Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса

Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса, страница 10

PDF-файл Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса, страница 10 Филология (21295): Диссертация - Аспирантура и докторантураЭготекст в творчестве Гюнтера Грасса: Филология - PDF, страница 10 (21295) - СтудИзба2018-02-16СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Этим автобиографии существенно отличаютсяот таких самосвидетельств, как, например, дневники, мемуары, путевыезаметки или письма. В противоположность автобиографии в иныхсамосвидетельствах зачастую повествуется только о личном опыте или осопряженных мыслях по определенным проблемам с редкими ссылками нажизнь автора.Эта классификация самосвидетельств, составленная историком длянужд исторической науки, не учитывает, на наш взгляд, ряд существенныхнюансов.

Например, автобиография, как и бытовой дневник, можетпредставлять собой и эгоцентрический текст в случае, если авторанализирует свою духовную жизнь, и текст, который наряду с описаниемсобственного «я» включает в себя развернутые воспоминания о событиях,произошедших в прошлом, о людях, с которыми создатель автобиографиивстречался, дружил и т.п. На этом основании автобиографии и бытовыедневники можно отнести и к первой, и ко второй группе.Если для Б. фон Крузенштерн основанием для классификацииэгодокументов стал способ отражения действительности, то М.Ю. Михеевставит во главу угла критерий первичности/вторичности документа.Определяя значение дневниковых текстов в творчестве их создателя,М.Ю. Михеев отмечает, что «дневник по отношению к мемуарам выступает втакой же роли, как внутренняя речь по отношению к речи произносимой»91,91Михеев М. Дневник как эго-текст: Россия XIX – XX – эго-текст, или пред-текст. URL.41то есть является текстом неокончательным, черновым, к которому автор ещепредполагает вернуться, чтобы его переписать или дополнить.

Такие текстыон предлагает называть пра-текстами, или перво-текстами. Таким образом,М.Ю. Михеев рассматривает мемуары как жанр вторичный по отношению кдневниковой прозе. Автобиографическую прозу он оставляет в рамках пратекста, хотя и оговаривается, что она рассчитана на какой-то, пусть не доконца определенный, но круг адресатов, кроме собственно авторского «я»92.Польский литературовед Людмила Луцевич (Ludmiła Łucewicz)предлагает рассматривать дневниковую, эпистолярную прозу как своего родафактический материал для мемуаров, которые в свою очередь «являютсявариантомавтобиографическойлитературы,соотносящейсясдокументальной»93.Подытоживая мнения исследователей, отметим, что действительномежду дневниковыми, эпистолярными и мемуарно-автобиографическимитекстами существуют значительные различия.

В связи с этим актуальнымпредставляется вопрос об определении места мемуарно-автобиографическойпрозы в группе эгодокументов.Прежде всего от других эгодокументов ее отличает цель написания.Если дневники (модель «я для себя») и письма (модель «я о себе» приналичииконкретногоадресата)изначальнонепредназначеныдляпубликации, то создатели мемуарно-автобиографической прозы, наоборот,ставят перед собой цель объяснить потенциальному читателю (отсутствиеконкретного адресата) свой жизненный путь (модель «я о себе» в различныхжанровых формах автобиографии), рассказать о наиболее значимых, с точкизрения автора текста, событиях, в которых он принимал участие илисвидетелем которых он был, о людях, которые оказали влияние на его жизнь(модели «я и мир», «я в мире» в мемуарах).Мемуарно-автобиографическая проза вторична по отношению к92Михеев М.

Дневник как эго-текст: Россия XIX – XX – эго-текст, или пред-текст. URL.Łucewicz L. Эго мемуарного текста // Academic Electronic Journal in Slavic Studies. URL:http://www.utoronto.ca/tsq/28/lucewicz28.shtml (дата обращения: 21.04.2013).9342дневниковой и эпистолярной: автобиографии и мемуары – это «уже почтивсегда литература, предполагающая читателей в будущем или в настоящем,своего рода сюжетное построение образа действительности и образачеловека; тогда как письма или дневники закрепляют еще не предрешенныйпроцесс жизни с еще неизвестной развязкой»94.Важнейшей характеристикой мемуарно-автобиографической прозы, вотличие от писем и дневников, является также ретроспективностьповествования, поскольку в ее основе лежат воспоминания, то естьвоспроизведение пишущим сохранившихся в памяти представлений, мыслей,чувств. Всякая память прошлого, по М.М.

Бахтину, немного эстетизированаи «видит жизнь и ее содержание формально иначе»95. Именно это являетсяпричиной различий в способе интерпретации внутренней жизни. Только вмемуарно-автобиографической прозе она охватывает различные ее периодыи производится с позиции отнесенного во времени «я». Следовательно, истепеньдостоверностидневниковойиэпистолярнойпрозы,еслирассматривать эту группу текстов в аспекте отражения пишущим реальныхфактов и событий, гораздо выше, чем в мемуарно-автобиографической прозе,хотя бы потому, что дневники и письма современны соответствующимсобытиям и у пишущего дневник или письмо нет субъективного желаниясделать свою жизнь целенаправленнее и ярче путем ее «домысливания». Ктому же автор в ней, как правило, тождествен повествователю, в то время какдля мемуарно-автобиографической прозы характерна близость, но нетождественность автора и героя.Несмотря на названные различия, у всех упомянутых выше текстовесть и общие черты:– во-первых, на первый план в них выходит реальная личность автора, еговзгляд на себя и на мир сквозь призму его индивидуально-личностныхпереживаний.

Отсюда проистекает свойственная для этих текстов рефлексия,9495Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. С. 10.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 95, 133.43направленная на осмысление своих собственных действий, раскрывающаяспецифику духовного мира человека на основе самопознания.– во-вторых, все самосвидетельства на эмпирическом уровне в той или инойстепени документальны, поскольку в их основе – события, произошедшие вжизни конкретного человека, а на стадии осмысления эмпирического опыта –субъективны, так как их описание и оценка производится с точки зрения ихсоздателя.На основании этих общих признаков все названные тексты, думается,должны быть объединены в одну группу. Для их обозначения предлагаетсяиспользоватьтермин«самосвидетельство»,предложенныйБ.фонКрузенштерн, поскольку термин «litterature intime» Ф.

Лежѐна в переводе нарусский – «литература личного характера» – слишком громоздок и неудобендля использования. Внутри же группы самосвидетельств предлагаемвыделить две подгруппы: эготексты и эгодокументы, поскольку такиепризнаки мемуарно-автобиографической прозы, как цели написания, еевторичность,ретроспективность,степеньдостоверности,спецификаавторского «я» дают основания говорить о ней как об эготексте, в то времякак дневниковая и эпистолярная проза, с нашей точки зрения, болеесоответствует термину эгодокумент.В этой структуре эгодокумент представляет собой текст, относящийся кдокументальной литературе, основанный на рефлексивном конструированиимодели личности, в основе которого события, переживаемые пишущим внастоящем.Эгодокументхарактеризуетсяфрагментарностьюинезаконченностью в построении образа настоящего.Эготекст – это текст, находящийся на стыке документальной ихудожественной литературы, основанный на рефлексивном конструированиимодели личности, в основе которого реконструкция прошлого с учетомданных, полученных в настоящем.

Эготекст характеризуется целостностью изаконченностью в построении образа прошлого.Отметим, что предложенная классификация самосвидетельств позволяет44изучать эготексты и эгодокументы, с одной стороны, как тексты, имеющиеобщий предмет изображения (эгоконструкция), а с другой – как тексты,различающиеся по способу изображения и интерпретации внутренней жизни.Схематическиструктурусамосвидетельствможнопредставитьследующим образом:Схема № 2. Структура самосвидетельствсамосвидетельстваэготекстмемуарноавтобиографическая проза:для публикациивторичнаретроспективнаэгодокументреальнаяличностьавторадокументальность наэмпирическомуровнесубъективностьцелостнарефлексияна стыке документ.

и худ. литрыдневниковая,эпистолярнаяпроза:не для публикациипервичнанеретроспективнафрагментарнадокумент.лит-ра1.2. Содержание и границы понятия «эготекст»Систематизация текстов внутри группы самосвидетельств не снимаетвопроса, какие именно тексты, традиционно включаемые в понятиемемуарно-автобиографической прозы, относятся к эготексту.Если говорить об автобиографической прозе, то в зависимости от того,какое основание взято исследователем в качестве классификационного:«автобиографизмкакпринципсоотношенияхудожественнойивнехудожественной реальности, заключающийся в трансформации автором в45собственных текстах автобиографического жизненного материала»96, илиреференциальность, т.е. близость биографического автора, реальногочеловека, имеющего свою историю жизни, свою жизненную судьбу, к героюавтобиографии, – изменяется и диапазон текстов, включаемых в это понятие.В первом случае к автобиографическим относят художественныепроизведения как прозаические, так и поэтические, при создании которыхавторосновываетсянасобытияхизсвоейличнойжизни.Обавтобиографической основе, например, говорят применительно к роману вписьмах «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гѐте (1774), воснове которого история влюбленности писателя в Шарлотту фон Буфф;наличие автобиографического сюжета присуще «Книге песен» ГенрихаГейне (1827), которая по сути представляет собой лирический дневник, в«котором (поэт – Прим.

авт.) фиксировал желанные радости любви и долгиемучительные страдания»97, пережитые им вследствие неразделенной любви ксвое кузине Амалии Гейне. В форме путевых картин в стихах, отчастиреальных, местами вымышленных, написана им и поэма «Германия. Зимняясказка» (1844). В романе Томаса Манна «Будденброки.

История гибелиодногосемейства»(1901)также«многиереалиивзятыписателемнепосредственно из действительности, собственных воспоминаний о детскихи юношеских годах, проведенных в Любеке, рассказов родственников,семейных документов (вплоть до кухонных рецептов)»98.Список произведений, в которых использованы сведения из жизниавтора, можно продолжить, но и приведенных примеров достаточно дляпонимания того, что простых совпадений фактов жизни героя и авторанедостаточно, чтобы составить представление о реальной его личности,поскольку для художественного творчества характерно такое явление, какпреломление биографического материала. Оно может находить выражение:96Болдырева Е.М.

Автобиографический метатекст И.А. Бунина в контексте русского и западноевропейскогомодернизма: дис ... докт. филолог. н.:10.01.01. Ярославль, 2007. С. 36.97Пронин В.А. Поэзия Генриха Гейне: генезис и рецепция. С.43.98Леонова Е.А.

Немецкая литература начала ХХ века: Германия, Австрия. 1-е изд. М.: Флинта, Наука. 2010.С. 110.46– в конкретном, архитектоническом противопоставлении «я и другого»99,которое проявляется как «событие динамически живого отношения героя иавтора»100. Так, в «Страданиях юного Вертера» И.В. Гѐте, как считает КарлОтто Конради, «он сам был Вертером и в то же время не был им в каком-тоочень важном отношении: он мог быть деятельным и плодотворноактивным»101. Собственно, на это различие между героем и собой указывал иИ.В.

Гѐте, подчеркивая, что его герой, хотя человек и одаренный «чистымвосприятием и пытливым умом», но «погружен в сумасбродные мечтания,силы его подорваны философствованием, и гибнет он вследствие несчастныхстрастей, главным образом безграничной любви, толкнувшей его насамоубийство»102;– в тенденции к общезначимости, которая нашла свое отражение в романеТ.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее