Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма)

PDF-файл Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма) Филология (29643): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма) - PDF (29643) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма". PDF-файл из архива "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Московский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваФилологический факультетНа правах рукописиШевчук Юлия ВадимовнаПОЭЗИЯ И. АННЕНСКОГО И А. АХМАТОВОЙ:ФОРМЫ ЛИРИЗМАСпециальность 10. 01. 01. – Русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора филологических наукНаучный консультант –доктор филологических наук,профессор Л.А.

КолобаеваМосква20142ОГЛАВЛЕНИЕВведение ……………………………………………………………………………… 5Общая характеристика работы …………………………………………………….… 5§ 1. Рецепция творчества И. Анненского в критике и подходы к осмыслению еголирической системы в литературоведении ………………………………………... 12§ 2. Ахматоведение ХХ–ХХI веков: традиции и итоги …………………………... 31Глава 1. Лиризм: теоретические аспекты понятия ………………………...…. 47§ 1. Поэты о специфике лирического переживания и постановка проблемы в наукеХХ века …………………………………………………………………………….… 471. 1. Смысловые «параметры» лиризма ………………………………………..…..

491. 2. Обнаружение переживания: расширение контекста произведения иосуществление лиризма в отдельном стихотворении ……………………..…….. 611. 3. План выражения лирического начала в эпосе и драме. Лиризм и пафослитературного произведения ………………………………………………………. 70§ 2. «Лиризм» в критических работах И.Ф. Анненского ……………………….… 78§ 3. Представление о лиризме в литературоведении и эстетике …………………. 853. 1.

«За» и «против» лиризма ……………………………………………………… 863. 2. Эстетическая и поэтическая многомерность понятия ……………………. 96§ 4. «Переживание» и «сознание» в психологии и философии …………….…... 1034. 1. Состав душевного «я» ……………………………………………………….. 1034. 2. «Сцепление» внешнего и внутреннего мира ………………………………… 112§ 5. Традиционные «носители испытанных эмоций» и индивидуальные формылиризма …………………………………………………………………...………… 1165.

1. Античная поэзия ……………………………………………………………… 1195. 2. Европейская и русская литература XVII–XX веков ………………….…….. 128§ 6. Типы лиризма ………………………………………………………………….. 1406. 1. Женский / мужской …………………………………………………...……… 1406. 2. Музыкальный / изобразительный ……………………………………..……...

1493Выводы к главе …………………………………………………………………….. 155Глава 2. «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец» И. Анненского: лиризммысли ………………………………………………………………………………. 160§ 1. «Логически-непримиримое соединение» вещей и идей в «Тихих песнях»(1904) …………………………………………………………………………...…… 172§ 2. Истоки трагедии современного «ума и идеала» и попытка ее преодоления в«Кипарисовом ларце» (1910) ……………………………………………………… 1892. 1.

Вопрос о структуре книги стихов и отдельных циклов ………………….... 1892. 2. «Символизм сознания» и философские взгляды Л.М Лопатина ………..…. 1992. 3. Отражение настроений «поколений и масс» людей в «Трилистниках» ..... 2052. 3. 1. Драматическое переживание внешнего «вещества» жизни: борьба сприродой и рождение человеческого сознания ……………...…………………… 2092.3.2.Творческоепреображениематериального мира: «переживаниепереживания» ……………………………………………………………………… 2452. 3. 3.

Трагизм самосознания: отпадение «я» от мира вещей и людей .………. 2862. 4. Содержание сознания художника в «Складнях»: «вечно сменяющиесявзаимоположения» «я» и «не-я» ……………………………………………..…… 3162. 5. На границе «понимания» и «ощущения» («Разметанные листы») ……….. 345Выводы к главе …………………………………………………………………….. 365Глава 3. Поэзия А. Ахматовой 1910–20-х годов: лиризм чувства ……….…. 373§ 1.

«Маскировка» лирического переживания в поэзии 1909–1914 годов .……. 3841. 1. «Женщина из народа» и мифопоэтические образы-«маски» ………...…… 3851. 2. Мужская «маска» …………………………………………………………..… 3931. 3. Литературные «маски» ………………………………………..…………….. 4011. 4. Изображение «сверх-я» женщины-поэта: образ лирического двойника .... 404§ 2. Самонаблюдение в пространстве ………………………………….…………. 4132. 1.

Дом …………………………………………………………………..………… 4152. 2. Пригород и деревня …………………………………………………………… 42342. 3. Царское Село ………………………………………………………………….. 4282. 4. Город ………………………………………………………………...………… 431§ 3. Лирическое перемещение ………………………………………………….…. 440§ 4. Самостроение во времени ………………………………………………..…… 4614. 1.

Переключение и наложение времен …………………………………………. 4614. 2. Мифопоэтический хронотоп …………………………………...…………… 4694. 3. Онейрический хронотоп ……………………………………………………… 474§ 5. Формы лирического контакта с историческим временем …...…..………..... 4895. 1. Хождение и остановка во времени………………………………...………… 4905. 2. Ощущение течения времени …………………………………….…………… 4975. 3.

Полет за пределы времени …………………………………………………… 502§ 6. Пафос самоутверждения лирической героини: трагизм и героика …….….. 5086. 1. Диалог ……………………………………………………………………...….. 5106. 2. Монолог и голос хора …………………………………………………………. 515Выводы к главе …………………………………………………………..………… 533Заключение …………………………………………………...……..…………….. 541Литература …………………………………….…..………………………………. 5495ВВЕДЕНИЕАКТУАЛЬНОСТЬТЕМЫпредпринятогонамидиссертационногоисследования связана с необходимостью теоретического и практическогоисследования лиризма в поэзии и, в частности, в лирическом произведении.Лиризм в лирике (в отличие от того же явления в эпосе или драме) еще не сталпредметом серьезного научного анализа.

До сих пор в литературоведенииотсутствует удовлетворительное определение лиризма, а между тем суждениясамихпоэтов,критиков,представителейразличныхгуманитарныхнаукуказывают на то, что исследуемый нами феномен имеет сложную эстетическуюприроду, связанную с взаимодействием следующих сфер и категорий: «жизни» и«сознания», коллективного и индивидуального, формы и содержания. Смысллиризма не тождествен ни теме, ни образу, ни предикативности мотива, а посвоему строю лирическое начало в художественном произведении не может бытьсведено к системе художественных приемов, работающих на материалеотдельного стихотворения или цикла.В литературоведении ХХ–ХХI веков подход к поставленной нами проблемеспециалистами вырабатывается прежде всего с двух позиций: во-первых,осмысляетсялиризмвэпическомидраматическомпроизведенияхуДостоевского, Короленко, Чехова, Бунина, Зайцева, Солоухина и др., при этомисследуется тенденция литературного синтетизма, традиции и новаторстваконкретных художников (И.Л.

Альми, М.П. Князева, В.М. Маркович, Н.К.Пиксанов, Л.А. Колобаева); во-вторых, лирическое начало собственно в лирикеосваивается по принципу косвенного подхода к явлению, а именно: сопрягается сзакономерностями развития литературного процесса, отношения поэтов к слову, свопросами об отражении в лирике общественно-исторических парадигм,доминант мировоззрения автора и фактов его биографии (Вяч.

Иванов, О.М.Фрейденберг, Г.Д. Гачев, Л.Я. Гинзбург, Б.О. Корман, Г.Н. Поспелов, В.А.Грехнев).6При всем понимании «пограничности» литературного феномена лиризма,нераздельностиинеслиянностивнемправдыжизниавтораиегопрофессионального мастерства, недостаточно изучен вопрос о связи лиризма скатегорией человеческого переживания и с проблемой сознания, вызывающих всебольший интерес среди психологов и философов.

В этом плане неслучаенвыбранный объект исследования – привлекший наше внимание литературныйматериал. Символизм стал направлением, значительно изменившим лирическийнастрой авторов и восприятие читателей начала ХХ века, открывшим сферуэмоциональности сознания, сблизившим лиризм с эпическим переживанием идраматизмом.Анненский,втворчествекоторогомыобнаруживаеминтеллектуальные формы лиризма, обратился не только к литературной традиции,но и к научным филологическим, психологическим, философским трудам своихсовременников.Ахматовапо-своему«преодолела»кризисличности,переживающей неразрешимую трагедию самосознания, и развила принцип«косвенной» эмоциональности субъекта посредством изображения внешнейпредметности. Сравнительно-типологический анализ творчества художников,живущих в одну эпоху, но принадлежащих разным литературным направлениям,открывает новые возможности для конкретно-эстетического рассмотрения ихтворческих индивидуальностей и для общетеоретического познания объективныхфакторов литературного процесса.ОБЪЕКТОМ исследования является лирика Анненского и Ахматовой.

Дляанализа материала выбран диахронический подход к творчеству художников,дающий возможность выявить основные направления эволюции их лирическихсистем. В центре внимания оказываются книги стихов «Тихие песни» и«Кипарисовыйларец»Анненского,тогдакаклирическиепроизведенияАхматовой 1910–20-х годов изучаются в аспекте мотивно-образной организации,с учетом композиционного положения стихотворений в циклах.ПРЕДМЕТОМ осмысления становится лиризм как литературоведческоепонятие, своеобразие его выражения в отечественной поэзии начала ХХ века. Вдиссертации исследуется смысл и строй лиризма в поэзии представителей7различныхлитературныхнаправленийСеребряноговека,по-своему«преодолевающих» символизм. В работе рассматривается также связь лиризма стакими художественными феноменами, как трагизм, драматизм, ирония игероика,егозависимостьотиндивидуальногомироощущенияимировоззренческих установок поэта, отчасти – от его гендерной принадлежности.ЦЕЛЬ исследования – осмысление теоретических аспектов лиризма какхудожественного феномена, попытка выработать методологические подходы кпрактическому анализу явления на литературном материале и, соответственно,постижение смысла и строя лирических произведений Анненского и Ахматовой.В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:1) определить пути изучения художественного феномена в лирикепосредством привлечения суждений самих поэтов и литературных критиков,такжеработпсихологовифилософов,посвященных вопросу природычеловеческого сознания и переживания;2) представить теоретические и практические подходы к проблеме лиризмав филологии; обозначить принципы литературоведческого анализа лиризма впоэзии;3) исследовать динамику лиризма мысли в книгах «Тихие песни» и«Кипарисовый ларец» Анненского;4) выявить и описать формы лиризма чувства в поэзии Ахматовой 1910–20х годов.МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯВ основу работы были положены классические труды русских изарубежных ученых: во-первых, исследования по проблемам лирики и поэтикилирического произведения (Л.Я.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее