Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса
Описание файла
PDF-файл из архива "Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМосковский государственный университет печатиимени Ивана ФедороваНа правах рукописиБондарь Иван АлександровичЭГОТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ ГЮНТЕРА ГРАССАСпециальность 10.01.03 – литература стран зарубежья(западноевропейская литература)Диссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –доктор филологических наук,профессор В.А. ПронинМосква – 20152ОГЛАВЛЕНИЕВведение ………………………………………………….………………...
3 – 30Основная часть ………………………………………………………… 31 – 190Глава 1. Художественно-документальная проза в творчестве ГюнтераГрасса1.1. Эготекст и эгодокумент в современном литературоведении………….... 311.2. Содержание и границы понятия «эготекст» …………………………...... 441.3. Проза Гюнтера Грасса в системе самосвидетельств …………………..... 65Глава 2. Референциальность эготекстов Гюнтера Грасса2.1. Эволюция мемуарной прозы: от индивида к автобиографическомусубъекту ………………….…………………………………………………...… 872.2. Три «я» Гюнтера Грасса: гражданин, писатель и обыкновенныйчеловек ..................................................................................................................
992.3. Функция авторского вымысла в конструировании эго писателя .......... 118Глава 3. Индивидуально-биографическое пространство Гюнтера Грасса3.1. Пространство в эготексте ……………………………………………….. 1343.2. Германия Гюнтера Грасса как мировоззренческий конструкт ……….. 1533.3. Данциг или Гданьск?………..……………………………………………. 168Заключение …………………………………….....…………………………..
182Список литературы .………………… ……………………………………... 1913ВВЕДЕНИЕСовременный немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии политературе 1999 г. Гюнтер Грасс (Günter Grass, 16 октября 1927 г.) вошел в2002 г. в рейтинговый список 100 ведущих немецких интеллектуалов. Егопроизведения известны во всем мире, в том числе и в России. Творческоенаследие Г. Грасса огромно, поэтому его библиография практически неподдается охвату.Дебют Г.
Грасса, скульптора и художника по образованию, какписателя состоялся в 1956 г. с опубликованного в издательстве ГерманаЛюхтерханда (Herman Luchterhand – с ним связана творческая деятельностьГ. Грассав 1959–1992гг.)авторскогосборникастихотворений«Преимущества воздушных кур» (Vorzüge der Windhühner), в который вошлистихотворения, написанные Г. Грассом в Париже. В период с 1956 по 1958 г.им были созданы четыре «абсурдистские пьесы» – «Плохие повара» (Diebösen Köche, 1956), «Наводнение» (Hochwasser, 1957), «Дядя, дядя» (Onkel,Onkel, 1958), «Еще 10 минут до Буффало» (Noch zehn Minuten bis Buffalo,1958), которые вышли в свет только в 1970 г.
в авторском сборнике«Театральные пьесы» (Theaterspiele), т.е. как своеобразное «послесловие» кпринесшим мировую славу романам Г. Грасса, первым из которых сталроман «Жестяной барабан» (Die Blechtrommel, 1959). Через два года, в1961 г., в этом же издательстве выходит новелла «Кошки-мышки» (Katz undMaus), а в 1962 г. – роман «Собачьи годы» (Hundejahre).То, что Г. Грасс как писатель востребован в Германии, подтверждаетсяданнымиНемецкойнациональнойбиблиотеки(DieDeutscheNationalbibliothek). Так, «Жестяной барабан» издавался в Германии около50 раз (в среднем один раз в год), причем в 1966 и 1988 гг.
роман выходилсразу в четырех издательствах; в 1979 и 1997 – в трех; в 1962, 1986, 1987,1996, 2009 гг. – в двух. Новелла «Кошки-мышки» также публиковалась около50 раз (в среднем один раз в год): в 2001 г. – в пяти издательствах; в 1981 и41993 гг. – в трех; в 1967, 1977, 1984, 1986 и 1996 гг. – в двух. Несколькоуступает по количеству изданий роман «Собачьи годы» (около 30 изданий).В 1968 и 1993 гг. он публиковался одновременно в трех издательствах и в1988 гг. – в двух.В 1974 г. издательство Г. Люхтерханда начинает печатать триназванных выше произведения Г.
Грасса, объединенных общим местомдействия (Данциг), антифашистской тематикой и протестным настроением,направленным против забвения «неудобных» моментов собственной историии отказа от их осмысления, как сериальное издание, имеющее общее заглавие«Данцигская трилогия» (Die Danziger trilogie, 1959 – 1962). В течение 1974 г.выходят сразу три части серии: первая – «Жестяной барабан»; вторая –«Кошки-мышки» и третья – «Собачьи годы».
С 1975 по 1988 г. эта серияпереиздавалась более 10 раз.В 1980, 1996 и 1997 гг. издается авторский сборник под названием«Данцигская трилогия», включающий три названных выше произведения: в1980 г. – в издательстве Германа Люхтерханда; в 1996 г. – в издательствеГерхарда Штайдля (Gerhard Steidl); в 1997 г. – в «Ташенбух-ферлаг» (Dt.Taschenbuch-Verl.).Завершает военную тему в творчестве Г.
Грасса вышедшая в 2002 г.отдельнымизданиемновелла«Траекториякраба»(ImKrebsgang),посвященная обстоятельствам гибели пассажирского лайнера «ВильгельмГустлоф»,торпедированногосоветскойподводнойлодкойподкомандованием Александра Маринеско. Эта новелла также переиздаваласьежегодно; последнее переиздание было осуществлено в 2013 г.Менее удачно сложилась судьба созданных писателем романов«Камбала» (Der Butt, 1977) и «Крысиха» (Die Rättin, 1986), в которых данагротескно-сатирическаяинтерпретацияисторико-культурногопроцессаразвития европейской цивилизации. Первый в 1979 г. выходит одновременнов трех издательствах, 1983, 1993, 1995 гг.
– в двух. Второй переиздавалсяежегодно с 1986 по 1991 г.; затем в 1993, 1998. Последнее переиздание этих5романов,поданнымНемецкойнациональнойбиблиотеки,былоосуществлено в 2001 г.Особое место в творчестве Г. Грасса занимают произведения, вкоторых осмысление проблем настоящего происходит в их взаимосвязи спрошлым. В 1969 г. появляется роман «Под местным наркозом» (Örtlichbetäubt), в котором автор пытается найти «золотую середину» междуэкстремизмом студенческого движения и умеренностью старшего поколения;в 1979 г. – повесть «Встреча в Тельгте» (Das Treffen in Telgte),констатирующаябесполезностьпопытоклюдейискусстваулучшитьобщество.
В 1992 и 1995 гг. – повесть «Крик жерлянки»/«Ука»1 (Unkenrufe) ироман «Широкое поле» (Ein weites Feld), в которых находит отражениепозиция писателя, выступавшего в 1989 – 1990 гг. против воссоединенияФРГ и ГДР.Поскольку в этих произведениях поднимались актуальные темы, чтоназывается, «на злобу дня», и во многом они представляли собой ведущуюсяхотя и в художественной форме, но все-таки идеологическую дискуссию, ихвостребованность читательской аудиторией по мере ухода в прошлоеподнятых в них проблем постепенно снижалась. Так, роман «Под местнымнаркозом» в 1971 г.
был одновременно опубликован в трех разныхиздательствах; затем с 1972 г. по 1987 г. он выходил практически ежегодно.Последнее его издание датируется 1995 г. Второй по популярности сталаповесть «Встреча в Тельгте»: с 1979 по 1981 г. и с 1984 по1987 г. онаиздавалась ежегодно; затем в 1993, 1994 и 2006 гг.; в 1996 г. была включена вавторский сборник под названием «Повесть «Встреча в Тельгте» и 43стихотворения в стиле барокко» (Das Treffen in Telgte: eine Erzählung unddreiundvierzig Gedichte aus dem Barock), который был переиздан в 2011 г.Наименьшим читательским спросом пользовалась повесть «Крик жерлянки»:после первой публикации в 1992 г.
она издавалась всего один раз в 1994 г.1В России в 1993 г. роман в переводе Б. Хлебникова вышел под названием «Ука»; в 1997 г. и в 2013 г. в егоже переводе – под названием «Крик жерлянки»: Грасс Г. Альманах немецкой литературы: Вып. 3. Грасс Г.Ука: повесть М.: Медиум, 1993. 270 с.; Грасс Г. Крик жерлянки // Грасс Г. Собр. сочинений: в 4 т. Т. 4.Харьков: Фолио, 1997. С. 255–458; Грасс Г. Крик жерлянки. М.: Бослен, 2013. 317 с.6В 80-е гг. ХХ в.
Г. Грасс постепенно переходит из категории«современный писатель» в новое качество: он становится классикомнемецкой литературы, о чем свидетельствуют:– изменения в издательской политике по отношению к нему. В 1987 г. к60-летию писателя в издательстве Г. Люхтерханда выходит 10-томноесобрание сочинений Г. Грасса; десять лет спустя, в 1997 г., в издательстве Г.Штайдля – 16-томное собрание сочинений; в 2006 г. в том же издательстве –двухтомник под названием «Данцигский секстет» (Der Danziger Sextett),включающий самые известные произведения писателя: «Жестяной барабан»,«Кошки-мышки», «Собачьи годы», «Камбала», «Траектория краба», а такжероман «Крик жерлянки»;– включение новелл «Кошки-мышки» и «Траектория краба» Г.
Грасса вобразовательную программу по литературе, что в свою очередь повлекло засобой разработку научно-методических материалов, предназначенных какдля преподавателей, так и для учащихся. К примеру, мюнхенскоеспециализированное издательство «Ольденбург» (Oldenbourg) в 1971 г.выпустило многократно переиздававшееся впоследствии пособие по новелле«Кошки-мышки» Ингрид Тислер (Хассельбах) (Ingrid Tiesler (Hasselbach),предназначенное для преподавателей и включающее в себя дидактическийанализ новеллы, описание ее языка и стиля, а также методические разработкиуроков2.