Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 9

PDF-файл Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 9 Филология (29643): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма) - PDF, страница 9 (29643) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма". PDF-файл из архива "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

(«Русская семантическая поэтика какпотенциальная культурная парадигма», 1974), Н. Артюховская («О драматизмеранней лирики А. Ахматовой», 1974), О. Симченко («Тема памяти в творчестве А.Ахматовой», 1985), В. Виленкин («Образ «тени» в поэтике Анны Ахматовой»,1994), В. Заманская («Экзистенциальное сознание русской литературы первойтрети ХХ века», 1997), В. Шоркина («Трагические мотивы в лирике А.А.Ахматовой (20-е – 50-е гг.)», 1997), И. Федорчук («Лирическая картина мира втворчестве Анны Ахматовой», 1999), Л.

Кихней («Акмеизм. Миропонимание ипоэтика», 2001), С.В. Овсянникова («Ранняя поэзия Анны Ахматовой: образы,мотивы, архитектоника», 2011) [Левин Ю.И. и др. 1974; Артюховская Н.И. 1974;Симченко О.В. 1985; Виленкин В. 1994; Заманская В.В. 1997; Шоркина В.В. 1997;Федорчук И. 1999; Кихней Л.Г.

2001; Овсянникова С.В. 2011]. В современномахматоведении активно исследуются пространственные образы поэта (Н.А.Зайцев «Поэтический мир А. Ахматовой: строфа, пространство, время», 2002;М.В. Галаева «Образ «дома» в поэзии Анны Ахматовой», 2004; Е. Верхоломова42«Пространство и время в циклах А. Ахматовой», 2013) [Зайцев Н.А. 2002; ГалаеваМ.В. 2004; Верхоломова Е.В. 2013, с. 52–57] и проблема воплощения времени(Verheul К. «The Theme of Time in the Poetry of Anna Axmatova», 1971; Вяч. Вс.Иванов «Ахматова и категория времени», 1989; Я.Э. Ахапкина «Семантикавремени в поэтическом тексте (на материале лирики Анны Ахматовой и ОсипаМандельштама акмеистического периода творчества)», 2003; М.А.

Тугаева «Языкпоэзии А.А. Ахматовой: Средства выражения пространства и времени», 2003)[Verheul К. 1971; Иванов Вяч. Вс. 1989 (a); Ахапкина Я.Э. 2003; Тугаева М.А.2003]. На «семантическое двоение» форм домашнего пространства у АхматовойобратилвниманиеещеВ.Виноградов:«<…>токажется,чтоонинепосредственно ведут к самим представлениям вещей, как их ярлыки, ролькоторых – создавать иллюзию реально-бытовой обстановки, т. е. функция ихпредставляется чисто номинативной; то чудится интимно-символическая связьмежду ними и волнующими героиню эмоциями.

И тогда выбор их рисуетсяполным глубокого значения для истинного, адекватного постижения чувствгероини» [Виноградов В.В. 1976; с. 400]. Ахматова считала, что категориявремени гораздо сложнее, чем категория пространства. Исследователи Ю. Левини др. отмечают, что для поэта «существует некий высший уровень, на котором осьпоследовательности транспонируется в серию актуально сосуществующихявлений, принадлежащих современности и улавливающих будущее, как слово –смыслы» [Левин Ю.И.

и др. 1974; с. 49].В сознании поэта изначально сопряжены сферы лирики и религии. Вниманиек христианскимаспектамахматовского творчествасталонеотъемлемымэлементом современных монографических исследований творчества художника:Л. Кихней и О. Фоменко («Так молюсь за Твоей литургией…»: Христианская вераи поэзия Анны Ахматовой», 2000), О. Троцык («Библия в художественном миреАнны Ахматовой», 2001), С. Бурдиной («Поэмы Анны Ахматовой: «вечныеобразы» культуры и жанр», 2002) [Кихней Л.Г., Фоменко О.Е. 2000; Троцык О.А.2001; Бурдина С.В. 2002]. В 2008 году издательством Международного Фондаединства православных народов была выпущена книга о православном43понимании творчества Ахматовой, в сборник «А.А.

Ахматова и православие»вошли работы, написанные в разные годы критиками, литературоведами,современниками поэта (К. Чуковским, Ю. Айхенвальдом, С. Аверинцевым, Н.Ильиной и др.) [А.А. Ахматова и православие… 2008]. Исследуя жизнь итворчество поэта в аспекте религиозности (факты посещения ею Оптинойпустыни, библейские образы и мотивы, иконопись и т. д.), специалисты приходятк мнению о том,чтохристианство–духовнаяосноваахматовскогомироощущения.«Лиризм» и «лирическое» применительно к стилю и мироощущению поэтовСеребряноговекаспециальногоиспользуютсяизучения,методологическикакважнымидостаточноправило,неисключительночасто,однакостановятся.ценнымВпредметомэтомявляетсяпланедлянасисследование Л.А.

Колобаевой «И мужество и женственность: О своеобразиилиризма Анны Ахматовой» (1980), центральной проблемой которого становитсявыяснениетого,каквлирикеАхматовой«общеженское»входитвобщечеловеческое, как встречается и соотносится с мужественным началом в еепоэзии» [Колобаева Л.А. 1980; с. 147]. Мужество, по словам литературоведа,являетсяименно«исходнымкачествоммироощущения»,влиявшимнаособенности лиризма. Идеал мужества наполняется в ахматовской поэзииконкретнымсодержанием–тягойк«простоте»,ясностижизни,«ксамоусмирению личности просветляющим сознанием», в нем на свой ладсказалась концепция сильной, нерефлектирующей личности, выдвинутая в 1910-егоды акмеистами, и продолжительный личный опыт поэта, много размышлявшегоо судьбе России.

Дух мужества претворился не только в содержании, но и в строепоэзии Ахматовой: прорастая зернами «молчаливого» драматизма, «лирикапереставала быть непосредственно исповедальной», в ней господствовала«действенная (сценическая) форма поэтического сознания», обнаруживающаясебя в образах жеста, внешнего и внутреннего движения, физического ощущения– «процессов человеческой психики, протекающих где-то на самой ее глубине, награнице ясно осознаваемого и туманно-безотчетного».

Л.А. Колобаева делает44вывод: «Художественный образ у Анны Ахматовой поэтому всегда прозрачен,отчетлив и в то же время не расшифрован». «Мужественная» действенностьсказывается на жанре и слове, последнее у поэта «насквозь диалектично имысленно всегда соотносимо с противоположным себе смыслом, пронизано игройпрямых и «обратных» значений». Так, «гармонически соединив и уравновесив всебе две стихии – женственности и мужественности, робкую нежность чувств спобедительным рационально-волевым, активно-действенным началом, лирикаАнныАхматовойобретаетполнотувсечеловеческогосвоегозвучания»[Колобаева Л.А. 1980; с.

147, 149, 150].Категорию эпического в ранней лирике поэта рассматривает в работе«Своеобразие эпического в лирике А.А. Ахматовой» (1989) О.А. Клинг.Исследователь утверждает, что «Ахматова 1910-х годов не камерный, атрагический, эпический поэт» и одной из форм эпического в ее любовной,«интимной» лирике становится организация времен (в качестве примераприводится анализ стихотворения «И когда друг друга проклинали…», 1909):«<…> в слиянии, спаянности прошлого, настоящего и будущего – своеобразиестихотворения; здесь отчетливо видно взаимопроникновение разных времен.<…> Время ахматовской лирики, опрокинутой в эпический мир, – в основномпрошедшее время; осознается драматизм, необратимость прошедшего. <…> Вотличие от символистов Ахматова не творит будущее, а видит его в трагическомопыте прошлого» [Клинг О.А.

1992; с. 65, 62–63]. Также справедливо наблюдениелитературоведа, замечающего, что Ахматова «бесстрастно фиксирует изменениевсейтональностисвоейлирики,почтиокончательное,фатальноеееперевоплощение в эпику» («Памяти 19 июля 1914», «Все отнято: и сила, илюбовь…»). Действительно, именно в «Белой стае», по словам О.А. Клинга,«навсегда было суждено слиться воедино эпическому и лирическому у поэта».Таким образом, Ахматова (наряду с О. Мандельштамом, Б. Пастернаком, М.Цветаевой) произвела «родовое изменение черт лирики» [Клинг О.А. 1992; с. 66,69].45После столетнего юбилея Ахматовой исследователи и специалисты активноосваиваютеелитературноеиэпистолярноенаследие.Некоторыетекстологические проблемы на материале творчества поэта решаются в работахА.

Наймана («Рассказы о Анне Ахматовой», 1989), В. Виленкина («В сто первомзеркале», 1990), А. Хейт («Анна Ахматова: Поэтическое странствие…», 1991), Л.Чуковской («Записки об Анне Ахматовой», 1997), Н. Гончаровой («Фатылибелей» Анны Ахматовой», 2000) [Найман А. 1989; Виленкин В.Я. 1990; Хейт А.1991; Чуковская Л.К. 1997 (а), 1997 (b), 1997 (с); Гончарова Н.Г. 2000]. Вышло всвет наиболее полное собрание сочинений поэта (Ахматова А. Собраниесочинений: В 6 т.

/ Сост., подгот. текста, коммент. и статья Н.В. Королевой. М.:Эллис Лак, 1998–2002, 2004, 2005 – дополнительные книги 7 и 8), вызвавшеесправедливые замечания ахматоведов (Н.Г. Гончарова «Несколько наивныхвопросов к составителям ахматовского шеститомника», 2006; Н.И. Крайнева и др.«К истории издания «Поэмы без Героя»: Поэма в Собрании сочинений А.Ахматовой», 2006) [Гончарова Н.Г. 2006; Крайнева Н.И. и др. 2006]. ИзданиесочиненийАхматовойтакжепостепенноосуществляетсяпетербургскимлитературоведом Н.И. Крайневой, давно и плодотворно работающей с авторскимирукописями («Победа над Судьбой», 2005; «Я не такой тебя когда-то знала…»:материалы к творческой истории», 2009; «Малое собрание сочинений», 2013;«Первый Бег времени», 2013 и др.) [Ахматова А.А. 2005 (а), 2005 (b); АхматоваА.А.

2009; Ахматова А.А. 2013 (а); Ахматова А.А. 2013 (b)]. Таврическийнациональныйуниверситетим.В.И.ВернадскогоиКрымскийцентргуманитарных исследований поддерживают ежегодное издание «Крымскогоахматовского научного сборника» («Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество»),больше десяти выпусков составила и отредактировала Г.М. Темненко [См. выпуск11: Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество… 2013]. Актуальные аспектыахматоведения находят отражение в сборниках, содержащих материалы научныхконференций, которые проходят в Москве, Петербурге, Одессе, Твери («АннаАхматова и русская культура начала ХХ века», 1989; «Проблемы творчества ибиографии А.А.

Ахматовой», 1989; «Ахматовские чтения», 1991; «Ахматовские46чтения», 1992; «Ахматовские чтения», 1994; «Творчество Н. Гумилева и А.Ахматовой в контексте русской поэзии ХХ века», 2002; «Анна Ахматова иНиколай Гумилев в контексте отечественной культуры (К 120-летию со днярождения А.А. Ахматовой)», 2009 и др.) [Анна Ахматова и русская культура…1989; Проблемы творчества и биографии А.А. Ахматовой… 1989; Ахматовскиечтения 1991; Ахматовские чтения 1992 (а); Ахматовские чтения 1992 (b);Ахматовские чтения 1995; Творчество Н. Гумилева и А. Ахматовой… 2002; АннаАхматова и Николай Гумилев… 2009].

Новые грани поэзии Ахматовойраскрываются в зарубежном литературоведении (Т.Н. Красавченко «Творчествоесть акт свободы». Ахматова в европейской и американской критике», 1990; Т.В.Балашова «Слово французской критики в спорах о творчестве Ахматовой», 1990)[Красавченко Т.Н. 1990; Балашова Т.В. 1992]. В Интернете размещен сайт «Тывыдумал меня...». Анна Ахматова», посвященный жизни и творчеству поэта(http://www.akhmatova.org/).47ГЛАВА 1. ЛИРИЗМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ§ 1. Поэты о специфике лирического переживания и постановка проблемы внауке ХХ векаЛиризм – понятие литературоведения (в искусствоведении применяется прианализе произведений живописи и музыки), смысл которого практическиотождествляется, с одной стороны, с представлением в науке о содержаниилирики как субъективного рода литературы, реализующего глубокую связь междукатегорией произведения и категорией авторства, с другой – дополняетсяразмышлением о лирическом начале как художественной форме авторскойэмоциональности, воплощенной в образном, композиционном и языковом строеконкретного произведения.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5192
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее