Диссертация (Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова), страница 14

PDF-файл Диссертация (Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова), страница 14 Филология (31691): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова) - PDF, страница 14 (31691) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова". PDF-файл из архива "Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Разумеется,наше внимание сконцентрировано не на первом случае, в который включаются побольшому счету все произведения, построенные на повествовании от первоголица, а скорее во втором случае, в котором изображается само событие107Вместо обширного термина «нарратор» при исследовании типов повествованияиспользовались слова «повествователь» и «рассказчик». Отправителя повествования оттретьего лица называют повествователем, а от первого лица – рассказчиком (Хализев В.Е.Особенности эпических произведений // Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н.Поспелова. М.: Высшая школа, 1988.

С. 219-240). Но, хотя у большинства исследователейвстречается такое употребление терминов, мы не будем пользоваться ими. Главным образомпотому что, во-первых, в центре внимания нашего анализа находится рассказ в рассказе, словорассказчик может указывать одновременно на две повествующие инстанции: рассказчикаобрамляющего рассказа и рассказчика вставного рассказа.108Хализев В.Е.

Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. С. 102-108.64рассказывания, включающее персонажа-нарратора и персонажей-слушателей.Оставляя в стороне совсем ранние короткие произведения А.П. Чехова,приступим к изучению более или менее объемных произведений, включающихсобытие рассказывания. Например, в рассказе «Мечты» (1886) двое сотскихконвоируют в уездный город пойманного бродягу, который охотно рассказывает,как прожил свое прошлое и размечтается, как хорошо ему будет жить напоселении.

А также в «Огнях» (1888) инженер Ананьев рассказывает длиннуюисторию о соблазненной им даме.Активное представление рассказа в качестве сюжета в произведениях А.П.Чехова начало испытывать изменения, на наш взгляд, на рубеже 80-90-х годов.Говоря более детально, по сравнению с тем, как в раннем творчествеподчеркиваются прежде всего симпатия к рассказывающему персонажу илигерою в вставном рассказе, в позднем творчестве Чехова чаще встречаютсяслучаи, в которых изображение целого события рассказывания и его значениестали находиться в центре авторского замысла как литературно-стилистическаязадача.Начнем подробное исследование с рассказа «Бабы» (1891). Это произведениев основном состоит из трех эпизодов, происходящих в деревенском трактире.Первый эпизод – рассказ проезжего Матвея Саввича о трагичной судьбе своейбывшей любовницы Машеньки, второй – ночной шепот снох хозяина трактира,Софьи и Варвары, которые недовольны жизнью в замужестве.

Третий эпизод –утренняя картина на следующий день.До сих пор критики и исследователи обращали внимание больше всего нанравственную характеристику рассказчика Матвея Саввича и манеру его речи.Например, М. Курдюмов в своей книге «Сердце смятенное. О творчестве А.П.Чехова (1904-1934)» принимает поступок Матвея Саввича, т.е. опекунство надсыном Машеньки, как один из примеров «разных полурелигиозных ипсевдорелигиозных типов», которые являются, по его мнению, важнымисюжетами А.П.

Чехова. Н.Я. Берковский в статье «Чехов, повествователь и65драматург» также концентрируется на нравственности того времени и принимаетэто произведение как показатель буржуазного понимания человеческих чувств,таких как собственность. Подобным образом, Г.П. Бердников, отмечая сходство«Баб» с «Грозой» Островского по драматическому конфликту, считает МатвеяСаввича человеком, живущим по «зверским законам» и Машеньку человеком «немогущим жить по таким законам», и проецирует эту схему на трактирщика и егодвух невесток.109 И опять-таки, лингвист Л.Г. Барлас, несмотря на подробный,замечательный анализ речи Матвея Саввича и лексики автора, не затрагиваетслушающих его рассказ лиц и их высказывания.110Однако, на наш взгляд, оригинальность этого произведения заключается вразмещении пассивных слушателей Матвея Саввича, т.е. баб. Почему авторозаглавил произведение именно так – «Бабы»? Ведь эти персонажи до концавторой трети всего объема произведения, т.е.

пока продолжается рассказсловоохотливого Матвея Саввича, остаются на заднем плане.С нашей точки зрения название «Бабы» с самого начала произведения свысокой степенью эффективности действует именно как предварительноеуказание на этих женских персонажей вокруг рассказчика. Функционируя словносписок действующих лиц в пьесе, заглавие «Бабы» направляет вниманиечитателей на место и обстоятельства происходящего. По сравнению с тем, что ихсвекор Дюдя, как трактирщик в «Старосте» (1885) или барышни в «Ночи накладбище» (1886), короткими откликами всего лишь помогает собеседникупродолжать рассказывать, женщины-персонажи в «Бабах», участвуя в событиирассказывания как слушатели, заодно позволяют читателям воображать болеепространственную картину.

Таким образом, имеющие расширенное поле зрениячитатели могут занять место наблюдателя, отступившего на шаг. Читательское желюбопытство к этим молчаливым слушателям удовлетворяется их ночнымшепотом. Хотя этот шепот не текстуализирован до совершенности, становится109110Бердников Г.П. Чехов. М.: Молодая гвардия, 1974.

С. 251-273.Барлас Л.Г. Образ рассказчика в рассказе А.П. Чехова «Бабы» // Языковое мастерство А.П.Чехова. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1988. С. 115-122.66ясно, что не только у Матвея Саввича, но и у Варвары есть желание рассказыватьсвою историю: «И она [Варвара] стала рассказывать шепотом, как она по ночамгуляет с поповичем, и что он ей говорит, и какие у него товарищи, и как она спроезжими чиновниками и купцами гуляла» («Бабы»; 7, 350). Это новое событиерассказывания изменяет статус тихих персонажей-сослушателей на латентныхрассказчиков.

К тому же, с намеком того, что у самого тихого и оскорбленногоперсонажа Софьи же есть еще не открытая история, в произведении получаетсянекое цепное обнаружение рассказчиков. Итак, в последующей утреннейсуетливой сцене читатели могут осознать этих женщин не просто бабами,составляющими бытовой деревенский пейзаж, а имеющими свою историюличностями.Для пояснения авторского понимания человеческого общения через событиерассказывания сюжет рассказа «Студент» (1894) также заслуживает особоговнимания. В этом рассказе в Страстную пятницу студент духовной академии попути домой случайно встречает двух вдов и рассказывает им эпизод отреченияапостола Петра.Первоначально важно заметить, что несмотря на то, что все персонажипредставляются христианами и главным сюжетом их разговора являетсяевангельский эпизод, суть данного произведения далеко не заключается врелигиозных просветлениях.

Судя по тому, что после рассказывания первыйзамысел студента об отношении Василисы (слушателя) к апостолу Петру (герою врассказе студента) развивается до сознания сцепления прошлого и настоящеговремен и предчувствия вечности – одной из главных тем этого произведенияявляется история и коммуникация. В этом смысле хронотоп рассказывания иучаствующие в нем являются посредниками между разными временами.Тут, хотя нельзя не согласится с мнением В.И. Тюпы, что поздний чеховскийнарратив, наделяя инстанцию адресата (т.н.

«наррататора») свойствами свидетеляпроисходящего, вовлекает читателя в процесс и суть рассказывания студента67Великопольского,111 нам кажется, что к читателям направлено не столько прямоепереживание из библейского эпизода как это воспринимают слушающие вдовы,сколько интерес к эмоциональной реакции вдов и предчувствие связи междуисториями апостола и Василисы как это воспринимается студентом прирассказывании. Студент является не только отправителем рассказанного события(евангельского эпизода), но и получателем с точки зрения события самогорассказывания в такой мере, что он понимает не вербализированную жизненнуюисторию Василисы как отчасти лежащую и в основе эпизода апостола Петра:«Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, апотому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существомзаинтересована в том, что происходило в душе Петра» («Студент»; 8, 309).

Врезультате в этом произведении автор, представляя самого молчаливогоперсонажа, максимально успешно подчеркивает суть человеческого отношения,что напоминает нам высказывание Н.Я. Берковского: «Как нет у Чехова отдельновзятых человека и природы, так и сам человек у него всегда представлен ворганических своих отношениях с другими людьми.

Один персонаж у Чехова какбы вызывает другого, как цвет – дополнительный цвет к нему. Если продолжитьуже однажды взятое нами сравнение, то нужно сказать, что бывают авторы, укоторых люди в повести или в рассказе, как куклы в коробке, отделены друг отдруга ватными прокладками, - живой связи между этими людьми нет. У Чеховапо-иному.

Между действующими лицами его рассказов – заполненные,оживотворенные промежутки. Чехов – несравненный мастер показывать, как один111Оригинальные цитаты из В.И. Тюпы: «Он [поздний чеховский нарратив] вовлекает читателяв состав самого рассказываемого события, наделяя инстанцию адресата (т.н. «наррататора»)свойствами свидетеля происходящего» (Тюпа В.И. Функция читателя чеховском нарративе //Образ Чехова и чеховской России в современном мире. СПб.: ИД «Петрополис», 2010.

С. 169170). Так как в моем исследовании слово «рассказывание» используется в плане речевойдеятельности персонажей, а не в плане авторской творческой деятельности, мне пришлосьзаменить выражение ученого «рассказываемое событие» на более конкретное указание как«рассказывание студента Великопольского» чтобы избежать терминологической путаницы.68человек изменяется в присутствии другого, как люди окрашивают друг друга,исподволь дают один другому направление, поощряют или ограничивают»112.Позднее в 1898 г., как известно, Чехов создал литературный цикл,называемый маленькой трилогией («Человек в футляре», «Крыжовник», «Олюбви»). В этом собрании «ситуация каждого рассказа погружена в ситуациюсамого рассказывания, передвижения и размышления охотников приобретаютсамостоятельное значение, повествовательное «обрамление» (оно есть в каждомрассказе) вступает активное взаимодействие с основным текстом, детализируя иуглубляя авторскую мысль»113 и рассказчик одной истории является слушателемдругой истории, а слушатель – рассказчиком.

Несмотря на то, что с учетом яснойцикличности естественным кажется их обобщение таких тем, как футлярностьили беликовщина, нас больше интересуют изображенное в каждом произведениисобытие рассказывания и образы рассказчиков-слушателей, т.е. обрамляющаяистория, организованная на человеческом желании рассказывать.114На самом деле, кроме трех главных рассказов и двух маленьких рассказов ожене старосты Мавре и о любви красивой Пелагеи и повара Никанора, в этойтрилогии подразумевается огромное количество рассказов, которые еще нетекстуализированы.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее