Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 3

PDF-файл Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 3 Филология (29643): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма) - PDF, страница 3 (29643) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма". PDF-файл из архива "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Думается, что именно в наше время в наукеидет интенсивный поиск специальных категорий и проблем, способныхинтегрировать уже намеченные подходы филологов и догадки критиков поотношению к творчеству Анненского: его лирика анализируется в контексте13оригинальных критических работ и драматургии (Г.

Петрова «ТворчествоИннокентияАнненского»,2002)[ПетроваГ.В.2002],предпринимаютсяисследования поэтического взаимодействия русских стихотворцев ХХ века схудожественной системой «учителя поэтов» (Д. Бобышев «Эстетическая формулаИннокентия Анненского в отражениях его антагонистов и последователей», 1996;М.К. Лопачева «Иннокентий Анненский в художественном сознании поэтоврусской эмиграции», 2005; Р.

Кожухаров «Наследники «благороднейшего», 2009;Ю. Несынова «И. Анненский и Г. Иванов: проблема творческого диалога», 2009;А. Разумовская «Рефлексии И. Анненского в поэзии И. Бродского», 2009; Н.В.Налегач «Поэтика отражений» И. Анненского и феномен поэтического диалога врусской лирике ХХ века», 2012) [Бобышев Д. 1996; Лопачева М.К. 2005;Кожухаров Р. 2009; Несынова Ю. 2009; Разумовская А. 2009; Налегач Н.В. 2012].При интерпретации художественного наследия Анненского должны бытьпривлечены интеллектуальные предпочтения поэта и его исключительныеспособности как переводчика и «реконструктора» античной трагедии (начиная с1901 года были созданы четыре собственные пьесы на сюжеты не дошедших донас трагедий Еврипида и Софокла). По словам М.Л. Гаспарова, определившегозначение переводов для формирования собственного поэтического метода автора«Кипарисового ларца», «Еврипид Анненского едва ли не важнее для пониманияАнненского, чем для понимания Еврипида.

Если лирика – это парадный вход вего творческий мир (парадный, но трудный), то Еврипид – это черный ход в еготворческую лабораторию» [Гаспаров М.Л. 2001; с. 373]. Не менее значимым длянас является замечание, сделанное еще в 1906 году А. Блоком, опубликовавшимрецензию на первую книгу поэта «Тихие песни»: «Следует отметить способностьпереводчика вселяться в душу разнообразных переживаний» [Блок А.А. 1962; с.620]. Современник Анненского имел в виду переводы из французскойлитературы, однако именно указанное свойство определит своеобразие лиризма в«Кипарисовом ларце», станет фактором, повлиявшим на смысл и стройоригинальной книги стихов.

Н. Гумилев завершил мысль Блока своим замечаниемо том, что Анненский «находит нити, связывающие судьбу датского принца с14нашей» [Гумилев Н.С. 1991; с. 173]. Действительно, отдаленное «чужое»переживание поэт и критик умеет представить незабытым, близким, своим.В отзывах на лирику Анненского практически сразу отмечается важностьпроявлений лирического начала в произведениях [См.: Тименчик Р.Д.

1985;Молчанова Н. 2009]. В. Брюсову удается почувствовать в строках «Кипарисовоголарца», что поэзия Анненского «поразительно искренна» [Брюсов В. 1912; с. 160];Вяч. Иванов услышал «гамму отрицательных эмоций – отчаяния, ропота, уныния,горького скепсиса, жалости к себе и своему соседу по одиночной камере» – иутверждал, что «трогательное» для поэта было выше «прекрасного» [Иванов Вяч.1910; с. 18]; Е.

Архиппов подчеркнул «интимное отношение к смерти» [АрхипповЕ.Я. 1915; с. 79]; Н. Пунин написал о «влюбленности» поэта в жизнь: «<…>Анненский, конечно, был влюблен в жизнь, и он караулил ее везде, за каждымуглом своей мысли, на перекрестках, по площадям, караулил с мучительнойнастойчивостью, с тоскою, отчаянием и неврастенией настоящего влюбленного»[Пунин Н.Н. 1914; с. 49].

В наше время проблема лиризма специально ставиласьисследователями на материале драматургии и критической прозы Анненского(Т.О. Власова «Лирическое начало в драматургии Иннокентия Анненского», 2006;Н.Г. Юрина «Лирическое и драматургическое в критической прозе И.Ф.Анненского (на материале статей о творчестве М.Ю. Лермонтова)», 2007)[Власова Т.О. 2006; Юрина Н.Г. 2007].Современники Анненского, понимающие, что к новой поэзии следуетприноровиться, что эстетический эффект зависит от умения прочитывать тексты,также обозначили проблему природы символа в поэтической системе художника.В сущности, речь шла об определенном ракурсе восприятия, в которомпроявлялся «надвещный» смысл поэзии Анненского-модерниста. Г. Чулковвообще отказывал Анненскому в принадлежности к символизму, назвав егомировоззрение «траурным эстетизмом»: «<…> метафора для него всегда быладороже идеи» [Чулков Г.

1998; с. 398], «У Анненского система условногосближения одного образа с другим носит характер метафорический, и толькометафорический.Его поэтическийопыт остаетсявпределахвнешнего15психологизма», свое переживание «не успел поэт воплотить символически потрепетной своей боязни святотатственно оскорбить Единую» [Чулков Г. 1998; с.417]. Г.В. Адамович писал, что хотя «Анненский считал себя символистом, носамый символизм был у него особый, как бы вещественный, без романтическибеспредметных туманностей» [Адамович Г.В. 1957; с. 4].Впервые идею «вещественной» опоры в символе Анненского высказал встатье 1910 года («О поэзии И.Ф. Анненского») Вяч. Иванов, назвавшийсимволизм поэта «ассоциативным» и сблизивший его с поэтикой Малларме:«Поэт-символист этого типа берет исходною точкой в процессе своего творчестванечто физически или психологически конкретное и, не определяя егонепосредственно, часто даже вовсе не называя, изображает ряд ассоциаций,имеющих с ним такую связь, обнаружение которой помогает многосторонне иярко осознать душевный смысл явления, ставшего для поэта переживанием<…>».

Объект поэтического созерцания, воспринятый через ряд чувственныхраздражений и представлений, таким образом, проявляется в сознании читателя«новым и как бы впервые пережитым». Метод Анненского Вяч. Ивановопределяет как «преимущественно изобразительный по своей задаче», и при этомпроницательный современник, понимающий, что лиризму поэта «нужен был хор»[Иванов Вяч.

1910; с. 16, 17, 18, 19], все-таки не задается вопросом о болеесложной художественной задаче, которую мог ставить перед собой автор. Длясовременного литературоведения авторитетной остается точка зрения Л.Я.Гинзбург – неконфликтная по отношению к суждениям модернистов, напротив,ставшая квинтэссенцией существующих к 1960-м годам рассуждений о природесимвола в творчестве Анненского. В книге «О лирике» (1964) говорится о«психологическомсимволизме»поэта:«Посвоемупоэтическомумировосприятию Анненский – символист.

Но символы для него – не средствопознания «непознаваемого», а скорее соответствия между психическимисостояниями человека и природной и вещной средой его существования»[Гинзбург Л.Я. 1964; с. 333, 341]. Слова одного из самых влиятельныхлитературоведов прошлого века все же требуют уточнения.16Думается,символыАнненскогоможнорассматриватькакнекие«интеллектуальные усилия» (А. Бергсон) в постижении «непознаваемой»проблемы отношений Бога, мира и человека, предпринятые поэтом, для которогодиалектикарациональногоиинтуитивногооказаласьсложнойидажетрагической. Можно сказать, что метафизика поэту-мыслителю могла показатьсяслишком рациональной, а общепринятая наука, толкующая об онтологии,теологии и антропологии, – недостаточно гибкой, чтобы охватить области,оставшиеся где-то глубоко или вне человеческого разума.

Анненский –символист, но импрессионизм и реализм изображенного им мира, в котором«сцеплены» вещи и психические состояния, во многом останется проблемой длянашего понимания до тех пор, пока наука не внесет достаточной ясности ввопросы, связанные с границами идеалистичности и материалистичностичеловеческого сознания.В воспоминаниях родных и знакомых (В. Кривича, Ф.

Зелинского и др.)фигура Анненского была представлена как многогранная, но все сходились натом, что он обладал энциклопедическими знаниями и интеллектуальнаясоставляющая является сущностной чертой его личности [Лавров А.В., ТименчикР.Д. 1983; с. 85–116, 134–146; Зелинский Ф.Ф. 1910]. «<…> в книгах Анненскогоособенно радует редкая, чисто европейская дисциплина ума», – писал Н. Гумилев[Гумилев Н.С. 1991; с. 173]. Свод основных мемуарных и литературнокритических свидетельств современников об Анненском недавно был составлен иопубликован группой исследователей (Л.Г.

Кихней, Г.Н. Шелогурова, М.А.Выграненко«ИннокентийАнненскийглазамисовременников»,2011),исследование биографии семьи было проведено З. Гимпелевич, она же составиланаучный комментарий к «Литературной тетради» В. Кривича [ИннокентийАнненский глазами современников… 2011; Литературная тетрадь ВалентинаКривича… 2011].Стороны личности поэта нашли отражение в его лирике и достаточноорганично сплавились в интеллектуальной форме художественного переживания.На лирическое творчество поэта действенное влияние оказали революционные17открытия филологической науки, философии, психологии конца XIX – начала ХХвека. Мы имеем в виду серьезное размышление Анненского над трудами А.Н.Веселовскогоипредставителейпсихологическогонаправлениявлитературоведении, его профессиональный интерес к мифологии и античности,которую он не просто знал, но по-своему «пережил» в собственной лирике идраматургии. Анненский активно участвовал в деятельности НеофилологическогообществаприПетербургскомуниверситете;кромемногочисленныхфилологических и педагогических рецензий, написал научную работу «Изнаблюдений над языком и поэзией русского Севера» (1883) [Анненский И.Ф.1883] и учебную статью «Очерк древнегреческой философии» (1896) [АнненскийИ.Ф.

1896]. В 2000-е годы были собраны, восстановлены и откомментированы еголекции по истории античной литературы [Анненский И.Ф. 2003]. В современномлитературоведении существуют работы исследователя Г.М. Пономаревой,раскрывающие проблему соотнесенности мысли Анненского с концептуальныминаблюдениями ученых-филологов его времени («И.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5192
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее