Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса, страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Гинзбург, отмечая тенденцию к затушевываниюграниц между художественной и документальной литературой вследствиевзаимодействия искусства и действительности, утверждает, что это неприводит к их тождеству. «Различие между миром бывшего и миромпоэтического вымысла не стирается никогда» благодаря, по Л.Я. Гинзбург,особому качеству документальной литературы, заключающемуся «в тойустановке на подлинность, ощущение которой не покидает читателя, нокоторая далеко не всегда равна фактической точности»123. Совершенно119Pascal R. Design and Truth in Autobiography.
Р. 10–12.Ibid. P. 19.121Ibid. Р. 193.122Ibid. P. 194.123Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. С. 7.12052очевидно, что в части жанровой дифференциации и в выявлении основногожанрообразующего принципа автобиографической прозы точка зрения Л.Я.ГинзбургвомногомкорреспондируетсяспозициейЛ.Лежѐна,рассматривавшего автобиографию в рамках документального жанра сприсущей ему установкой на достоверность.С другой стороны, М.М. Бахтиным не отрицается тот факт, что формаавтобиографии служит для художественной идентификации автора, которыйв ней «наиболее близок к герою», вплоть до возможного их совпадения запределами художественного целого124.
При таком подходе литературнаяавтобиографияналитературоведенияхудожественныхсовременномэтаперассматриваетсяпроизведений,каксодержащихразвитияотечественногожанрдокументально-описаниесвоейжизни,собственной биографии, преимущественно в прозе125, цель которых«составляет изображение процесса духовно-нравственного развития автора,основанного на осмыслении прошлого с точки зрения опытного, зрелогочеловека, умудренного жизнью»126.В рамках документально-художественной литературы Н.А.
Николинана основе обобщения опыта развития мемуарно-автобиографической прозына современном этапе выделяет две ее разновидности. Первая – этоавтобиографии, не ставящие цель эстетического воздействия на читателя;они содержат подробные воспоминания о прошлом, о реалиях, связанных сним, и о лицах, с которыми встречался автор, и т.п., (автобиографии ивоспоминанияисторическихдеятелей,писателей).Вторая–беллетризированные воспоминания и автобиографии, в которых, например,даныхудожественныехарактеристикиописываемыхавторомтекстареалий127.Несмотря на то, что утверждение Н.А.
Николиной о существованииавтобиографических текстов, написанных «без установки на эстетическое124Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 131.Литературная энциклопедия терминов и понятий. Стб. 15–17.126Романова Г. Автобиографические жанры. // Литературная учеба. 2003. № 6. С.196.127Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Флинта: Наука, 2002. С. 12.12553воздействие», представляется нам достаточно спорным, если принять вовнимание тот факт, что создание автобиографии уже можно рассматриватькакакттворчества,выделенныеисследователемразновидностиавтобиографической прозы, несомненно, отражают современное состояние ееразвития.
Особенно важным представляется нам то, что Н.А. Николина всвоей классификации отразила тенденцию к сближению автобиографическойпрозы с мемуарной, на что указывала еще Г.Г. Елизаветина, считавшая, что«дать сколько-нибудь исчерпывающую характеристику любому из жанровмемуарно-автобиографическойлитературынеобыкновенносложно»128.Сложность эта проистекает вследствие характерной для двух жанровблизости предмета изображения, а также обязательного наличия в мемуарахавтобиографического компонента.Отсюда проистекают и различные точки зрения на то, в какихотношениях находятся эти две жанровые формы.
Если в российской«Литературной энциклопедии терминов и понятий» А.Н. Николюкинаавтобиография и мемуары (воспоминания) рассматриваются как отдельныеразновидности литературы129, то в немецком литературоведении получилаширокое распространение точка зрения Бернду Нойманна на то, что мемуары– это особая форма автобиографии, которая фокусируется не столько наизображении процесса внутреннего формирования, «поисках идентичности»автора, сколько на профессиональном аспекте его деятельности в зреломвозрасте, в большинстве случаев имеющей важное общественное значение.Следовательно, по Б.
Нойманну, автобиографические тексты посвященыпоиску идентичности и завершаются именно в тот момент, когда авторсчитает, что эта идентичность достигнута, в то время как «мемуары«перескакивают» через процесс становления идентичности», вследствие чеговнимание автора концентрируется на своей социальной роли130. При этом какдля автобиографии, так и для мемуаров актуальным остается вопрос о128Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западно-европейскийклассицизм. Проза.
М.: Наука, 1982. С. 237.129Литературная энциклопедия терминов и понятий. Стб. 15–18; 524–525.130Neumann B. Identität und Rollenzwang: Zur Theorie der Autobiographie. S. 25.54соотношении в них правды и вымысла.Так, Б. Нойманн утверждает, что в отличие от автобиографий, каждая изкоторых «содержит в себе долю вымысла», возникающую вследствие«творческого моделирования» реальности, что «приводит к рациональным иудачным отклонениям, позволяющим индивидууму утвердиться в своейправоте», мемуары подчиняются критерию достоверности, поскольку в нихавтор,осознаваямаксимальносвоюсоциальнуюбезошибочномуиответственность,точномуописаниюстремитсясвоейккарьеры(«Автобиография освобождает там, где мемуары обязывают»131).Диаметрально противоположную позицию в отношении установки надостоверность мемуаров занимает французский писатель и философ,профессор филологического факультета Страсбургского университета ЖоржГусдорф, утверждающий в статье «Условия существования и границыавтобиографии» (Conditions and Limits of Autobiography), что мемуарыпубличных людей, написанные из эгоистических мотивов, представляютсобой форму посмертной пропаганды, предназначенной «для потомков,которые в ином случае рискуют забыть о них или оценить их неверно.Мемуары прекрасно отмечают поразительные поступки и умения известныхлюдей, которые, такое создается впечатление, никогда не ошибаются»132.Именнонехваткаобъективностиивнутреннейсоставляющей,поЖ.
Гусдорфу, отличает мемуары от автобиографии.Таким образом, субъективная авторская точка зрения на выборматериала и его изложение в автобиографиях и мемуарах обусловливаетодинаковые механизмы функционирования в них правды и вымысла, чтосвидетельствует о сближении этих двух жанров. В результате применительнои к автобиографии, и к мемуарам в настоящее время имеет смысл говорить одостоверности факта, а не о достоверности его интерпретации.
Все это даетоснование утверждать, что в настоящее время мемуары целесообразно131132Neumann B. Identität und Rollenzwang: Zur Theorie der Autobiographie. S. 63.Gusdorf G. Conditions and Limits of Autobiography // Ibid. Р. 35–36.55рассматривать в рамках документально-художественной прозы, хотя в«Литературной энциклопедии терминов и понятий» 2001 г. они и отнесены кдокументальной литературе133. Подтверждает близость двух жанровых форми тот факт, что разграничение мемуаров и автобиографии как вотечественном, так и зарубежном литературоведении не затрагиваетжанровые признаки, а концентрируется прежде всего на содержательномаспекте, т.е. на определении объекта, на котором акцентирует свое вниманиеавтор: «на становлении истории своей души в ее взаимоотношениях смиром»134 или на людях, «которых он встречал, и на событиях, которыенаблюдал и в которых участвовал»135.
В связи в вышеизложенным внастоящее время представляется возможным выделить несколько общихосновных критериев, применимых для характеристики как автобиографии,так и мемуаров в традиционном их понимании. Это:– референциальность, которая в мемуарно-автобиографической прозевыступает в двух формах: во-первых, в форме соотнесенности текстовойреальности с внетекстовой реальностью, с реально бывшим136 (достоверностьна фактологическом уровне).