Диссертация (Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова), страница 16

PDF-файл Диссертация (Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова), страница 16 Филология (31691): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова) - PDF, страница 16 (31691) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова". PDF-файл из архива "Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А. П. Чехова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 16 страницы из PDF

118 Важнымсчиталось не самовыражение персонажей, а самовыражение автора.119 Всякоеавангардистское понимание А.П. Чехова также сосредоточено было на егомузыкальности.120117Кугель А.Р. Русские драматурги: очерки театрального критика. М.: Мир, 1934. С. 123-124.118В целом оценка А.П. Чехова со стороны символистов двояка. Неприязнь старшихсимволистов к А.П. Чехову хорошо описана во многих работах (Капустин Н.В.

З. Гиппиус оЧехове (К вопросу об античеховских настроениях в культуре «серебряного века») // Чеховиана.Из века XX в XXI: итоги и ожидания. М.: Наука, 2007. С. 176-188). В.Е. Хализев объясняетпричину этой неприязни «несовместимостью наследия автора» и «самой его личности сатмосферой «серебряного века» (Хализев В.Е. Чехов в XX веке: contra et pro // Чеховиана.Чехов: взгляд из XXI века. М.: Наука, 2011. С. 13). Но был и другой взгляд: А.

Белый,признаваясь в том, что после смерти А.П. Чехова никакая попытка мистических реалистов неудалась, определяет «субстанцию чеховского творчества» «опрозрачненным реализмом,непроизвольно сросшимся с символизмом». А А. Блок признавался в симпатии к пьесе А.П.Чехова: «Я не досидел Метерлинка и Гамсуна, к Ревизору продирался все-таки сквозьполувековую толщу, а Чехова принял всего, в пантеон своей души, и разделил его слезы, печальи унижение» (Блок А.

Собрание сочинений: В 8-х томах. Т. 8. Письма: 1898-1921. М.; Л.:Художественная литература, 1963. С. 281, 283).119Основываясь на оценках ценителей-символистов, продолжалось исследование, котороеуподобляет чеховскую драму ритуальному действу, жизнетворчеству, мифу. (Собенников А.С.Драматургия А.П. Чехова 90-х годов и поэтика «Новой драмы» (проблема художественногосимвола). Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук: 10.01.01. – Томск,1985). Не только связь с символистами, но и собственно авторская схема символов и метафорпривлекала исследователей. В этом направлении «Три сестры» занимают особенное место (См.Ахметшин Р.Б. Метафора движения в пьесе «Три сестры» // Чеховиана.

«Три сестры» - 100 лет.М.: Наука, 2002. С. 33-43; Одесская М.М. «Три сестры»: Символико-мифологический подтекст// Чеховиана. «Три сестры» - 100 лет. М.: Наука, 2002. С. 150-158).120«Секрет чеховского настроения скрыт был в ритме его языка. И вот этот-то ритм услышанбыл актерами Художественного театра в дни репетиций первой чеховской постановки»(Мейерхольд В.Э. К истории и технике театра (1907) // В.Э. Мейерхольд: Статьи. Письма. Речи.Беседы. М.: Искусство, 1968. Ч.1.

С. 122).73Понятие о монологичности чеховских диалогов также влияло на пониманиехарактеров персонажей. Современники автора чувствовали изолированность иодинокость персонажей, а также пессимистическое авторское пониманиечеловеческого существа. Например, Д.П.

Святополк-Мирский, хотя он пишет, чточеховский диалог, «с удивительной справедливостью распределяя вниманиезрителямеждувсемидействующимилицами»,«делаетневозможныммоноцентрическое построение и уравнивает всех персонажей», приходит квыводу, что все это направленно на изображение изолированных персонажей. Сучетом того, что идеальная демократия между персонажами совпадает спринципами Московского Художественного театра, где стремились создатьтруппу без звезд, в которой все актеры были бы одинаково прекрасны, ученыйприводит к выводу, что чеховский диалог является самой идеальной формой,выражающей одну из главных мыслей автора: «мысли о непроницаемости истранности всех человеческих существ, которые не могут и не хотят понять другдруга».121 Поэтому для него «нота мрака, отчаяния и безнадежности еще сильнеезвучит в пьесах Чехова, чем в рассказах»122.

Одним словом, с его точки зренияименно форма диалога есть эффективный способ выражатьневозможностьнастоящего диалога.После ранних эскизных замечаний о пониженной чуть не до нулякоммуникационности,средибольшинствамногихсоветскихсоциально-культурных критических отзывов возобладала более конкретная характеристика –а именно, о терявших коммуникационную цель диалогах в плане родовойособенности драмы; эта идея проведена А.П. Скафтымовым. Отчетливорезюмируя связь между особенностями чеховских реплик и отсутствиемдраматичного конфликта, А.П.

Скафтымов понимает черты чеховских диалоговкак способ выразить внутренние конфликты действующих лиц. По его мнению,разорванность, непоследовательность и изломанность тематических линий121Святополк-Мирский Д.П. Чехов <Фрагмент> (1926) // А.П.

Чехов: pro et contra. Т. 2. СПб.:РХГА, 2010. С. 189-190.122Святополк-Мирский Д.П. Там же. С. 190.74диалогической ткани пьесы у А.П. Чехова эффектно действует для выраженияобщей картины «внутренних несовпадений между всеми лицами». Через обзорвнешне наложенных кусочков и отрезков разговоров в 3-ем акте «Вишневогосада» А.П. Скафтымов довольно подробно перечисляет некоторые важные чертычеховских диалогов. Во-первых, он отмечает неожиданные и ни на кого нерассчитанные высказывания, которые больше всего обращены внутрь и поэтомупостроены в тонах лирической медитации. Даже иногда непосредственнообращенное высказывание совсем не входит в общую связь разговора. Во-вторых,ответы часто совсем не захватывают эти обращенные высказывания, и скользятвяло или совсем проходят мимо.

Иногда эти ответы, обходя прямую реакцию наданное высказывание, показывают уклончивость. В-третьих, А.П. Скафтымовдобавляеткэмоциональногочертамтоначеховскихречи,диалоговкотораямногократнуюобнаруживаетсяизменчивостьдажеводномпредложении. 123 Тут ясно, что новая манера составления диалогов приводитвнешний конфликт к внутреннему конфликту, который требует глубокогопсихологического анализа. Далее, такое понятие как провал коммуникации илиглухой диалог стало основным термином при изучении чеховских диалогов.Западныеисследователи,которыенаходилисьподвлияниемэкзистенциализма и абсурдизма, усиленных так называемым «лингвистическимповоротом», начали толковать черты чеховских диалогов как «болтовню».

Ихдиалоги толковались в философском смысле как манера стоять лицом кбессмысленному миру и преодолевать его пустоту. В основе этого направления Л.Ельницкая четко пишет, что «болтовня персонажей Чехова, будучи пародией наречь-коммуникацию, характеризуется избыточностью информации (что придаетсодержанию качество расплывчатости и неопределенности), наличием темныхмест, намекающих на непроявленность смысла... Болтовня служит для того,чтобы прятаться от жизни в слова либо искусственно возбуждать себя словами,создавая иллюзию деятельности.

Болтовня предстает также инструментом123Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» Чехова (1946) // А.П.Чехов: pro et contra. Т. 2. СПб.: РХГА, 2010. С. 763-768.75перевода прежде живого смысла в категорию мертвого». «Если в мире Пушкинажизнь в ее вечной изменчивости потенциально могла спасти, то у Чехова жизньпредстает пространством хаоса, бессмыслицы, вечного несовпадения людей.Порча жизни предопределяет неполноценность человека, выражающуюся внеполноценности его речи.

Или возможна обратная связь: порча языка ведет кизменению и распаду жизни. И реальность, и языковой инструментарий у Чеховапоставлены под знак вопроса». 124 Таким образом, А.П. Чехов, предшествуязападноевропейскому направлению абсурдизма почти на одно поколение, помограсцветурусскихабсурдистов,которыепоявилисьслишкомранодляблагодатного признания современников, и сам стал одним из признанныхродоначальников театра абсурда125, характеризуемого понятием трагедия языка(Э.

Ионеско). 126 Известно, что в данном ракурсе пьеса «Три сестры» частосравнивалась с пьесой «В ожидании Годо» С. Беккета, имеющей одну и ту жеобстановку ожидания.127Затем,принаступлениипериодатакназываемогопостмодернизма,исследователи и авторы постмодернистских текстов, несмотря на глубокуюразницу в мировоззрении с А.П. Чеховым 128 , апеллируют к А.П. Чехову какпредтече и опираются на его антидогматизм, релятивизм и, разумеется,коммуникативные неудачи его персонажей.124Ельницкая Л.

«Болтовня» как речевой дискурс в русской литературе (от Пушкина до Чехова) //II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте»:избранные доклады и тезисы / Под общ. ред. И.Л. Волгина. М.: Фонд Достоевского, 2008. С. 95-96.125Кошелев В.А. «… Лег на диван и … помер»: Чехов и культура абсурда // Литературноеобозрение. 1994, № 11-12. С. 6-7); Венцлова Т.

О Чехове как представителе реального искусства// Собеседники на пиру (1997). М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 33-47.126Ионеско Э. Трагедия языка (1958) // Как всегда – об авангарде: Антология французскоготеатрального авангарда. М.: Изд-во «ГИТИС», 1992. С. 134-137.127Клуге Р.-Д. О смысле ожидания: Драматургия Чехова и «В ожидании Годо» Беккета) //Чеховиана: Чехов и Франция. М.: Наука, 1992. С. 140-145.128Петухова Е.Н. Чехов в восприятии постмодернистов // Образ Чехова и чеховской России всовременном мире: К 150-летию со дня рождения А.П. Чехова. СПб.: ИД «Петрополис»,2010.

С. 290-297.762.2.2. Понимание 2: Диалогизация монологовТем не менее некоторые ученые придерживаются иного мнения оизображении коммуникации между персонажами в пьесах А.П. Чехова. Обратимвнимание на замечание В.Е. Хализева. 129 Ученый, подчеркивая идиллическуюатмосферу в «Вишневом саде», обращает внимание на замечание А.П.Скафтымова, который считал, что в «Вишневом саде» господствует атмосфера«взаимной расположенности, доброты и сердечности», а персонажам присущиотзывчивость, «внимание к другим людям», стремление «к душевномуобщению».130 Напоминая большую редкость такого вида положительных оценок окоммуникационных отношениях между чеховскими персонажами, В.Е.

Хализевпридает этому уникальному замечанию социально-культурное значение, опираясьна мнение Д.С. Лихачева: «Бытовая демократия всегда была более сильна вРоссии, чем на Западе. Несмотря на крепостное право! Помещики, особенно ихдети, часто дружили с дворовыми. Были и няньки и дядьки из крестьян».131По большому счету, не возражая на подобное толкование, мы предлагаемсосредоточиться на одном из примеров, введенных В.Е. Хализевым в упомянутуюстатью. Это диалог между старым Фирсом и иностранкой-гувернанткойШарлоттой, который был удален из финала второго акта по просьбе режиссераК.С.

Станиславского, думавшего, что этот диалог никак не давался актерам.Ш а р л о т т а (Ищет).Вот веер… А вот платочек… духами пахнет.Пауза.129Хализев В.Е. Идиллическое в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Известия РАН. Сериялитературы и языка. М.: Наука, 2005. № 4. С. 3-11.130Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература,1972. С.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее