Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 12

PDF-файл Диссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма), страница 12 Филология (29643): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма) - PDF, страница 12 (29643) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма". PDF-файл из архива "Поэзия И. Анненского и А. Ахматовой - формы лиризма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

1979; с. 107].ОсмысляющийжизненныеистокифилософскогосимволизмаП.А.Флоренского исследователь С.С. Хоружий писал, комментируя формулу Б.Пастернака («понимание жизни как жизни поэта» из «Охранной грамоты»): «<…>57жизнь и творчество как два слагаемых биографии отнюдь не мыслятсянезависимыми сферами, но интенсивно взаимодействуют между собой. Ониобращены навстречу друг другу, друг в друге отражаясь и раскрываясь: жизнь иличность превращают себя в материал творчества, в эстетический илифилософский предмет, а творчество, в свою очередь, посвящает себя духовнойпроработке этого экзистенциального материала.

В этом своем взаимодействииони соединяются в нерасторжимое двуединство, которое естественно называтьжизнетворчеством». Философ считает, что «понять жизнь, которая протекает какжизнетворчество, означает найти ее персональную мифологему» [Хоружий С.С.1995; с. 53–54]. Можно сказать, что лиризм – это завершение в творчествеинтимного авторского переживания и эстетическое осуществление ценностныхустановоксознаниясообщающегосястворца,темикакими-тонеистребимымисвоимивструктурамичеловечествеактивноэмоционально-мировоззренческими импульсами, которые отливаются в культуре в мифологемы,образы мировых событий, архетипы. И вполне допустимо, что некоторые из нихспособны стать опорными для творчества поэта.

Это положение лирика между«я» и «не я», по нашему мнению, существенно корректирует точку зренияисследователей, высказывающихся за «непосредственное выражение поэтоммыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни» [Абрамович Г.Л.1975; с. 214].В свою очередь Вяч. Иванов утверждает, что лиризм является естественнымтворческим проявлением душевной организации поэтов особого склада. Этот«склад» души формируется не на биографическом уровне, а где-то в глубинеличноститворца,междуегоспособностьюмыслитьичувствовать,самопроизвольностью и самоконтролем реальных душевных переживаний. Изопубликованного варианта доклада «О лиризме Бальмонта» (1912) следует, чтопонятие «лиризм» принимается поэтом и исследователем как один из «методовмировосприятия», «психологий души».

Лирики делятся на тех, «лиризм которыхне поглощает, однако, всех сил их души, не исчерпывает всего их сознания, всейтворческой воли» (речь идет о Данте, Гете и Пушкине), и на «обреченных», то58есть «лириков всегда и во всем, в слове и жизни равно». Лирическая «манера» дляпоследних–это«естественная,органическаяформа,непосредственноевыражение их своеприродного существа, непреднамеренное, самопроизвольноеначертание внутреннего принципа, определяющего возникновение и рост иххудожественной личности». Истинные лирики, по мнению Вяч. Иванова,«обречены говорить только о себе, и когда думают, что говорят о вещах, каковыони суть, сами обманываются, но нас не обманывают, потому что без труда мызамечаем, что они продолжают раскрывать перед нами, под образами вещейвнешних, свой собственный внутренний образ»; в их творчестве «преобладаетэлемент личный».

Лирик описывает различное взаимодействие собственной душии мира, но конфликтность и напряженность переживания не влияет на главныйпринцип художника – «бесконечные утверждения – да, только утверждения! –бытия во всех его мимолетных искрах и радугах. И каждое из мириад этих «да» –воде и огню, ночи и дню, тишине и громам, высоте и глубине, подвигу ипреступлению, любви и вражде, Богу и дьяволу <…>». «Лирическая личность»естественно трагична, потому что «истинное лирическое благозвучие естьпронзительный стон болящей груди, знобимой священным недугом», а«почерпнутые из своего внутреннего закона утверждения» – это «утвержденияобщих истин» [Иванов Вяч. 1912; с. 36–40].Типология лирического сознания также была определена М.И.

Цветаевой встатье «Поэты с историей и поэты без истории» (1933). Она пишет, что «поэты систорией»,«поэтысразвитием»осуществляютсвоимтворчеством«поступательный закон самооткрывания», которое «есть самопознание черезмир». «Поэтам без истории» «<…> не нужно ничего узнавать, усваивать,постигать – они уже все знают отродясь. Они ни о чем не спрашивают – онитолько являют очевидность, опыт для них ничто… Ибо они пришли в мир неузнавать, а сказать» [Цветаева М.И. 1991; с. 104].Художники, опираясь на индивидуальный опыт переживания жизненныхсобытий, эстетические формы представления мыслей и чувств (пафос), традициюжанраислова,воплощаютвпроизведениисинтезыэмоциональной,59интеллектуальнойиволевойсоставляющихмироощущениясубъекта–результатом становится приобщение читателя к событию духовного очищения ипрозрения лирического «я».

С позиции поэта этот процесс действительно можнопредставить как превращение бессознательного («знают отродясь») в сознание(«очевидность»), и путем такого претворения читатель переводится в состояниенового, сознательного опыта, психология для него оборачивается онтологией.«Первооснова» лиризма оказывается разложимой на психологическизначимые компоненты, среди которых может быть определен ведущий.

Думаетсяпри этом, что не случайно лиризм называют «эмоциональным тоном»произведения – эмоции в нем являются сущностной основой художественногопереживания. Отметим также, что в эпоху реализма по-новому востребованнымиоказываются интеллектуальные и волевые порывы автора и созданного им героя.Содержание лиризма обогащается, когда в XIX веке поэты ставят перед собойзадачу соединить изучение социальных условий жизни с их критикой.

Б.О.Корман в исследовании «Многоголосье в лирике Н.А. Некрасова» (1958)справедливо отмечает: «Для того, чтобы социальная тема могла свободно войти влирику, должно было расшириться и обогатиться «лирическое сознание»,измениться само понятие «лиризма»; должна была перестроиться система жанрови стилистика лирической поэзии» [Корман Б.О. 2006; с. 7]. По мнению ученого, вотечественной поэзии существенную роль в расширении лирического мира авторасыграли Пушкин, Лермонтов, Некрасов.Постепенно постигая свое «я» в психологических нюансах и едва уловимыхоттенкахощущений,поэтыищутспособыкорреляцииличностногоиколлективного за пределами собственно литературных возможностей (жанр,стиль, риторика). Лирическое переживание, каким бы индивидуализированнымоно ни казалось, может быть «свернуто» до утверждения общезначимой ценностии развернуто в ряд повторяющихся из века в век образов и мотивов,традиционных форм и приемов, образующих самое здание лирики, находящейся вглубинном сопряжении с человеческим опытом веры и познания жизни.

Каксправедливо заметила Л.Я. Гинзбург, «лирика по самой своей сути – это прежде60всего разговор об основных человеческих ценностях» [Гинзбург Л.Я. 1982; с. 17];«лирика – род литературы в особенности устремленный к общему»; «лирическаяпоэзия – далеко не всегда непосредственный разговор поэта о себе и своихчувствах, но это раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта квещам, оценка» [Гинзбург Л.Я. 1964; с. 5]. Б.О. Корман пишет о лиризме как об«основномэмоциональномтоне»,неограниченноминдивидуальнымпереживанием автора: «Благодаря единству мировоззрения у людей есть нечтообщее в содержании чувств и в самом способе чувствовать: радоваться,негодовать,иронизировать,восхищаться.<…>Разумеется,реакцииэтиварьируются, и все же они необыкновенно близки, гораздо более близки междусобой, чем это можно было бы предположить, судя по разнообразиюиндивидуальностей.

Если эпос передает это общее через особенное, что иприводит к созданию множества индивидуальных образов-характеров, то лирикавоспроизводитприроднымиэтообщеесклонностями,вотвлеченииспецифическимотособенного,опытомит.определяемогоп.Основнойэмоциональный тон представляет собой определяемый мировоззрением законэмоциональных реакций, лирическое самосознание самых различных людей»[Корман Б.О.

2006; с. 96].Итак, лиризм является феноменом искусства вообще, особенно тех еговидов, в которых субъективность становится инструментом познания мира.Поэтами и исследователями лиризм рассматривается либо как отражение втворчестве «психологии души» (Вяч. Иванов), «человеческого лица» (Ю.Тынянов) конкретного автора, либо как «бессодержательный» смысл лирическогопроизведения как такового. Во втором случае семантическими «параметрами»лиризма можно считать, во-первых, единство воспринимающего мир сознания имножества сознаний в мире, влияющее на исповедальность произведения иутверждение в нем высоких духовных ценностей (общечеловеческих инациональных); во-вторых, в психологическом аспекте сложные формы лиризма вХХ веке не просто ориентируются на поэзию чувства или мысли, они отражаютпредставления поэтов о структуре и функционировании человеческого сознания.611.

2. Обнаружение переживания: расширение контекста произведения иосуществление лиризма в отдельном стихотворенииДиалектика «частного» и «общего», лежащая в основе переживания иформирующая облик субъекта, влияет и на тенденцию расширения контекстапроизведения в лирической поэзии (с помощью создания книги стихов илиобъединения их в циклы). А.

Белый называл то, что мы подразумеваем подлиризмом, «зерном», «ядром» произведения поэта, «необщим выражением» ЛикаМузы его», он писал в предисловии к одному из своих сборников («Вместопредисловия», 1922): «Кроме формальных достоинств каждого из стихотворений,есть нечто, не поддающееся оценке; каждое произведение имеет свое «зерно», непрорастаемое сразу в душу читателя» [Белый А. 1994 (а); с. 480–481]. Поэтсчитает, что «ядро» уловимо только на основании цикла стихов одного и того жеавтора и оно не имеет прямой зависимости от качества «технического»исполнения стиха: «Поэт может и сознавать, и не сознавать целое своей поэмы; новсе же должны мы сказать, что у него более данных знать действительную,нехронологическую последовательность тем его целого; и отношение поэта ксвоим лирическим отрывкам совершенно иное, нежели у формального аналитикаего стихов.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5250
Авторов
на СтудИзбе
422
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее