Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса

Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса, страница 13

PDF-файл Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса, страница 13 Филология (21295): Диссертация - Аспирантура и докторантураЭготекст в творчестве Гюнтера Грасса: Филология - PDF, страница 13 (21295) - СтудИзба2018-02-16СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

А во-вторых, в форме референциальностисамого субъекта повествования, то есть его близости к автобиографическомуавтору (достоверность на субъективно-личностном уровне, находящаявыражение, в частности, в отборе фактического материала, субъективностиоценок, авторской позиции). На этом уровне актуальной становитсяпроблемаособенностейидопустимыхпределовконструированиясобственного «я»;– ретроспективность (то есть обращенность к прошлому), реализующаяся всозданииособого,присущеготолькомемуарно-автобиографическимпроизведениям пространственно-временного континуума;–133прозаическаяформа, обусловленнаяхудожественно-документальнойЛитературная энциклопедия терминов и понятий.

Стб. 524.Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.:Советская энциклопедия, 1987. С. 12.135Там же.136Савкина И. Пишу себя: автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIXвека. Tampere, 2001. С. 10, 49.13456природой автобиографии и мемуаров. Последняя делает возможным ихсуществование как в рамках художественно-публицистических жанров(«Очерк моей жизни» Томаса Манна (1930); «Автобиографические заметки»Лиона Фейхтвангера (1927 – 1953), так и в форме художественнодокументальных повести и романа («Поэзия и правда» И.В. Гѐте, 1811 –1833). Роман, как утверждает М. Вагнер-Эгельхафт, является обычнойформоймемуарно-автобиографическойпрозы,таккакпозволяетретроспективно и с притязанием на аутентичность реконструировать,оценивать и объяснять отдельную жизнь или «фазы ее формирования»137.Именно тексты, соответствующие названным выше критериям, исходяиз того, что цель автобиографии и мемуаров заключается в раскрытии необщезначимого (типического), а индивидуального, единичного путемсамообъективации (моделей «я о себе» в автобиографии и «я и мир», «я вмире» в мемуарах), в настоящем исследовании предлагается включить впонятие эготекст.

Этот термин удобен еще и тем, что позволяет устранитьнекоторую терминологическую путаницу, возникающую вследствие того,что в современном русском языке понятие «автобиография» многозначно.Так, Н.А. Николина, например, кроме названных ранее разновидностейавтобиографии, которые в настоящем исследовании отнесены к эготексту,выделяетеще,«документальныево-первых,тексты,собственноавтобиографию,представляющиесобойтократкиеестьиформализованные жизнеописания, относящиеся к официально-деловомустилю»138.

А во-вторых, «художественные произведения, использующиежанровую форму автобиографии и опирающиеся на реальные факты жизниавтора»139.Заметим, что термин «эготекст» был бы избыточен в случае, если бы онявлялся полным синонимом понимаемой в традиционном смысле мемуарноавтобиографической прозы. Однако его содержание шире, поскольку137Wagner-Egelhaft M. Autobiographie. S.

85.Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. С. 12.139Там же.13857варьируется в диапазоне от «кто я» (форма осознания) до «как я изображаюсебя» (форма видения и высказывания о собственной жизни)140. В последнемслучае создатель автобиографии конструирует себя в тексте по-новому иможет восприниматься только как изображение самого себя. На это явление влитературе обратил внимание писатель и теоретик литературы СержДубровский (Serge Doubrovsky).В 70-е гг.

ХХ в. им была разработана концепция, согласно котороймемуарно-автобиографическая проза в результате своего развития сталапредставлять собой синтез автобиографии и романа. Для обозначения этогоявления в 1977 г. в аннотации к своему роману «Сын» (Fils) он использовалтермин «автофикция» (autofiction), что в дословном переводе означает«авторский вымысел». Как следует из самого названия, С. Дубровский ставилпод сомнение возможность создания абсолютно достоверного текста. Онутверждал, что в полной мере достоверно в текстуальной форме можнопередать только внешние по отношению к бессознательному события своейжизни, в то время как бессознательное не входит в самовосприятие ивследствие этого подлинные мотивации героя остаются скрытыми, делаяописание жизни неполным и искаженным.

Поэтому для раскрытиябессознательного С. Дубровский предлагал прибегать к психоанализу, припомощи которого, по его мнению, удастся достичь достоверностиповествования. Следовательно, в трактовке французским писателем понятия«автофикция» психоанализ становится ключевым приемом: автофикция –«это олитературивание самого себя посредством самого себя, которое я, какписатель, решил себе преподнести, вводя, в прямом смысле слова, опытпсихоанализа не только в тематику, но и в создание текста»141.Таким образом, во введенном С.

Дубровским новом понятии«автофикция» не только утверждалась документально-художественнаяприрода автобиографической прозы (синтез автобиографии и романа), но и140Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 132, 133.Doubrovsky Serge. Autobiographie / Vérité / Psychanalyse.

Цитируется по: Левина-Паркер М. Введение всамосочинение: аutofiction // Независимый филологический журнал. 2010. № 103. URL:http://magazines.russ.ru/nlo/2010/103/le2-pr.html (дата обращения: 21.04.2013).14158легитимизировалось наличие в нем вымысла не как случайного явления, акак неотъемлемой части автобиографического повествования.Совсеминоесодержательноенаполнениетермина,введенногоС. Дубровским, предлагает Венсан Колонна (Vincent Colonna). Для негоавтофикция – это литературное произведение, в котором «писатель изменяетсвое существование и свою личность в придуманной им истории, оставаясьбезразличным к тому, правдоподобна ли она»142.

С этой точки зренияавтофикция как литературное явление берет свое начало в глубокойдревности, а ее особенность состоит в том, что автор, взяв на себя роль героя,придумываетсебя(fabulationdesoi),осмысливаяпо-иномусвоюсобственную жизнь и ее реалии.Отождествляяэгоконструкциюсприсутствующимвкаждомхудожественном произведении автобиографическим началом, В. Колоннавключает в понятие «автофикция» и произведения, в которых не толькоизменяется характер автора-повествователя и история его жизни, но и врамках художественного замысла изобретаются новые, выходящие за рамкисуществующих в действительности реалии (Данте Алигьери, Франц Кафка,Герман Гессе и др.); произведения, в которых реальные, действительнопережитые автором события, используются для переосмысления своегособственного «я» (Жан-Жак Руссо, Джордж Гордон Байрон и др. романтики,Эрнест Хемингуэй); произведения, в которых автор уподобляется герою(М.

Пруст «В поисках утраченного времени»), и, наконец, произведения, вкоторых«я»выраженовавторскихкомментариях,отступлениях,обращениях к читателю (Вальтер Скотт, Оноре де Бальзак, Проспер Меримеи т.д.).Таким образом, положенное в основу концепции В. Колонна «правоавтора на литературные перевоплощения его Я»143 позволяет ему включитьпонятие «автофикция» и те произведения, в которых сохранена реально142143Левина-Паркер М. Введение в самосочинение: аutofiction // Там же. URL.Там же.59существующая личность, и те, художественная целостность которыхпорождается авторской субъективностью, приобретающей различные формына разных этапах развития литературы, и те, в которых автор выступает какноситель того или иного представления о жизни и мире в целом, и т.д.

Врезультате автофикция становится у него во многом синонимом собственнолитературы, литературного творчества144. Разработанная В. Колонной врамках биографического метода концепция, в которой понятие «автофикция»получилонеоправданнорасширительнуютрактовку,думается,малопродуктивна для теории эготекста как особого класса литературныхтекстов.

Более перспективен, на наш взгляд, в этом плане подходС. Дубровского,незатрагивающийосновополагающийдляавтобиографической прозы принцип референциальности. Рассматривающийавтофикциюпреждевсегокакпродуктпостмодернистскойэпохи,С. Дубровский относит к ней только те произведения, в которыхвоспроизводится автобиография в целом или ее фрагмент (определенныйпериод жизни человека) и в которой, несмотря на литературную переработку,сохраняетсяреальнаяличностьповествователяидостоверныйавтобиографический материал.Существование этой новой формы автобиографии в своих болеепоздних работах был вынужден признать и Ф.

Лежѐн, занявший в отношениинее компромиссную позицию. В своем эссе «В защиту автобиографии»,датируемой 2000 г., он отнес такие произведения к «пограничной зоне»автобиографической прозы, мотивируя это тем, что в них обнаруживаютсякак общие, так и несовместимые черты двух взаимодействующих жанров:автобиографического и романного. Возникновение такого явления, какавтофикция, Ф.

Лежѐн связывает «со способностью человека воображатьсебя другим, мысленно смотреть на себя глазами другого»145. По мнениюЖ. Лекарма, эта «пограничная зона» находится, между автобиографией, под144Lecarme Jacques. L’autofiction: un mauvais genre? // Autofictions & Cie. P. 228–229. Цит.

по: Левина-ПаркерМ. Введение в самосочинение: аutofiction // Там же. URL.145Лежѐн Ф. В защиту автобиографии: эссе разных лет // Там же. URL.60которойонпонимает«правдивыйрассказ»,ихудожественнойлитературой146.Признание автофикции в современном литературном процессе каксамостоятельносуществующеговидалитературывсвоюочередьпотребовало дальнейшей теоретической разработки этого явления.Филипп Гаспарини, суммировав высказывания С. Дубровского обавтофикции, разработал трехуровневую систему критериев, которым должнысоответствовать такого типа тексты.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
423
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее