Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма". PDF-файл из архива "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Въялицина «Традициирусской классической поэзии в дореволюционном творчестве А. Ахматовой»,1982; И.П. Служевская «Проблемы искусства в поэзии Анны Ахматовой 20-х–60х годов», 1983; В. Полухина «Ахматова и Бродский: К проблеме притяжений иотталкиваний», 1989; С.В. Бурдина «Поэмы А. Ахматовой: роль «вечных образов»культуры в формировании жанра», 2003; М.Н. Лебедева «Ахматова и Бродский»,2004; Е.В Кирпичева «Интертекстуальный аспект творчества Анны Ахматовой»,2009) [Лихачев Д.С. 1978; Въялицина Н.В.
1982; Служевская И.П. 1983; ПолухинаВ. 1989; Бурдина С.В. 2003; Лебедева М.Н. 2004; Кирпичева Е.В. 2009].С использованием структурной методики анализа эту задачу в своихработах решали И. Смирнов («К изучению символики Анны Ахматовой (раннеетворчество)», 1971; «Поэтические ассоциативные связи «Поэмы без героя», 1978),В. Топоров («К отзвукам западноевропейской поэзии у Ахматовой», 1973), Л.Лосев («Страшный пейзаж»: маргиналии к теме Ахматова / Достоевский», 1992),Р.
Тименчик («О «библейской» тайнописи у Ахматовой», 1995), Б. Кац(«Неслышные женские голоса в «Реквиеме» Анны Ахматовой», 1998) [СмирновИ. 1971; Смирнов И. 1978; Топоров В. 1973; Лосев Л. 1992; Тименчик Р. 1995;Katz B. 1998]. Исследователями изучается структурная организация ахматовскойпоэзии, полифонизм ее лирики на уровне слова и пафоса. Продолжая традициюформальногометода,сторонникиструктурногоподходадалиобразцыскрупулезного анализа поэтического текста (лирического стихотворения, цикла,поэмы, книги стихов).В 1980–1990-е годы структурно-семиотический подход к творчествуАхматовой представлен в работах В. Топорова («Поэма без героя» в ритуальномаспекте», 1989), Л. Кихней («Мотив святочного гадания на зеркале каксемантический ключ к «Поэме без героя» Ахматовой», 1996) и др. [Топоров В.Н.1989; Кихней Л.Г.
1996]. Исследователями также поставлена проблема выявленияархетипов и концептов (Е. Козицкая «Архетип «воды» в творчестве А.Ахматовой», 1995; А.С. Рослый «Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система38концептов(наматериалетворчестваА.Ахматовой,Н.Гумилева,О.Мандельштама)», 2006) [Козицкая Е.А. 1995; Рослый А.С. 2006].Накопленный опыт изучения поэзии Ахматовой в стилевом аспекте, а такжеснисходительное отношение к автору военной лирики со стороны советскойвласти позволили исследователям поставить вопрос об основах мировоззренияхудожника и его эволюции еще в конце 1950-х годов. Монографические труды А.Павловского («Анна Ахматова: Очерк творчества», 1966), Е.
Добина («ПоэзияАнны Ахматовой», 1968) и В. Жирмунского («Творчество Анны Ахматовой»,1973) были первой попыткой рассмотрения творчества поэта в его развитии[Павловский А. 1966; Добин Е. 1968; Жирмунский В.М. 1973]. В конце 1980 –начале 2000-х годов в связи с завершением процесса возвращения Ахматовой котечественному читателю возникла необходимость более подробного изучения еебиографии. В отдельных работах биографический метод становится основнымприемом исследования («Пятикнижие», составленное Р.
Тименчиком при участииВ. Мордерера, К. Поливанова, М. Тименчика и выпущенное в юбилейном 1989году:«Десятыегоды»,«Послевсего»,«Поэмабезгероя:Сборник»,«Фотобиография», «Requiem»; «Воспоминания об Анне Ахматовой», 1991;Третий выпуск «Ахматовских чтений», 1992 (РАН ИМЛИ им. А.М. Горького); И.Лосиевский «Анна всея Руси: Жизнеописание Анны Ахматовой», 1996; Л.Малюкова «Анна Ахматова. Эпоха. Личность.
Творчество», 1996; Н. Королева«Анна Ахматова. Жизнь поэта», 1998–1999; В. Черных «Летопись жизни итворчества Анны Ахматовой», 1996–2001; «Н. Гумилев, А. Ахматова: поматериалам историко-литературной коллекции П. Лукницкого», 2005;Р.Тименчик «Анна Ахматова в 1960-е годы», 2005; Ахматовский сборник «Я всемпрощение дарую…», вышедший под редакцией Д. Макфадьена и Н.И. Крайневойв 2006 году) [Ахматова А.А.
1989 (а); Ахматова А.А. 1989 (b); Ахматова А.А. 1989(c); Ахматова Анна 1989 (d); Ахматова А.А. 1989 (е); Воспоминания об АннеАхматовой 1991; Ахматовские чтения 1992 (c); Лосиевский И. 1996; Малюкова Л.1996; Королева Н. 1998–1999; Черных В.А. 1996 (a), 1998, 2001; Н. Гумилев, А.Ахматова… 2005; Тименчик Р.Д. 2005; «Я всем прощение дарую…» 2006].39Интерес современных литературоведов вызывает проблема адресатов лирикиАхматовой (Л. Зыков «Пунин – адресат и герой лирики А.
Ахматовой», 1995; Б.М.Носик «Анна и Амедео», 2006; А.М. Марченко «Ахматова: жизнь», 2009) [ЗыковЛ. 1995; Носик Б.М. 2006; Марченко А.М. 2009], творческая история еепроизведений (Н.И. Крайнева «К творческой истории «Поэмы без героя» АнныАхматовой», 2003; С.А. Коваленко «Петербургские сны Анны Ахматовой:«Поэма без героя» (опыт реконструкции текста)», 2004) [Крайнева Н.И. 2003;Петербургские сны… 2004], вводятся в научно-популярное пространствокультуры неизвестные документы, дневники, письма самой Ахматовой и ееокружения (П.Н. Лукницкий «Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой», 1991,1997; Н.Н.
Пунин «Мир светел любовью. Дневники. Письма», 2000; Н.И.Крайнева «Мне он – единственный сын…» (Из переписки Анны Ахматовой иЛьва Гумилева)», 2007) [Лукницкий П.Н. 1991, 1997; Пунин Н.Н. 2000; КрайневаН.И. 2007]. Итоговыми для своего времени становятся книги о жизни итворчестве поэта, изданные в Лондоне и Москве: E. Feinstein «Anna of all theRussias: the life of Anna Akhmatova» (2006) и С.А. Коваленко «Анна Ахматова»(ЖЗЛ, 2009) [Feinstein E. 2006; Коваленко С.А.
2009]. В 1996 году были изданы«Записные книжки Анны Ахматовой (1958–1966)» [Записные книжки АнныАхматовой… 1996], и сегодня продолжается работа по составлению к нимИменного указателя (Р.Д. Тименчик) [Тименчик Р.Д. 2013].Поэзия Ахматовой изучается в историко-культурном контексте начала ХХвека, в рамках его идейно-эстетической парадигмы (Н.
Коржавин «Анна Ахматоваи «серебряный век», 1989; А.И. Павловский «Поэзия Ахматовой в литературнообщественном контексте эпохи», 1989; Н. Полтавцева «Анна Ахматова и культура«серебряноговека»,1992;Л.Колобаева«АхматоваиМандельштам(самосознание личности в лирике)», 1993 и др.) [Коржавин Н. 1989; ПавловскийА.И. 1989; Полтавцева Н.Г. 1992; Колобаева Л.А. 1993]. Так, Р. Тименчикотмечает, что «не рассмотрен еще вопрос о вписанности ахматовской поэтическойсистемы ценностей в контекст русской философской мысли ХХ века» [ТименчикР.
1989 (a); с. 25]; Н. Тропкина привлекает лирику поэта для изучения концепции40творческой личности, возникшей на рубеже веков и нашедшей адекватноевыражение в традиционных масках лицедеев, пьеро, арлекинов [Тропкина Н.1986]; многие литературоведы размышляют об ахматовской религиозности,сопряженной с национальной традицией и исторической действительностью (М.Руденко «Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзииАнны Ахматовой», 1996; Л. Яковлева «Апокалипсическая семантика в поэзииАнны Ахматовой», 2014) [Руденко М. 1996; Яковлева Л.А. 2014]. Обширнаисследовательская литература о «Поэме без героя» (1940–1965).
Публикации восновном посвящены разработке вопросов композиционной и образной системыпроизведения, определению прототипов героев, художественному методу,интерпретации поэмы (Э. Герштейн «Заметки о «Поэме без героя» АнныАхматовой», 1993; О. Буцик «Вл. Маяковский в «Поэме без героя» А.Ахматовой», 1997; О.А. Лекманов «Поэма без героя» и «Маскарад», 2001; С.В.Бурдина «Только зеркало зеркалу снится…».
Еще раз о «Поэме без героя», 2010)[Герштейн Э.Г. 1993; Буцик О. 1997; Лекманов О.А. 2001; Бурдина С.В. 2010].В 1990-е–2000-е годы многоаспектный анализ творчества Ахматовойстремятся дать Т. Пахарева («Художественная система А. Ахматовой», 1994), Л.Кихней («Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла», 1997), С. Кормилов(«Поэтическое творчество Анны Ахматовой», 1998), И.
Невинская («В то время ягостила на земле…» (Поэзия Ахматовой)», 1999), Н.Л. Лейдерман и А.В.Тагильцев («Поэзия Анны Ахматовой», 2005), М. Серова («Анна Ахматова: КнигаСудьбы (феномен «ахматовского текста»: проблема целостности и логикавнутриструктурных взаимодействий)», 2005), В. Мусатов («В то время я гостилана земле…». Лирика Анны Ахматовой», 2007), И. Служевская («Китежанка.Поэзия Ахматовой: тридцатые годы», 2008) [Пахарева Т. 1994; Кихней Л.
1997(а); Кормилов С.И. 1998; Невинская И.Н. 1999; Лейдерман Н.Л., Тагильцев А.В.2005; Серова М.В. 2005; Мусатов В.В. 2007; Служевская И. 2008]. Большоевнимание в монографиях уделяется исследованию соотношения мироощущенияпоэта и его художественных принципов, рассмотрению этапов эволюциихудожника, архитектоники поэм и циклов.
Последние пять лет исследователей41особеннопривлекаетпроблемациклизацииахматовскихпроизведений,наращения смысла отдельного стихотворения в составе книги стихов (Е.В.Верхоломова «Проблема циклизации в поэзии акмеистов: Н. Гумилев, А.Ахматова, О. Мандельштам», 2009; Т.В. Дорофеева «Архитектоника ранних книгА.А. Ахматовой («Вечер», «Четки», «Белая стая»)», 2011) [Верхоломова Е.В.2009; Дорофеева Т.В. 2011]. В названных работах оспаривается точка зрения,близкаямногимлитературоведам,сформулированная,вчастности,В.Мусатовым: «При всей установке на построение лирической книги ни в «Вечере»,ни в «Четках», ни даже в «Белой стае» циклы не играли определяющейконструктивной роли, как, например, в каждом из томов блоковской лирической«трилогии».
<…> И только с «Нечета» циклизация становится осознаннымструктурным принципом» [Мусатов В.В. 2007; с. 31].Посколькулирическоевпроизведенияхпоэтаобнаруживаетсяисследователями прежде всего на уровне образа героини и сквозных мотивов,нами изучены монографии и статьи, в которых предпринят специальный анализданных аспектов: Ю. Левин и др.