Диссертация (Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв". PDF-файл из архива "Становление популярного жанра как дискурсивный процесс - научная фантастика в России конца XIX – начала XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Об актуальности исследованияговорит и количество выходящих диссертаций (на соискание кандидатских и докторскихстепеней),затрагивающихпроблематикитеориижанровлитературы,массовойлитературы, фантастоведения и др.13См.: Бугров Д.В. В ожидании иного: социокультурный феномен журнала «Идеальная жизнь» // ИзвестияУральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 9. 2005. № 35. С. 247-265; Кан В.,Окулов В., Соболев С.
В иных временах. Из истории фантастической литературы. Т. II. М., 2011; Соболев С.Путеводитель по фантастике Барона Велобоса. Иваново, 2012; Гаков Вл. Хьюго Гернсбек и его «Эмейзинг»// Уральский следопыт. 1980. №10; Адмиральский А.М., Белов С.В. Рыцарь книги. Очерк жизни идеятельности П.П.
Сойкина. Л., 1970.12См.: Banerjee A. We Modern People: Science Fiction and the Making of Russian Modernity. Middletown, CT,2012.13См.: Булаева Н.Е. Категория времени в произведениях научной фантастики на английском языке:Автореф. дис… канд. филол. наук. – М., 2005. – 24 с.; Волженина Е.В. Феномен массовой культуры ввосприятии русских символистов конца XIX – начала XX века: Автореф. дис… канд.
ист. наук. – М., 2015. –1011В данном исследовании мы предлагаем, во-первых, внимательно обследоватьвозможности (сильные и слабые стороны) прагматической жанрологии, в современнойнауке явно набирающей силу, а во-вторых, применить эту методологию к малоизученномурусскомуматериалу.взаимозависимостейЗадачаисследованиямежду дискурсивными–выявлениепрактикамизакономерностейсообществиипроцессомстановлением жанра популярной литературы – научной фантастики.Новизна работы состоит в постановке вопроса о генезисе жанра научнойфантастики в России в свете прагматического подхода жанрологии, что, в свою очередьпредполагает плотное взаимодействие литературоведческих методов анализа с методамисмежных с филологией дисциплин (социологии и культурологии).
Прагматический анализвидит в жанре не имманентную характеристику текста, но социально обусловленную исоциально активную категорию14.оказываетсяневозможнымбезИзучение процессов и механизмов жанрогенезапристальногоизученияпрагматикижанра,обусловленной социальным и культурным контекстами15. В рамках данногоисследования предлагается совершить переход от анализа становления и эволюциилитературного жанра через призму характеристик текстов к изучению дискурсных агентовлитературного процесса, составляющих сообщество, объединенное единством дискурса имеханизмов интеркоммуникации.24 с.; Фетисова А.Н.
Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-историческиеаспекты: Автореф. дисс… канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2008. – 22 с.; Симонова О.А. Массоваябеллетристика в структуре женских журналов 1910-х гг.: Автореф. дис… канд. филол. наук. – М., 2008. – 26с.14См.: Miller C.R. Genre as Social Action // Quarterly Journal of Speech. 1984.
№70. P. 151-167; Cohen R. Historyand Genre // New Literary History. 1986. Vol. 17, № 2 (Winter). P. 203-218; Jauss H.R. Toward an Aesthetic ofReception. Minneapolis, MN, 1982.15Схожие проблемы ставила перед собой Симонова О., автор диссертации «Массовая беллетристика вструктуре женских журналов 1910-х гг.». В рамках исследования автор рассматривает вопрос одискурсивных механизмах формирования понятия «женская проза». В качестве платформы формированияпонятия автор выделяет женские журналы начала XX века в России.
Журналы автор предлагаетанализировать как единый дискурсивный конструкт, каждый элемент которого имеет логику и может бытьадекватно понят только в общем журнальном контексте. Все составляющие компоненты журнала в своейсовокупности, по мысли исследователя, способствовали созданию и удержанию формы литературногоявления «женской прозы».11Практическое применение результатов исследования состоит в возможностиподготовки лекционного курса по истории научно-фантастической литературы в России, атакже имеет потенциал для разработки курсов по истории других популярных жанров.Этот курс учитывает описанный выше прагматический подход и своей основной задачейвидит акцентирование внимания учащихся на социо-культурном контексте существованияжанра.
Изучение процессов становления жанра через призму дискурсивных практиксообществ может стать плодотворной почвой для дальнейших исследований в областиисторической и теоретической поэтики популярных жанров литературы.Теоретической базой работы являются исследования в области прагматикижанров литературы и теоретические работы о жанре научной фантастики. Возникший в1980-е гг.
и набравший силу в 1990-е, прагматический подход в жанрологии нередкорассматривается как дальнейшая разработка предложенных М.М. Бахтиным понятий«речевой жанр» и «высказывание» через призму исследований в области социологии,социологии литературы, социолингвистики и культурологии. В настоящее времяпрагматический подход жанрологии активно используется в рамках литературоведения,теории и практики жанрового письма16. Одним из центральных понятий прагматикижанров стало понятие «дискурсное сообщество», предложенное Джоном Суэйлзом иактивно используемое современными учеными17.
Хотя в рамках предложенного Суэйлзомподхода изучаются жанры бытового и академического письма, понятие дискурсныхсообществ, тем не менее, оказывается полезным и для изучения жанров литературы, вчастности, в их динамике и исторической изменчивости.В области фантастоведения прагматический поход только начинает набирать силу.В рамках фантастоведения вопросы о социо-дискурсивной природе жанра, а также ожанре как риторическом действии, привлекли внимание ученых в конце 1990-х годов (см.:См.: Bawarshi A.S., Reiff M. Jo. Genre: An Introduction in History, Theory, Research, and Pedagogy. WestLafayette, 2010; Biber D., Conrad S.
Register, Genre, and Style. Cambridge, UK; NY, 2009; Hyun-Gyung I.,Orlikowski W.J., Yates J.A. Temporal Coordination through Genre and Genre Systems // Information, Technologyand People. 2005. Vol. 18, № 2. P. 89-119.17Bhatia V.K. Analyzing Genre: Language Use in Professional Settings. L.; N.Y., 1993; Johns A.M. DiscourseCommunities and Communities of Practice: Membership, Conflict, and Diversity // Johns A.M. Text, Role, andContext: Developing Academic Literacies.
Cambridge, N.Y., 1997. P. 51-70.1216Westfahl 1992, 1996, 1998). Отчетливо проговорен переход к «новому историзму» вфантастоведении был в работах исследователя Джона Ридера (см.: Rieder 2008, 2009,2010).Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырехглав и заключения. Во введении формулируются основные положения исследования, егоактуальность и новизна, а также формулируются цели и задачи. В первой теоретическойглаве предлагается обзор общего вектора развития жанрологии от эссенциалистского иструктурного понимания категории жанра к прагматической модели его интерпретации.
Вто время как первые два подхода предлагают разработанную методологию анализа икорпус исследовательских наблюдений о природе жанра как абстрактной илиэмпирической стабильной структуры, становящийся прагматический подход смещаетфокус исследовательского внимания на адресованность жанра и дает широкиевозможности изучения его динамики (динамического процесса его рецепции каккомпонента его становления и развития).Во второй главе мы сосредоточимся на рассмотрении теоретического вопроса одискурсных сообществах как о факторе существования жанра.
Задача этой главы состоитв установлении исторического контекста существовавших в России в 1890-1920-е годыпрофессиональных и любительских научных обществ и сообществ читателей научнопопулярных журналов как дискурсных. На материале журналов издательства П.П.Сойкина предлагается проследить механизмы функционирования дискурсно-жанровогосообщества, складывающегося вокруг них, установить взаимозависимости междуопределяемыми (эксплицитно и имплицитно) коммуникативными целями сообщества ииспользуемым репертуаром жанров. В завершении второй главы предлагается описатьвыполняемуюжурналами(эксплицитную)социо-идеологическуюфункциюпораспространению просвещения и приобщению читателей к современности, понятой каксовременный научно-технический и естественнонаучный прогресс.В третьей главе рассматриваются механизмы достижения дискурсной целисообщества – воспитание особой модальности литературного чтения.
На материалежурнала Сойкина «Природа и люди» предлагается изучить формы организации13журнальныхпубликацийкакединыйансамбльразножанровогоматериала(биографический очерк, этнографическая заметка, фантастический рассказ и др.) иповествовательных техник (путешествие в макро- и микромир), создающих в своейсовокупности особый «хронотоп» журнального повествования.В четвертой главе под пристальное внимание попадает процесс обретенияхронотопом жанрового имени: мы предлагаем анализ использования словосочетания«научно-фантастический» на страницах журналов и постепенную институционализациюего в жанровое имя. Повторяемость и регулярность использования этого обозначенияобеспечили его узнаваемость читателями и авторами, закрепление за ним определенногогоризонта жанровых ожиданий и узнаваемого набора литературных текстов.В заключении подводятся итоги исследования и намечаются возможностииспользования предложенной в диссертационном исследовании парадигмы анализаприменительно к другому материалу – в частности, к другим жанрам популярнойлитературы, в той мере, в какой нас интересует динамика их становления и последующейтрансформации.Работа апробирована на ряде научных конференций и круглых столов:Всероссийская научная конференция молодых ученых «Проблемы современной научнойфантастики» (Казань, 2015), Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверскойпереплет» (Тверь, 2015) «Медиа в современном мире.
54-е Петербургские чтения.(Круглыйстол«Научно-популярнаяжурналистика)»(СПбГУ,2015),«Третьямеждународная конференция MELTA» (МПГУ, 2014), «Современные подходы вкультурологии V» (круглый стол «Культурная история технологии»,РГГУ, 2013),«Ломоносов – 2013» (два доклада) (МГУ им. М.В.