Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса, страница 8
Описание файла
PDF-файл из архива "Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Вследствие различных подходов к исследованию этоговида литературы (исторический, в т.ч. историко-литературный и историкокультурологический,атакжелитературоведческийисобственнолингвистический) наметилась тенденция к обновлению терминов для ееобозначения. Вместо общепринятых обозначений литературных жанров(житие, исповедь, автобиография, дневник, маргиналия, письма и т.д.) сталииспользоваться такие понятия, как «документы личного характера»,«человеческийдокумент»,«автодокументальныйтекст»,«эготекст»,«эгодокумент» и т.п.Получивший наибольшее распространение термин «эгодокумент» былвведен профессором Амстердамского университета Жаком Прессером(Jacques Presser) еще в середине 50-х гг. XX века с целью объединения в однугруппу произведений различных жанровых форм, изучением которых онзанимался (автобиографии, мемуары, бытовые дневники и письма).Дефиниция нового термина была им дана в статье «Мемуары какисторическийисточник»(«Mémoiresalsgeschiedbron»).Впонятие«эгодокумент» он включил те исторические источники, в которых«исследователь сталкивается с «я» и иногда (…) с «он» как с одновременнопишущим и присутствующим в тексте субъектом описания»74.
Позднее в74Presser J. Mémoires als geschiedbron // Winkler Prins Encyclopédie. VIII, Amsterdam, Elsevier, 1958.Цитируется по: Dekker R. M. Jacques Presser's heritage. Egodocuments in the study of history // Ibid. P. 14.32одной из своих статей Ж. Прессер предпринял попытку конкретизироватьсодержание введенного им термина, пояснив, что к эгодокументам онотносит «те документы, в которых эго нарочно или непреднамереннообнаруживает либо скрывает себя»75.Введенный Ж. Прессером термин оказался настолько удачным, чтоспустя примерно тридцать лет его начинают широко использовать запределами Нидерландов: во Франции, в Англии, Германии, Польше, Россиии т.д.Однако термин «эгодокумент», введенный Ж. Прессером прежде всегодля обоснования исторического подхода к исследованию произведений, вкоторыхнаблюдалось документальное начало,пока еще не имеетустойчивого, всеми признанного понятийного значения.В настоящее время ведутся дискуссии о критериях, в соответствии скоторыми тот или иной текст может быть отнесен к эгодокументу, осодержательном наполнении этого понятия и о соотношении достоверностии вымысла в такого рода текстах.Так, в своих трудах Рудольф Деккер, который вслед за Ж.
Прессеромпод эгодокументом понимает текст, «в котором автор пишет о его или ееделах, мыслях и чувствах»76, расширяет предложенный своим землякомперечень текстов, относящихся к эгодокументам, включая в него не толькобытовые, но и путевые дневники, а также личные заметки, ограниченные повремени и сфокусированные на особых событиях частной жизни, примечанияк генеалогическому древу, в которых большое место занимают личныенаблюдения77.Близкие по своему значению к прессеровской и деккеровскойтрактовкам термина «эгодокумент» дефиницию и перечень входящих в этугруппу документов дает английский историк и культуролог Питер Бѐрк. В75Presser J. Clio kijkt door het sleutelgat // ID., Uit het werk van J.Presser, Amsterdam, Athenaeum-Polak en VanGennep, 1969, 283–295, 286. Цитируется по: Dekker R.
M. Jacques Presser's heritage. Egodocuments in the studyof history // Ibid. P. 14.76Ibid.77Dekker R. Egodocuments in the Netherlands from the sixteenth to the nineteenth century // Ibid. P. 256.33своей статье «Представление своего «я» от Петрарки до Декарта»(Representations of the Self from Petrach to Descartes) он акцентирует вниманиена потенциальной возможности таких текстов лучше раскрыть самость(личность) его создателя78. Но в отличие от своих предшественников П.
Бѐркпричисляет к эгодокументам также произведения материальной культуры иизобразительного искусства (портреты и автопортреты), утверждая, чтоматериальная культура была и остается важнейшим средством выражениясамости, точнее его внешнего «я»79.Совсем иную трактовку понятия «эгодокумент» предлагает немецкийисторик Винфрид Шульце в своей книге «Эгодокументы. Приближение кчеловеку в истории» (Ego-Dokumente. Annäherung an den Menschen in derGeschichte), опубликованной в 1996 г. в Берлине. Он включает в группу«эгодокументов» не только самостоятельно написанные автором тексты, но иотзывы,полученные,например,врамкахадминистративногосудопроизводства, акты уголовного судопроизводства, акты взиманияналогов, личных обысков, протоколы допросов, ходатайства, завещания, атакже торговые и бухгалтерские отчеты и сопроводительные письма, вкоторых содержится личная информация.
Основанием для отнесенияназванной выше деловой документации к эгодокументам стало то, что в нихдобровольно или вынужденно отражено самовосприятие человеком своегоместа в семье, обществе, стране или представлена информация о социальномслое, к которому относится человек, о его отношении к государственныминститутам и происходящим изменениям в них или в его отношении к ним80.Толкование В. Шульце понятия «эгодокумент» было принятоисследователями критически.
Критика возникла, во-первых, из-за смешенияв его работе понятий «добровольное сообщение» и «принудительноесообщение»,что,какследствие,привелоксмешениютекстов-самосвидетельств и деловой документации. Во-вторых, потому, что78Burke P. Representations of the Self from Petrach to Descartes. P. 21.Ibid. P. 24.80Schulze W. Ego-Dokumente: Annäherung an den Menschen in der Geschichte.
S. 28.7934отнесенные В. Шульце к эгодокументам тексты, как считает Андреас Рутц(Andreas Rutz), характеризовали не столько индивидуума как такового,сколько «его взаимоотношения с окружающим его миром»81.С целью ограничить круг источников, подлежащих изучению, историкБенигна фон Крузенштерн в 1994 г. в статье «Что такое самосвидетельство?Критические замечания и соображения на примерах изучения источниковXVIIстолетия»(WassindSelbstzeugnisse?Begriffskritischeundquellenkundliche Überlegungen anhand von Beispielen aus dem 17. Jahrhunder)предложила произведения, которые «самостоятельно сочинены, как правило,самостоятельно написаны (реже – надиктованы), а также являютсярезультатом личной инициативы автора, то есть созданы «по собственномупочину» или «самостоятельно»82, выделить в отдельную группу ирассматривать их как часть эгодокументов в предложенном В.
Шульцешироком понимании значения этого термина. К таким произведениям онаотнесла тексты, которые Ж. Прессер, Р. Деккер и П. Бѐрк и считалисобственно эгодокументами и применительно к которым в немецкомлитературоведениивнастоящеевремянарядустермином«самосвидетельство» (Selbstzeugnis) используются также термины ichliteratur, sebstliteratur, self-literature.Аналогомтерминов«эгодокумент»(Нидерланды,Англия)и«самосвидетельство» (Германия) является использующийся во Франциитермин «литература личного характера» (litterature intime), введенныйфранцузским историком и социологом Филиппом Лежѐном в середине 70-хгг.
ХХ в. в процессе предпринятого им исследования автобиографического идневникового жанров. В понятие «литература личного характера» онвключает наряду с автобиографией мемуары, дневники, личные заметки,эссе, автопортреты. Основываясь на созданном им же «Автобиографическомпакте» (The autobiographical contract), в соответствии с которым «реальный81Rutz A. Ego-Dokument oder Ich-Konstruktion? Selbstzeugnisse als Quellen zur Erforschung desfrühneuzeitlichen Menschen // Zeitenblicke.
2002. №. 2. S. 4.82Krusenstern von B. Was sind Selbstzeugnisse? Begriffskritische und quellenkundliche Überlegungen anhand vonBeispielen aus dem 17. Jahrhundert. // Ibid. S. 470.35человек берет на себя обязательство правдиво и достоверно рассказать осебе»83, Ф.
Лежѐн предлагает подразделить литературные произведения на«автобиографические» и «романные». Под «автобиографическими» онпонимает те тексты, в которых автор выступает одновременно и какповествователь, и как главный герой и специфику которых определяетдоговор с читателем, подразумевающий установку на достоверность. Под«романными» – те тексты, в которых, соответственно, реальная личностьавтора не совпадает с личностью главного героя, а события повествованиявымышлены.Таким образом, если для нидерландских и английских ученых дляотнесения того или иного текста к эгодокументу достаточно того, что в немприсутствует эгоконструкция, то для части немецких исследователей неменее важно, что в основе создания этой эгоконструкции находится принципсамостоятельности и добровольности. Во Франции же основанием длявключения текста в группу эгодокументов является еще и соотношение всозданной автором эгоконструкции правды и вымысла.В российском литературоведении, в статьях, опубликованных настраницахжурнала«Новоелитературное обозрение»,вматериалах«круглого стола» на тему «Литература и документ: теоретическоеосмысление темы», наряду с термином «эгодокумент» широко используетсяи термин «эготекст»84.