Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса, страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Изучению эготекстов также посвящено, например,исследование М.Ю. Михеева «Дневник в России XIX – XX века – эго-текст,или пред-текст»85.Под понятием «эготекст» М.Ю. Михеев понимает текст, написанный с83Лежѐн Ф. От автобиографии к рассказу о себе, от университета к ассоциации любителей: история одногогуманитария // Там же. URL.84Эткинд А. «Одно время я колебался, не антихрист ли я»: субъективность, автобиография и горячая памятьреволюции // Новое литературное обозрение. 2005. № 73. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/etk2.html(дата обращения: 19.06.2013); Луцевич Л. В поисках аутентичности: международная научная конференция«Дневники, письма, записные книжки русских писателей» (Варшава, 27 – 28 апреля 2007 г.) // Новоелитературное обозрение.
2007. № 87. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2007/87/ll52-pr.html (дата обращения:19.06.2013); Литература и документ: теоретическое осмысление темы // Материалы «круглого стола» вИМЛИ им. А.М. Горького. –2008. – 27 мая. – URL: http://www.imli.ru/structure/theory/krugl_stol.php (датаобращения: 19.06.2013).85Михеев М. Дневник как эго-текст: Россия XIX – XX – эго-текст, или пред-текст. URL.36субъективной авторской точки зрения о себе самом, то есть имеющий своимобъектом обстоятельства жизни самого автора. К эготекстам он относитдневниковые тексты, включающие в себя и записные книжки (ежедневник,блокнот, альбом, черновик, записи для памяти, календарь), мемуары, письма,путевые дневники, автобиографии, исповеди, маргиналии, рабочие тетради,так называемые блоги в Интернете, конспекты, а также телефонные ирасчетные книжки и многие другие микрожанры письменности для себя86.Создается парадоксальная картина: значение термина, несмотря наотсутствие единства в терминологии – эгодокумент, самосвидетельство,литератураличногоисследователями,характера,занимающимисяэготекстэтой–понимаетсяпроблемой,всемиприблизительноодинаково.
Под эгодокументом понимают текст, в котором центральнойявляется эгоконструкция, то есть такой способ изображения своей жизнииндивидуумом, при котором представляется возможным с той или инойстепенью достоверности достичь понимания его личности: менталитета,восприятиядействительности,пережитыхэмоций,приобретенногожизненного опыта.
В то же время между исследователями эгодокументовсегодня нет единой точки зрения на то, какие именно источники подпадаютпод это понятие. В связи с этим в настоящем исследовании предлагаетсяиспользовать для включения того или иного текста в группу эгодокументовтри критерия: 1) способ изображения, при котором главенствующимстановится авторское восприятие себя, своего места в мире (близость автораи героя); 2) добровольность написания текста; 3) словесный способвыражения авторского «я», содержащий прямые высказывания личногохарактера.С точки зрения критерия добровольности написания текста внастоящем исследовании предлагается исключить из группы эгодокументовделовую документацию в широком понимании этого термина (то есть вседокументы, создающиеся по требованию государственных органов, органов86Михеев М.
Дневник как эго-текст: Россия XIX – XX – эго-текст, или пред-текст. URL.37местного самоуправления и т.п.), поскольку она в той или иной степениносит принудительный характер.С точки зрения словесного способа выражения авторского «я» –произведения материальной культуры (дворцы, усадьбы, гербы рода и т.д.) иизобразительного искусства (портрет и автопортрет), поскольку, во-первых,по мнению того же Ф. Лежѐна, это не-повествование87, а во-вторых, впроизведениях материальной культуры и изобразительного искусства преждевсего воплощена внешняя сторона эго, в то время как внутреннее эго, подкоторым в настоящем исследовании вслед за Ф.
Лежѐном понимаетсясамостоятельнаяиосознаннаяпозицияиндивида,егогражданская,политическая, моральная зрелость, его эстетическая ответственность88,остается скрытым. Думается, что несловесные формы выражения «эго»требуют в процессе изучения их в качестве эгодокументов выработки иныхподходов и иных решений.С точки зрения способа изображения авторского «я» – записные книжкив понимании М.Ю. Михеева, рабочие тетради, конспекты, записные книжки),хотя они написаны добровольно и для них характерна словесная форма. Всеназванные выше тексты не характеризуют индивидуума как такового, аскорее помогают проникнуть в творческую лабораторию автора. Впрочем,как и маргиналии, в которых «я» их создателя выражено опосредствованночерез его отношение к прочитанному.Следовательно, соответствующими одновременно трем критериямследует признать:– мемуарно-автобиографическую прозу, в которой рассказ о жизненном путиповествователя или о событиях, участником и очевидцем которых он был,становятся основой для осмысления собственного «я»;– дневниковую прозу (в традиционной и электронной форме): бытовыедневники, в которых пишущий следит за изменениями в обстоятельствах8788Lejeune P.
The autobiographical contract // Idid. P. 193.Лежѐн Ф. В защиту автобиографии: эссе разных лет // Там же. URL.38своей частной жизни, своего внутреннего мира, и путевые дневники, вкоторых анализ иоценка дорожных впечатлений, встреч в пути и т.п.становятся основой для осознания места и роли своего «я» в мире;– письма, поскольку в них, собранных в хронологически последовательности,подобно дневнику, отражается внутреннее эго адресанта.Схематическисодержаниетермина «эгодокумент»можетбытьпредставлено следующим образом:Схема № 1.
Содержание термина «эгодокумент»деловаядокументация(протоколы,отзывы и т.д.)Словеснаяпредметыматериального(гербы и т.д.) иизобразительного(автопортреты)искусстваАвторо восприятии себя,своего места в миремемуарыавтобиографииписьмадневникиэгодокументыформадобровольностьчерновики(рабочие тетради,конспекты,наброски,записные книжки)Те тексты, которые в соответствии с предложенными критериямиостались после исключения из перечня документов, написанных в силунеобходимости или принуждения, объектов материальной культуры ипроизведений изобразительного искусства, записных книжек, рабочихтетрадей,конспектовимаргиналий,фактическисоответствуют39классическому перечню эгодокументов, предложенному Ж.
Пресером и Р.Деккером. Однако даже в таком усеченном варианте входящие в группуэгодокументов тексты достаточно неоднородны по своему составу, на чтообращают внимание многие исследователи.Так, Ф. Лежѐн в «Автобиографическом пакте» с помощью формальныхоппозицийпоказывает,соднойстороны,отличиехудожественнойлитературы (автобиографический роман и поэма) и публицистики (эссе) от«литературы личного характера» (эгодокументов), а с другой – формальныеразличия внутри нее. Для него при отнесении текста к автобиографическомуважно, что индивид в нем, во-первых, включен «в данность человеческихотношений, приводит во взаимодействие внутренний суд (совесть) и судвнешний (правосудие), задушевное и социальное, опирается на понятие правды(понятие свидетельства), связывает между собой права и обязанности»89.
Наэтом основании Ф. Лежѐн противопоставляет автобиографию мемуарам(предмет повествования не только индивидуальная личность и ее история),биографии (рассказчик и герой не идентичны), автобиографическому роману(авторкакреальнаяличностьирассказчикнеидентичны),автобиографической поэме (не проза), дневнику и эссе (повествование неретроспективно)90.В отличие от Ф. Лежѐна Б.
фон Крузенштерн предпринимает попыткуне просто охарактеризовать различия, существующие внутри группыэгодокументов, но и систематизировать последние. Она выделяет четыретипасамосвидетельств.Кпервомутипуотносятсяпроизведения,представляющие собой эгоцентрическое свидетельство, в которых понятие«я» является центральным и ему посвящена большая часть содержания.
Ковторому – тексты, в которых «я» повествует не только о самом себе, но такжеи о том, чем он интересуется, занимается и с чем соприкасается. К третьему –произведения, в которых, говоря словами Б. фон Крузенштерн, на первомплане «участие мира» (Anteile von Welt), в то время как «участие «я»8990Лежѐн Ф. В защиту автобиографии: эссе разных лет // Там же. URL.Lejeune P. The autobiographical contract // Ibid. P. 193.40находится чуть позади. Четвертый тип, как считает сама автор статьи, посути дела, лишь отчасти можно рассматривать как самосвидетельство, таккак в нем эксплицитная самость не используется.
Вместо этого появляетсяэксплицитное «я», например, в виде городского летописца.Ключевым критерием для определения того, к какой группе следуетотнести самосвидетельство, является способ отражения действительностиили, как пишет Б. фон Крузенштерн, жизненный контекст (обстоятельстважизни рассказывающего о себе человека). В автобиографии, считает она, онпредставлен наиболее полно.