишет: «Работа в определенном жанре подчас напоминаетследование разработанным правилам языка и сродни использованию «сленга» в разговоре.Процесс письма в еще не затвердевшей форме, к примеру, «разбавление» словарясленговыми выражениями, одновременно помогает создавать и определять границы“ингруппы”» (Dubrow, p.

13). Категория жанра в таком случае рассматривается какпубличное поле взаимодействия читателя и автора, как своего рода «культурный форум»,где участники могут опознавать групповую со-принадлежность и обмениваться своимимнениями, ожиданиями и культурными ценностями (Feuer, p. 145).52Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.

2007.43Введениесоциальногоизмеренияистремлениеуйтиотрадикальногосубъективизма литературоведческих исследований обусловили изучение жанра каккатегории контекстно-обсуловленной, что в свою очередь создало необходимостьактуализации самого понятия контекста. При всеохватности понятия, очевидно, что оно невключает в себя, к примеру, такие физические параметры как температура воздуха илиатмосферное давление, но, напротив, представляется категорий дискурсной, создающейсяв процессе письма или говорения. Медиатором между текстом и контекстом выступаетжанр, одновременно и реагируя на повторяющуюся ситуацию и конструируя ее (Devitt, p.578).

Таким образом, жанр получает свое наполнение и внутреннюю логику в процессеего использования участниками одной группой говорящих, разделяющих общиедискурсивные практики.Понятие сообщества: возможные подходы к анализуПонятие «сообщество» долгое время активно применялось в лингвистике,антропологии и культурологии. Особое распространение получило понятие «речевыесообщества» Делла Хаймса53. «Речевое сообщество», в узком понимании термина,составляют люди, разделяющие общие языковые правила и нормы.

Так, можно говорить осообществе людей, говорящих на одном национальном языке, поскольку каждый участниктакогосообществаобладаетзнаниемоформахиспособахиспользованиясоответствующего языка. В более широком понимании речевые сообщества включают всебя людей, обладающих общими знаниями о функционировании языка, определяющимисвоевременность и уместность высказывания. Американский лингвист и антропологХаймс, опираясь на предложенные Н. Хомским категории языковой компетенции(«знание своего языка говорящим-слушающим») и употребления языка («реальноеиспользование языка в конкретных ситуациях») (Хомский, с.

9), настаивает нанеобходимости их рассмотрения во взаимосвязи с социокультурной средой, окружающей«человека говорящего». Дополняя модель Хомского, Хаймс через понятие «культурной53Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics: Selected Readings. 1972. P. 269-293.44компетенции» рассматривает ее в социокультурном аспекте. Так, Хаймс рассматриваетпример с маленьким ребенком, который, хотя и обладает знанием о грамматическихнормах родного языка, но, тем не менее, в ряде случаев может использовать неправильныес точки зрения грамматики формы. В процессе дальнейшей социализации, наряду сполучаемыми нормами и правилами использования языка, ребенок усваивает ощущениеуместности той или иной формы.

Таким образом, компетенция в использовании языкапредставляет собой набор возможностей, которыми может пользоваться говорящий, атакже чувство «уместности» или «неуместности» того или иного высказывания,определенной грамматической формы или синтаксической конструкции в определенныхситуациях. Для самоопределения границ речевого/дискурсного сообщества, по мыслиХаймса, принципиальным моментом оказывается даже не опознание определенных формкак уместных или неуместных, а опознание форм, принятых в другом речевомсообществе, как неуместных в своем.При разговоре о речевых сообществах основным источником материала дляанализа долгое время оставались грамматические формы и синтаксические конструкции,«стихийно» применяемые в устном общении.

У такого подхода, помимо сильных сторон,обнаружились и свои ограничения. В частности, в поле внимания исследователя непопадают целые области владения письменным языком, усвоение которого происходит неиначе, как в процессе сознательной социализации, в рамках социальных институтов,одним из которых (притом влиятельнейшим) является литература.В то же время литературоведение с осторожностью подходит к понятиюсообщества как к аналитической категории, хотя бы по той причине, что имеет дело не ссоциальными группами, поддающимися строгому описанию и определению (как нистараются социологи литературы четко, количественно определить аудиторию того илииного литературного явления), но с «воображаемыми сообществами», объединенными«обращением объектов и идентичностью практик» и взаимоотношением читателя с самимсобой и другими людьми54.

В литературоведении применялись такие понятия, как«дискурсивные формации» Мишеля Фуко и «интерпретативные сообщества»/«сообщества54История чтения в западном мире от Античности до наших дней. М., 2008. С. 13.45интерпретаторов» Стэнли Фиша. Первое активно применяется в социокультурологии,социолингвистике и риторике, второе – в литературоведении и истории и социологиичтения.Особое распространение в рамках прикладной и функциональной лингвистикиполучило понятие «дискурсное сообщество». Понятие активно применяется еще с 1980-хгодов в практиках преподавания языка, в частности в методике преподавания английскогокак иностранного «ESP» (English for Specific Purposes).

Основное направление даннойметодики в обучении не-носителей английского языка узкоспециализированной лексике –техническим терминам, «деловому английскому», научному и врачебному словарям и т.д.Исторически методология преподавания «ESP» лежит в функциональной лингвистике, аименно в квантитативном анализе грамматических форм и определенных лексем в жанрахделового, технического и научного дискурсов с целью выявления формул жанров.Соединение квантитативного анализа и социолингвистики показало, что использованиежанра и его конкретное оформление во многом зависит от его социального окружения икоммуникативной цели, руководившей говорящим в момент речи.

В широкий обиходупотребления термин был введен американским исследователем Джоном Суэйлзом,автором работы «Жанровый анализ»55. Исследователь представил определение понятиядискурсных сообществ и описал методологию их анализа.Прагматическая теория литературных жанров на данный момент находится встадии становления и оформления, а само понятие дискурсных сообществ нечастоприменяется в литературоведческих исследованиях. Тем не менее, в исследованияхпоследних лет наблюдается активное применение достижений прагматического подхода канализу жанров Интернета, которые, кажется, существуют на границе между жанрамилитературы и жанрами бытового письма, диалога и случайного обмена репликами.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее