Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 10

PDF-файл Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 10 Филология (29643): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма) - PDF, страница 10 (29643) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма". PDF-файл из архива "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

В случае очевидного преобладания над эпическим идраматическим, лирический элемент способен выполнять трансформирующуюфункцию на уровне жанра, порождая синтетические образования («стихотворениев прозе», «лирическая поэма», «лирический роман», «лирическая драма»).Попытки научного обоснования и практического использования понятия«лиризм» как нетождественного родовому («лирика») и жанровому («лирическоестихотворение») определениям, а также несводимого к характеристике стиляпроизведения, точнее – особой манере эмоционального повествования автора(«лирическая проза»), на протяжении последних трех столетий в эстетике,критике и литературоведении также присутствовали. Однако до сих пор, посправедливому замечанию Ю.Н. Чумакова, «когда мы говорим: лирика,лирический, лиризм, то употребляем их не столько как строгие дефиниции, а каксвободные категории, понятные нам в целом» [Чумаков Ю.Н.

2010; с. 5].Лирическое начало в эпическом или драматическом произведении, крометого что уловимо исследователем интуитивно, может быть обнаружено и вформальном единстве текста, напоминающем о закономерностях построениястихотворения (нелинейная, ассоциативная композиция; символика деталей;богатый подтекст; сложные связи между предметно-событийным и ритмическимпланами; разнообразие фонетического рисунка), тогда как в лирике лиризм48справедливее было бы назвать «перво-конструкцией» (П.А. Флоренский)[Флоренский П.А. 1993; с.

150], являющейся одновременно фактором смысло- иформообразования. Лиризм – это «бессодержательный» смысл и одновременно«содержательность» формы. Так, исследуя лиризм в лирике, мы сталкиваемся нестолько со статикой формально-семантического единства художественногопроизведения, сколько с его динамикой – со сложной ситуацией естественнойподвижности границы между содержанием и формой, наподобие взаимодействияжизни и искусства, времени и пространства, автора и героя, вещи и сознания – ипоэтому пытаемся проводить границу «внутри внутреннего» (Ж. Деррида)[Деррида Ж. 2000; с.

163].Сбольшойдолейусловностимывынужденыговоритьдалееосодержательности и оформленности лиризма, понятийно обозначенных нами как«смысловая доминанта» эстетического феномена и ее «обнаружение», планвыражения в произведении. Во втором разделе параграфа были намеренновыделены именно те «уровни» художественного выражения лиризма (контекстцикла и композиция образов в отдельном стихотворении), которые, по нашемумнению, достаточно отстранены от семантического ядра переживания, чтобы неказаться чисто содержательными характеристиками, но в то же время выступаютв качестве факторов, влияющих на формирование композиции произведения как«структуры, <…> осуществляющей эстетический объект» (М.М.

Бахтин) [БахтинМ.М. 1975; с. 17]. Таким образом, осмысление формальной стороны лиризмазаставляетнаспринятьсамуидеюуглубленияпонятия«композиции»художественного произведения за счет рассмотрения его «конструкции» /«архитектоники», высказанную в работах Флоренского и Бахтина. В своемисследовании,однако,мынеотказываемсяоттрадиционноготермина«композиция», подразумевая под содержанием понятия прежде всего «структуруэстетического объекта в его чисто художественном своеобразии» [Бахтин М.М.1975; с.

17].491. 1. Смысловые «параметры» лиризмаЛиризм сознается исследователями и самими поэтами полноценнымфеноменом искусства, «слышимым авторским голосом» (Д. Кирай) [Кирай Д.1976; с. 55], основанным на подражании душевному переживанию творца. Пословам Г.О. Винокура, «в целом мы вправе смотреть на сферу переживания как насферу духовного опыта в широком смысле слова» [Винокур Г. 1927; с. 39].Понятие «переживание», таким образом, не ограничивается нами привычнымзначением эмоциональной формы данности субъекту содержаний его сознания,оно указывает на особую внутреннюю деятельность, духовную работу, спомощью которой автору и герою в их сложном единстве «нераздельностинеслиянности» (А.

Блок) удается перенести те или иные критические ситуации ивосстановить душевное равновесие, обрести новое ценностное сознание (аценностькакразнадындивидуальнойестьто,общностичтоиприобщаетцелостности).индивидаВстатье,кнекоторойпосвященнойстихотворению У.Х. Одена «1 сентября 1939 года», И. Бродский, к примеру,призывает читателей-интерпретаторов пережить не только «событийность»произведения, но то, что можно назвать лиризмом, – некую «доконкретную»первооснову идейно-эмоционального содержания. Поэт пишет: «<…> лирическийгеройнеизменноявляетсяавторскойсамопроекцией.Авторданногостихотворения <…> критикует свой век; но он и века этого составляющая.Поэтому его критика почти всегда является самокритикой, что и сообщает егоголосу в этом стихотворении лирический настрой.

Если вы полагаете, чтосуществуют иные рецепты для успешной поэтической работы, вы обречены назабвение. <…> Вообще же, я надеюсь, что к концу наших занятий у вас возникнетк этому стихотворению то же чувство, что его и породило: чувство любви»[Бродский И. 2007; с. 7–9].И.Ф. Анненский, широко использовавший термин в своих критическихработах (видимо, вслед за Д.Н. Овсянико-Куликовским, труды которого читал ирецензировал), в статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе»(1891) писал о лиризме как художественном феномене отражения действительной50внутренней жизни творца в его произведении: «Провиденциальное назначениепоэта – в переживании сложной внутренней жизни, в беспокойном и страстномискании красоты, которая должна, как чувствует это поэт, заключать в себеистину. Эти искания, в их дисгармонии с прозой жизни, заставляют поэтастрадать.Что без страданий жизнь поэта?Но его слеза – «жемчужина страданья» [Анненский И.Ф.

1979; с. 243].Таким образом, лирическое рождается из недр личности поэта, из его«переживательного» потенциала. Также важным для нас является замечаниеАнненского по поводу эволюции форм «обнаружения» лиризма в поэзии[Анненский И.Ф. 1979; с. 106]: он считает, что «основной настрой души» поэтаначала ХХ века отражается уже не в «биографическом я писателя», а в словесноми ритмическом строе его произведения. В статье «Бальмонт-лирик» (1904)Анненский пишет: «Новая поэзия прежде всего учит нас ценить слово, а затемучит синтезировать поэтические впечатления, отыскивать я поэта, т. е. наше,только просветленное я в самых сложных сочетаниях, она вносит лирику в драмуи помогает нам усваивать в каждом произведении основной настрой души поэта.Это интуитивно восстановляемое нами я будет не столько внешним, так сказать,биографическим я писателя, сколько его истинным неразложимым я, которое, всущности, одно мы и можем, как адекватное нашему, переживать в поэзии»[Анненский И.Ф.

1979; с. 102–103]. Исследователь Г.М. Пономарева связываетподходы Анненского в постижении «чужого» текста как отражения внутреннейличности его создателя с традицией отечественного литературоведения (А.Н.Веселовский, А.А. Потебня, Г.О. Винокур) [Пономарева Г.М. 1986].А. Ахматова («Каменный гость» Пушкина», 1947) разводит понятиялиризма и автобиографичности произведения, она пишет, анализируя письма иконтекст творчества Пушкина: «Сходство этих цитат говорит не столько обавтобиографичности «Каменного гостя», сколько о лирическом начале этойтрагедии»; «Перед нами – драматическое воплощение внутренней личностиПушкина, художественное обнаружение того, что мучило и увлекало поэта. В51отличие от Байрона, который (по оценке Пушкина) «бросил одностороннийвзгляд на мир и природу человечества, потом отвратился от них и погрузился всамого себя» <…> Пушкин, исходя из личного опыта, создает законченные иобъективные характеры: он не замыкается от мира, а идет к миру» [Ахматова А.А.1958; с.

192, 195]. Из суждений поэта следует, что под лиризмом она понимает«художественноеобнаружение»авторскогопереживания,«воплощениевнутренней личности» творца. В 1940 году, беседуя с Л.К. Чуковской, Ахматоватакже отметила: «<…> чтоб добраться до сути, надо изучать гнезда постоянноповторяющихся образов в стихах поэта – в них и таится личность автора и дух егопоэзии» [Чуковская Л.К.

1997 (a); с. 172–173].Оба поэта пишут о действительном переживании художника, способномоставить след в его художественном произведении, но если Анненский имеет ввиду ощущение мысли («Поэт отдает нам с произведением свою душу: я вижу егомысли, как ни объективируй он их в художественной форме» [Анненский И.Ф.1979; с. 244]), то Ахматова говорит о чувствах Пушкина, контролировать которыепоэт был не в состоянии («мучительная мечта Пушкина», «Пушкин так же боялсясчастья, как другие боятся горя <…> он всегда был готов ко всяким огорчениям,настолько же он трепетал перед счастьем, т. е., разумеется, перед перспективойпотери счастья» [Ахматова А.А. 1958; с.

187, 191]). Таким образом, акцентыпоэтами-исследователями сделаны на интеллектуальной и эмоциональнойсторонах лиризма.По мнению современного литературоведа И.О. Шайтанова, классическаятрадиция русской поэзии придерживается принципа стремления к открытойэмоциональности и «гармонической ясности». «В русской поэзии привыклиценить ясность и простоту. Оба эти достоинства были осенены пушкинскимименем <…>. Все, что отклонялось от господствующего вкуса, к тому жеподкрепленного столь характерным для русской литературы в целом требованиемобщедоступности и демократичности, должно было отстаивать право насуществование» [Шайтанов И.О.

2010; с. 241]. Лирический склад нашей поэзиисформировался в эпоху романтизма, под влиянием Байрона, и сознательно52расстается с ним в прошлом столетии И. Бродский, испытавший на себевоздействие поэзии английской метафизической школы ХVII века. Впрочем,вопрос влияния не является решающим для современного исследователя,утверждающего,поэтическогочто«противопоставлениекачества–романтичностиметафизичности(сеекакизбыткомистиннолиризма,сперехлестывающей через стих эмоцией) как ложному ощущается подспудноприсутствующим в собственной поэзии Бродского до того, как он мог прочестьЭлиота или Донна» [Шайтанов И.О.

2010; с. 265]. Таким образом, намечаются двенеравноценные линии развития лиризма в русской поэзии: соединениелирическогопафосасвысокойинтеллектуальностьюиэмоциональнойоткрытостью. Первая, по мнению Шайтанова, берет свое начало с ломоносовскогосопряжения «далековатых» идей, заметно присутствует в поэзии Г.Р. Державина,однако они только «указывают в направлении именно метафизической поэзии»,«в их стиле еще нет необходимой личной свободы. Она придет много позже – сЦветаевой и ее современниками» [Шайтанов И.О. 2010; с. 272].Итак, «лирическое» справедливо связывается с природой внутреннейорганизацииличностиавтора,егопсихологическимпортретом,однаконемаловажным является и замечание Л.Я.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5192
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее