Диссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв), страница 8

PDF-файл Диссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв), страница 8 Филология (32077): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв) - PDF, страница 8 (32077) 2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв". PDF-файл из архива "Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Так, в монографии «Теория жанра» Н.Л.Лейдерман развивает концепцию Бахтина о «памяти жанра», трактуя ее как «систему сигналов, посредствомкоторых в сознании читателя оживает представление о модели мира, окаменевшую в жанровом каноне(архетипе, первообразе)» (Лейдерман, с. 87). Далее автор выделяет три плана, или уровня локализации этихсигналов: план содержания, план структуры и план восприятия, во многом соответствующие ужеупомянутой триаде дискурс-анализа.

Однако Лейдерман больше внимания уделяет плану содержания жанра,оперируя понятиями «жанровая форма» и «жанровое содержание», предложенными ранее советскимученым Г.Н. Поспеловым (см. также: Козлов В. Н.Л. Лейдерман. Теория жанров. 2012). Разработка этихпонятий так же была продолжена учениками Поспелова Л.В. Чернец и А.Я. Эсалнек.3233охватаиглубиныпроникновения»)(Медведев,с.145-146).Тюпа,видяв«ориентированности жанра» воплощение коммуникативных компетенций высказываниядискурса, объединенных в коммуникативные стратегии, предлагает определять жанр как«историческипродуктивныйтипвысказывания,реализующийнекоторуюкоммуникативную стратегию эстетического по своей «цели» дискурса», «традицию(историческую продуктивность) организации текстов той или иной, преемственновоспроизводимой в культуре, “типической ситуации общения” (Бахтин)»35.Рассуждения о взаимосвязи понятий жанра и дискурса продолжены в болеепоздней работе В.И.

Тюпы «Дискурс и жанр» (2013). Автор отмечает, что термины«жанр» и «дискурс» нередко используются как взаимозаменяемые, а в последнее время«дискурс» в значении «поле стабилизаций» все чаще замещает «жанр» (Тюпа, 2013, с. 12).Однако, как утверждает исследователь, уместнее говорить, что эти два понятия скореепредставляют два различных аспекта одного явления: «жанр – это инвариантодноименного дискурса» (Тюпа, 2013, с. 16). Иными словами, исторические жанры впонимании Тодорова (или жанровые имена в концепции Шеффера) и есть дискурсы.Жанры «теоретические» в таком случае – «сущностные категории “субстанциальной”природы различных сфер дискурсивной практики с их “внутренними закономерностями”»(Тюпа, 2013, с. 12-13). В связи с этим ученый настаивает на разграничении понятий жанраидискурса,чтоисторическиобъясняетвытеснениемнормативнойустановкиромантической поэтикой (Тюпа, 2013, с.

18). Таким образом, жанр – это типкоммуникативных стратегий дискурса, иными словами, он занимает третий уровеньабстракции после текста и дискурса.Смещения и сдвиги иерархической позиции терминов жанра и дискурсасвидетельствует о трудностях, связанных с четким определением их концептуальногоуровня. В то же время, очевидно, что именно категория жанра продолжает оставатьсябазовой категорией исторической и теоретической поэтик. Н.Д. Тамарченко, вслед заМедведевым-Бахтиным,утверждает,чтолитературноепроизведениевсегдаманифестирует тот или иной тип жанра и «живет исторической жизнью (усваивает и35Теория литературы.

М., 2004. С. 83.33обновляет традицию, влияет на читателей, переосмысливается) произведение именно вкачестве жанрового и стилевого явления»36. По мысли Бахтина, жанр является основойлитературной эволюции. Жанр литературы не поддерживается культурой, но присущсамому организму культуры. С помощью понятия «память жанра» Бахтин решает вопросыодновременно об исторической изменчивости жанра и в то же время о прерывистомхарактере этой изменчивости (Зенкин, 2012, с.

421). Во многом возникновение этогопонятия стало реакцией на распад строгой жанровой структуры в высокой литературеXIX-XX веков: в то время как формалисты определяли характер литературной эволюциикак слом традиции, Бахтин предлагает описывать ее через «забвение» и возрождениеформ, перекличку без видимого контакта. Нетрадиционные, экспериментальные жанрыэлитарной литературы действительно обращаются к давно забытым формам, апеллируя,таким образом, к памяти жанра, выполняющей функцию «резерва стабильности форм» вистории литературы (Зенкин, 2012, с.

423). Однако – утверждает С. Зенкин – самасовременная литература решила вопрос об удержании стабильности форм (моделей) иначе– расслоившись на низкую и высокую, «жанровую» и «безжанровую» системы. С этойточки зрения массовая литература «образует такой же резерв жанрового сознания ижанровой стабильности в синхронном состоянии культуры, каким память жанра служит,по мысли Бахтина, в диахронном движении литературы» (Зенкин, 2012, с. 427).Популярная литература (понимаемая, в частности, как «резерв стабильностиформ») в ее жанрологическом аспекте, пишет Н.Д. Тамарченко, требует иных подходованализа, нежели литература элитарная, каноническая37.

Различая жанры канонические инеканонические, Тамарченко трактует первые как «жанры, ориентирующиеся насобственный канон и строящиеся на его основе, т.е. в соответствии с традиционноймоделью определенного типа художественного целого»38, в то время как неканоническиежанры «сохраняют свою идентичность и обновляются, ориентируясь на образцыавторского выбора, а не воспроизведение прообраза-эйдоса» с целью «создания новоговарианта константного для жанра соотношения противоположных (и при этомТеория литературы. С.

265.Теория литературных жанров. С. 43.38Там же. С. 45.363734наделенных традиционной семантикой) структурных особенностей в каждом из основныхаспектов художественного произведения как целого»39. Безусловно, в рамках популярнойлитературы формируются свои собственные каноны и устойчивые формы, но онифункционируют иначе, чем жанры, строящиеся «в соответствии с традиционноймоделью».

Становление нового канона в массовой литературе происходит через авторскоекомбинирование, повторение и тиражирование уже воплощенных ранее форм (достаточноавторитетных и гарантирующих успех)40. В связи с этим и различные этапы (генезис иразвитие) истории жанров канонических и неканонических должны анализироваться поразному.Вопрос о генезисе литературного жанра носит одновременно и исторический итеоретический характер. О.М. Фрейденберг отмечает существующую взаимозависимостьмежду понятием «генезис» и историческим методом литературоведения в целом: «Важнопоказать, что поэтика есть и теория, и конкретная история литературы. Для именно такогопонимания генетический анализ совершенно необходим; ясно, что отказ от генезиса ввопросах поэтики был и будет отказом от исторического анализа явлений» (Фрейденберг,с.

12). Однако необходимо пояснить – «теоретичность» в случаях жанров канонических ипопулярных понимается по-разному, что связано с разным объемом и характеромдоступного ученым эмпирического материала. В то время как, к примеру, литературадревности может предоставить лишь ограниченное количество контекстной информации,то более приближенная к современности популярная литература оказывается богачеданными самого разнообразного содержания. В связи с этим можно утверждать, что приизучении генезиса канонических жанров теория во многом несет задачу «восполнить»недостающий эмпирический материал.

В случае же неканонических жанров теория играетроль действенного инструмента упорядочения богатого (и порой, кажется, однотипного,формульного) материала.В.И.Тюпапротолитературных3940описываетизучение«первофеноменов»,процессоввТам же. С. 48.Там же. С. 49.35которыхжанрогенезаможнокакусмотреть«выявлениенекоторыепринципиальныедляпоследующейжанровойэволюциистратегиитематизациидействительности, авторства и адресации» (Тюпа, 2013, с. 45)41. Далее автор выделяет трибазовые предпосылки перехода жанров от долитературного состояния (как единствадолитературных образований – речевых жанров) к литературному: отсроченностькоммуникативного события сообщения («несинхронность креативного акта написаниятекста и рецептивного акта его восприятия»42); овладение наррацией («коммуникативнойстратегии собственно вербального рассказывания, очищенного от паралингвистическихсредстврепрезентации»);проникновениеэстетическойдеятельностивсферуэстетического письма (формирование институтов индивидуального авторства и поэтики)(Тюпа, 2013, с.

45-50)43.Анализируя долитературные первофеномены, Тюпа выделяет условно эпическиежанры сказки, сказания, притчи, анекдота (Тюпа, 2013, с. 55-79)44. Так, жанры сказания исказки, по мысли ученого, выступают в роли жанров-посредников между мифом илитературой,«жанровымизародышами»литературы45.Однако,хотяисториянаименования дискурса не составляет собственно историю дискурса, оно, тем не менее,является значимым ее компонентом. В случаях с жанрами и протожанрами, дошедшимидо нас из глубин истории, жанровые понятия (содержание жанрового имени)воспринимаются как сами собой разумеющиеся.

Иная ситуация складывается ссовременными популярными жанрами – ученые, имея в своем распоряжении большесведений, могут наблюдать, что жанровые понятия и жанровые имена популярных жанровбыли объектами усиленных поисков, споров и обсуждений. Так, различные комбинациихудожественных приемов в разное время могли называться по-разному, но лишь одно изиспользуемых наименований оказывалось востребованным (и затем безошибочноопознаваемым) как жанровое имя. С одной стороны, действительно, имеет смыслутверждать, что жанровые понятия могли складываться как комбинирование ужеимеющихся в литературе художественных элементов, как «результат авторскойСм.

также: Теория литературных жанров / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2011. С. 19.В более категоричной форме Тюпа утверждает: «Литературные жанры – это, прежде всего, письменныежанры» (Тюпа, 2013, с. 45).43См. также: Теория литературных жанров. С. 20-25.44Там же. С. 28-42.45Там же. С. 29.364142ориентации <…> на признанные образцы формального совершенства в определенномвиде литературного творчества»46. Однако необходимо помнить, что жанр существует иопознается только в процессе рецепции его сознанием адресата. Мы уже вспоминаливыше слова Бахтина-Медведева о прагматическом аспекте жанра, его ориентированностина воспринимающее сознание, на аудиторию.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее