Диссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв". PDF-файл из архива "Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВАНа правах рукописиЗубов Артем АлександровичСТАНОВЛЕНИЕ ПОПУЛЯРНОГО ЖАНРАКАК ДИСКУРСИВНЫЙ ПРОЦЕСС:НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА В РОССИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ10.01.08. – Теория литературы. ТекстологияДиссертация на соискание степеникандидата филологических наукНаучный руководительпрофессор, доктор филологических наукТ.Д. ВенедиктоваМосква – 2016ОглавлениеВведение ........................................................................................................................................ 5Глава I. Становление литературного жанра:возможности описания и исследования ............................................................................... 16§ 1. Категория жанра в контексте литературоведческих исследований ................................
16§. 1.1. Эссенциалистский и структурный подходы в жанрологии ......................................... 21§ 1.2. Прагматический подход в жанрологии........................................................................... 28§ 1.2.1. Поведение читателя как фактор жанрообразования ........................................................ 38§ 1.2.2.
Институциональный контекст как фактор жанрообразования ..................................... 42§ 2. Научная фантастика в контексте академических исследований ..................................... 48§ 2.1. Эссенциалистский подход в фантастоведении .............................................................. 54§ 2.2.
Структурный подход в фантастоведении ....................................................................... 60§ 2.3. Прагматический подход в фантастоведении .................................................................. 64§ 2.3.1. Жанровая номинация как риторическое действие ........................................................... 67§ 2.3.2. Социальный контекст как фактор жанровой номинации ............................................... 70Глава II.
Лаборатория жанра: дискурсное сообществокак фактор становления популярного жанра ..................................................................... 75§ 1. Дискурсные сообщества: терминологический контекст и возможности анализа ......... 75§ 1.1. Дискурсные формации ..................................................................................................... 76§ 1.2. Интерпретативные сообщества .......................................................................................
78§ 1.3. Дискурсные сообщества ............................................................................................................ 81§ 2. Сообщества популярной науки в России: возможности описания и изучения ............. 84§ 2.1. Фактор институционализации как критерий описания научных обществ(на примере астрономических научных обществ) ................................................................... 85§ 2.1.1.
Профессиональные научные астрономические общества ............................................. 882§ 2.1.2. Любительские научные астрономические общества ....................................................... 90§ 2.2. Научно-популярные общества как дискурсно-жанровое сообщество ........................ 97§ 2.2.1. Коммуникативные цели сообщества ................................................................................... 97§ 2.2.2. Механизмы реализации целей сообщества (сотрудничествонаучно-популярного сообщества с издательством П.П.
Сойкина) .......................................... 102Глава III. Уроки литературного чтения:формирование жанрового хронотопа.................................................................................. 113§ 1. Популяризация знания и опыт чтения ............................................................................. 113§ 2. Журнал как «школа литературного чтения»(на материале журнала Сойкина «Природа и люди») ........................................................... 117§ 2.1. «Научное воображение»: механизмы формирования .................................................
118§ 2.2. «Научное воображение» и понятие литературы .......................................................... 123§ 3. Формирование жанрового хронотопа .............................................................................. 130§ 3.1. Журнал как платформа формирования жанрового хронотопа ................................... 130§ 3.2. Хронотоп: путешествия в пространстве и времени.....................................................
136Глава IV. Обретение имени: механизмы жанровой номинации ................................... 148§ 1. Ретроспективная и историческая жанровая номинация................................................. 148§ 2. «Научная фантастика»: институционализация исторического жанрового имени ...... 149§ 2.1. «Science fiction» как историческое жанровое имя .......................................................
150§ 2.2. «Научная фантастика» как историческое жанровое имя ............................................ 154§ 2.2.1. Уэллс как первый автор «научной фантастики» в России ....................................... 155§ 2.2.2. «Научная фантастика»: от Перельмана к Беляеву .........................................................
162§ 3. Ретроспективная жанровая номинация(Марс в науке и литературе начала XX века) ........................................................................ 175§ 3.1. Марс как топос научной фантастики ............................................................................ 1753§ 3.2. Марс в русской научной фантастике ............................................................................ 180Заключение ..............................................................................................................................
185Приложение 1........................................................................................................................... 188Приложение 2...........................................................................................................................
196Библиография .......................................................................................................................... 2024ВведениеКлючевой теоретический вопрос в рамках данного диссертационного исследования– вопрос о дискурсных механизмах формирования популярных жанров литературы(на примере жанра научной фантастики). Вопрос о жанрообразующих механизмахявляется одним из центральных вопросов истории и теории литературы. Историческивыделяютсяследующиеподходыжанрологии:эссенциалистский,структурный,прагматический.В рамках фантастоведения (становящейся отрасли гуманитарной науки, изучающейпоэтику и функционирование фантастической литературы и кино), ученые не раззадавались вопросом о механизмах жанрогенеза.
В рамках его решения использовалисьразличные методологические подходы и тактики – в основном, те же, что применялись клитературе в целом: эссенциалистский, структурный и прагматический подходы1.Подробному описанию сравнительных достоинств и ограничений этих подходовпосвящена первая, теоретическая глава работы, здесь же достаточно сказать, что наиболеевлиятельными до сих пор, в том числе и в отечественных исследованиях проблемы,остаются первые два. Эссенциалистский подход делает ставку на проблемнотематический анализ как средство построения эволюционной цепочки преемственноститекстов научной фантастики, возводя ее начало к глубоким историческим пластам«большой» литературы, что позволяет, с одной стороны, утвердить престиж жанра, а сдругой, существенно обогатить его канон2. Представители структурного подходастремились и стремятся дать структурно-функциональное описание жанра научнойСм. обзорные работы по истории подходов жанрологии: Dubrow H.
Genre. – N.Y., 1982; Fowler A. Kinds ofLiterature. An Introduction to the Theory of Genres and Modes. Oxford, 1982; Шеффер Ж.-М. Что такоелитературный жанр? М., 2010; Bawarshi A.S., Reiff M. Jo. Genre: An Introduction in History, Theory, Research,and Pedagogy. Westt Lafayette, 2010.2Образцовыми в этом направлении являются работы: Aldiss B. Trillion Year Spree: the History of ScienceFiction. N.Y., 1986 (и изданное десятью годами раньше первое издание книги: Aldiss B. Billion Year Spree: theTrue History of Science Fiction. Garden City, N.Y., 1973); Roberts A. The History of Science Fiction.