Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 4

PDF-файл Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 4 Филология (29643): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма) - PDF, страница 4 (29643) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма". PDF-файл из архива "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Анненский и А. Потебня (Квопросу об источнике концепции внутренней формы в «Книгах отражений» И.Анненского)», 1983; «И.Ф. Анненский и А.Н. Веселовский (трансформацияметодологических принципов акад. Веселовского в «Книгах отражений»Анненского)», 1986) [Пономарева Г.М. 1983; Пономарева Г.М. 1986 (а)].Анненсковедение – достаточно развившееся направление исследований вфилологии, имеющее свою историю. Итоговой для первого периода изучениятворчества Анненского в отечественной критике и литературоведении можноназвать статью начала 1920-х годов, автором которой стал Б.

Ларин («ОКипарисовом Ларце», 1923) [Ларин Б. 1923]. К 30-летию со дня смерти поэтабыла написана небольшая работа Б.П. Яблонко [Яблонко Б.П. 1940], спустя почтидесять лет вышла публикация В. Александрова [Александров В. 1939]. Второйэтап осмысления наследия Анненского начинается во второй половине ХХ века.Основные аспекты изучения его поэзии были обозначены А.В. Федоровым,представившим лирическое творчество модерниста в контексте биографии,критической прозы и драматургии («Поэтическое творчество И. Анненского»,181959; «Иннокентий Анненский: Личность и творчество», 1984) [Федоров А.В.1959; Федоров А.В.

1984], и Л.Я. Гинзбург (глава «Вещный мир» в книге «Олирике», 1964). Важные обобщения были также сделаны в работе К.М. Черного(«Поэзия Иннокентия Анненского», 1973) [Черный К.М. 1973]. Так, Гинзбургнастаивает на том, что «Анненский – поэт интеллектуальных структур и точнозафиксированных явлений», для лиризма которого особое значение имеет «связьмежду психологическими процессами и явлениями внешнего мира» [ГинзбургЛ.Я. 1964; с. 343, 333].

Идея эта также была проведена в работах С. Карлинского(«Вещественность Анненского», 1966), И.Б. Роднянской («Лирический образвещи в русской поэзии начала ХХ века», 1986), Л.Г. Кихней и Н.Н. Ткачевой(«Иннокентий Анненский. Вещество существования и образ переживания», 1999)[Карлинский С. 1966; Роднянская И.В. 1986; Кихней Л.Г., Ткачева Н.Н. 1999].К сожалению, изучение поэзии Анненского в контексте эстетическихнаправлений и течений начала ХХ века во второй половине прошлого – началетекущего столетия, на наш взгляд, не принесло, ожидаемого результата.Актуальным остается мнение критика А.

Булдеева, высказанное сто лет назад:«Анненского пытались определить то как поэта-импрессиониста (Брюсов), то как«поэта будничных слов» (Волошин), то как «представителя ассоциативногосимволизма» (Вяч. Иванов), то, наконец, как «траурного эстета» (Чулков), но он,подобно Гамлету, остался неуловимым, благополучно ускользнувшим из рук егокритиков» [Булдеев А. 1912; с.

195–196]. Литературоведы, с некоторымиоговорками, относят Анненского к символизму (Л.Я. Гинзбург, А.В. Федоров, З.Г.Минц, Е.П. Беренштейн) [Гинзбург Л.Я. 1964; Федоров А.В. 1984; Минц З.Г.2004; Беренштейн Е.П. 1992], импрессионизму (В. Брюсов, И.В. Корецкая, Л.Силард) [Брюсов В. 1975; Корецкая И.В. 1975; Силард Л. 1983], экзистенциализму(Р. Спивак) [Спивак Р. 2009], считают его идейным вдохновителем молодыхпоэтов Серебряного века (J.G. Tucker, Л.Г. Кихней) [Tucker J.G. 1986; Кихней Л.Г.2009].ПризнаваявысокуюстепеньоригинальностииширотыталантаАнненского, в вопросе близости поэта тому или иному литературномунаправлению начала ХХ века мы солидаризируемся с позицией исследователей,19считающих, что «художественная система, которую создал Анненский <…> вкаких-то аспектах соответствовала символистской парадигме, а в каких-то –акмеистической» [Кихней Л.Г., Ткачева Н.Н.

1999; с. 6].Важнейший вопрос, проливающий свет на смысл интеллектуальноголиризма Анненского, заключается в следующем: каково влияние античности,западной и восточной философских традиций на его поэзию? Так, проблемеотражения античного наследия (древнегреческая философия, Гомер, Еврипид иантичные трагики) в творчестве Анненского посвящены статьи Г.М. Пономаревой(«Ин.

Анненский и Платон (трансформация платоновских идей в «Книгеотражений» И.Ф. Анненского)», 1987) и А.Е. Аникина («Философия Анаксагора в«зеркале» творчества Анненского», 1992) [Пономарева Г.М. 1987; Аникин А.Е.2011; с. 242–251], диссертационные работы Г.Н. Шелогуровой («Идейноэстетические функции мифа в драматургии И. Анненского», 1988) и К.В.Булавкина («Лирика И.

Анненского и античное наследие», 2003) [ШелогуроваГ.Н. 1988; Булавкин К.В. 2003]. По мнению К.В. Булавкина, была «необычнойсама форма его обращения к античности. Античная рецепция в лирикеАнненского, в отличие от его драматургии, носит скрытый, завуалированныйхарактер, она не бросается в глаза так, как, например, у Брюсова или Вяч.Иванова, и в этом заключается существенная разница подходов Анненского и егосовременников к использованию античных мотивов в своем творчестве»[Булавкин К.В.

2003; с. 6–7]. Добавим, что поэт растворил античность впереживании лирического «я», для сферы сознания которого она сталаосновополагающей. О. Мандельштам в 1922 году назвал «урок творчестваАнненского для русской поэзии» «внутренним эллинизмом», «домашнимэллинизмом» и пояснил: «Эллинизм – это система в бергсоновском смысле слова,которую человек развертывает вокруг себя как веер явлений, освобожденных отвременной зависимости, соподчиненных внутренней связи через человеческое я»[Мандельштам О.Э.

1922; с. 10].Философско-эстетические взгляды Анненского подробно анализируются вработах современных литературоведов: Г.М. Пономаревой («Философско-20эстетические взгляды Иннокентия Анненского», 1986) [Пономарева Г.М. 1986(b)]; Г.В. Петровой («Лирика И.Ф. Анненского в контексте философских иэстетических идей конца ХIХ – начала ХХ века: Проблемы творческой личности»,1997) [Петрова Г.В.

1997]; А.В. Черкасовой («Литературная критика И.Ф.Анненского: проблема смыслового и эстетического единства», 2002) [ЧеркасоваА.В. 2002]; Т.Н. Бурдиной («Философско-эстетические воззрения ИннокентияАнненского», 2005) [Бурдина Т.Н. 2005].Концепцию «героя времени» в «Книгах отражений», формировавшуюся подвлияниемкультурных «кодов» различных эпох и философскихсистем(античность, Ницше), в творчестве Анненского исследует А.В. Курганов(«Антропология русского модернизма (на материале творчества Л. Андреева, И.Анненского, Н. Гумилева)», 2003) [Курганов А.В. 2003; с.

97–126]. Он приходит квыводу о «видимой противоречивости взглядов Анненского»: «С одной стороны,Анненский обрисовывает тип человека с ослабленной волей к жизни,отъединенного от мира (абсолютное одиночество), замкнутого в сфере своеймысли, с другой – намечает пути выхода из этого состояния, обозначаетвнутреннюю тенденцию «героя времени» к самопреодолению (через страдание,творчество)» [Курганов А.В. 2003; с. 126]. По мнению А. Пурина, лирикаАнненского дает понять, что ее автор «загипнотизирован проблемами философииипсихологии–видимостииналичности,слитностиираздельности,множественности и единственности» [Пурин А.

1996; с. 120].О «восточной» теме в творчестве Анненского исследователи писали до сихпор достаточно фрагментарно (Вяч. Вс. Иванов «Темы и стили Востока в поэзииЗапада», 1985; О.Ю. Астахов «Особенности структуры импрессионистическойсимволики в японской и русской поэзии на примере творчества И. Анненского»,1997) [Иванов Вяч. Вс. 1985; Астахов О.Ю. 1997]. Одним из первых в 1910-е годыее отметил В. Чудовский.

Собственно, критик говорил не столько о теме, сколькооб особом лиризме поэта, о его «манере» «синтетического восприятия» мира,которая была унаследована акмеисткой Ахматовой (статья является рецензией накнигу стихов «Вечер»). Некоторые замечания критика вызывают интерес и21сегодня: «Когда, полвека с небольшим назад, люди пришли к трагическойневозможности дальше выявлять реальный мир во всем бесконечном осложнениимелочей и подробностей, и казалось, что красота зашла в тупик <…>подвернулось японское искусство с достигнутым умением дать целый пейзаж вдвух-трех линиях. <…> В русскую поэзию эта «манера» введена в окончательномвиде Иннокентием Анненским. <…> Японское искусство, благодаря победностисвоего мастерства, уверенной виртуозности своей, может показаться чем-тоособенно радостным.

Быть может, это так у желтолицых. Но для нас, европейцев,в бездонной сокровищнице неумирающих печалей, оно становится глубокотрагичным» [Чудовский В. 1912; с. 45, 46].Т.Н. Бурдина, предпринявшая попытку целостного анализа философскоэстетических воззрений Анненского, пришла к выводу о том, чтоон«единственный последовательный русский фихтеанец, и это прослеживается накаждом шагу: в его понимании значения искусства («духа» художественногопроизведения) в воспитании нравственности, в выдвижении принципа активногоотражения, основывающегося на учении Фихте об активном деятельном субъектеи т.

д.» [Бурдина Т.Н. 2005; с. 126]. Анненский интересовался и современной емуфилософией. В 1909 году К. Эрберг отметил родство в основах трагическогомироощущения Анненского и Л. Шестова («О воздушных мостах критики»)[Эрберг К. 1909; с. 62], почти через сто лет после этого исследователь Г.В.Петрова обратила внимание на то, что поэту была близка система взглядовотечественного философа и психолога Л.М. Лопатина [Петрова Г.В. 2002; с. 26,72]. Также ведется исследование проблемы восприятия Анненским взглядов Ф.Ницше (Г.

Петрова «И.Ф. Анненский: «проблема Ницше», 2009; О.Д. Филатова«Иннокентий Анненский и Фридрих Ницше: к вопросу влияния», 2010; Л.А.Колобаева «По ту сторону Страха и Жалости». И. Анненский и Ф. Ницше», 2013)[Петрова Г. 2009; Филатова О.Д. 2010; Колобаева Л.А. 2013].Уже современники Анненского связали проблему лирического переживаниясавторскойэмоциональностью.В1914годуГ.Чулковотмечал:«Противоречивость психологическая не есть еще та антиномичность, которая22заключается во всякой истине религиозного или символического порядка.Анненский не смог, как художник, выйти из пределов драматическогомироотношения в сферу мироотношения трагического» [Чулков Г. 1998; с.

417].Думается, что трагизм Анненского, замеченный М. Волошиным («И.Ф.Анненский – лирик», 1910), А. Гизетти («Поэт мировой дисгармонии (Ин. Фед.Анненский)», 1923) и В. Ходасевичем («Об Анненском (К двадцатипятилетию содня кончины)», 1935) [Волошин М.А. 1910; Гизетти А. 1923; Ходасевич В. 1991],не сознавался еще критиками как явление чисто эстетическое, анализировался вслишком тесном соприкосновении с личностью поэта.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
432
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее