Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса, страница 11
Описание файла
PDF-файл из архива "Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Манна, под пером которого судьба рода Будденброков приобрелаобобщенный смысл. Впоследствии Т. Манн отметил, что на него «произвелоособенно глубокое впечатление осознание истины, что художественноеобобщение, казалось бы, специфически местных обстоятельств моглоявиться обобщением не только немецких, но и международных формжизни»103;– в стремлении совместить две противоречащие друг другу тенденции – ксубъективности и к общезначимости.
Такое преломление биографическогоматериала особенно часто встречается в поэзии. Так, лирический герой в«Книге песен» Г. Гейне первоначально был уверен, «что страдания от мукнеразделенной любви суждены лишь ему одному. Но пристальнейвглядываясь в мир, он всюду замечает несоединимость чувств и какследствие – всеобщее одиночество»104. В поэме «Германия. Зимняя сказка»,являющейся в сущности лирическим дневником, запечатлевшим радость,99Бахтин М. М.
К философии поступка // Там же. С. 67.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 7.101Конради К.О. Гѐте: жизнь и творчество. Т. 1. М.: Радуга, 1987. С. 239.102Там же. С. 246–247.103Павлова Н. С., Юрьева Л. М. Томас Манн // История всемирной литературы: в 8 т. Т.8. М.: Наука, 1994.С. 344.104Пронин В.А. Поэзия Генриха Гейне: генезис и рецепция. С.44.10047гнев, боль автора105, герой, говоря словами М.М. Бахтина, «усвоивзавершающий рефлекс автора, его тотальную формирующую реакцию, …делает ее моментом самопереживания»106.
Поэтому в поэме поочередно напервый план выходит то личность самого поэта, то его впечатления, подвлияниемкоторыхдеталиоткрывающихсяпередавторомкартинскладываются в обобщающий образ старой феодально раздробленноймонархической Германии.С развитием литературы во второй половине ХХ в. оформилась ещеоднаточказрениянаавтобиографизм,согласнокоторойкавтобиографической прозе предлагалось относить тексты на основаниипсихологической близости автора и героя, даже при возможном наличииимеющихся в произведении несовпадений событий в их жизни. Взарубежномлитературоведенииэтоявлениеполучилоназвание«субъективная автобиография», а в российском – «автопсихологизм».Ещев1954г.всвоейкниге«Английскаяавтобиография:возникновение, материалы и формы» (English Autobiography: Its Emergence,Materials,andForm)УэйнШумейкер(WayneShumaker)выделилсубъективную автобиографию, в которой «много внимания уделенопсихологическим состояниям»107, как отдельную разновидность этого видалитературы.
В 1979 г. литературовед Л.Я. Гинзбург, исследуя проблемуавтопсихологизма, в частности, на материале модернисткой литературы,пришла к выводу о том, что одна из существенных тенденций прозы ХХвека, свидетельствующая о разомкнутости эстетических границ литературы,заключается в сопряжении документальности и псевдодокументальности. Унее не вызывает сомнений, например, что в романе Джеймса Джойса«Портрет художника в юности» (1914) «мы … присутствуем при прямомразговоре писателя о себе самом», хотя о герое романа Дедалусе говорится втретьем лице.
В романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»105Пронин В.А. Поэзия Генриха Гейне: генезис и рецепция. С. 190.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 19.107Shumaker W. English Autobiography: Its Emergence, Materials, and Form. Berkeley: U of California Press,1954. Р. 54.10648(1913 – 1927) с характерной для него установкой на мемуарность, по еемнению, «не только автопсихологичен рассказчик, но для каждой черты идетали этого романа, для любых его элементов может быть найден источникв жизненном опыте автора»108.Однако Л.Я. Гинзбург почти сразу же оговаривается, что, хотя в романеМ. Пруста и присутствует установка на мемуарность, «в сущности, мы имеемдело с псевдомемуарностью»109.
Причины ее возникновения немецкийлитературовед Мартина Вагнер-Эгельхафт видит в развитии в ХХ в. моделиавтобиографии, основанной на психологическом анализе в сочетании сроманической традицией, для которой ее создателем может быть избрана, вчастности, и художественная форма. Именно это происходит в случае сроманом М. Пруста, который свой жизненный опыт последовательноперемещает и интегрирует в беллетристические [художественные] рамкипроизведения, в результате чего под пером автора возникает не мемуарноавтобиографическим текст, а его стилизация110. Цель такой стилизации,считает Ф. Лежѐн, в том, чтобы заставить читателя прочесть художественныйроман в автобиографическом ключе111.Отметим, что стилизация эпистолярной (уже упоминавшийся намироман «Страдания юного Вертера» И.В.
Гѐте), дневниковой, мемуарной(роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (1719) и иных форм, по которыморганизуются тексты-самосвидетельства, частое и давно известное явление вхудожественной литературе. Однако повествование от первого лица,заложенное уже самой формой, даже в тех случаях, когда «автор можетвидеть предметный мир только глазами героя и может переживать толькоизнутри события его жизни»112, не приводит к «самообъективации» –диалогическому отношению к самому себе (термин М.М.
Бахтина), то естьгерой в художественной литературе всегда остается единством, не сводимым108Гинзбург Л. О литературном герое. С. 13.Там же.110Wagner-Egelhaft M. Autobiographie. S. 35.111Lejeune P. The autobiographical contract. // Idid. P. 217.112Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 17.10949к частному, единичному случаю113.Во втором случае (референциальность как структурообразующийпринцип) в автобиографические включают те произведения, в которых, вопервых, автор стремится доказать читателю: «это было со мной», и, вовторых, донести до него «точку зрения писателя на свою собственнуюжизнь»114.Однако,признаваявцелом,чтоцельмемуарно-автобиографической прозы заключается в раскрытии индивидуального,единичного, и российские, и зарубежные ученые расходятся во мнении о том,к какому виду литературы могут быть отнесены автобиографии и мемуары.Как правило, в этом случае при отнесении текста к автобиографическомупервичным становится критерий соотношения в нем правды (достоверности)и вымысла, в том числе и в свете получившей в последнее времяраспространение концепции конструирования (изобретения) собственногоавтобиографического «я».Так, Ф.
Лежѐн, основываясь на разработанных им критериях, которымдолжен соответствовать автобиографический текст – форма произведения(прозаическая), предмет описания (личная жизнь), положение автора(идентичностьавтора«ретроспективноеигероя)прозаическое–понимаетповествованиеподавтобиографиейреальногочеловека,рассказывающего о собственном существовании, делая особый акцент наистории своей личности»115. Допуская, что «автобиография – это не текст, вкотором некто говорит правду о себе, а текст, в котором некто реальныйговорит, что он ее говорит»116, он, несмотря на это, настаивает на том, чтоона «продолжает подчиняться критерию правдивости»117, а потому, даже приналичии литературной формы, не может считаться художественнымпроизведением.113Гинзбург Л.
О литературном герое. С. 5.Olney J. Metaphors of self: The meaning of autobiography. Р. 53, 42.115Lejeune P. The autobiographical contract // Ibid. P. 193.116Лежѐн Ф. От автобиографии к рассказу о себе, от университета к ассоциации любителей: история одногогуманитария // Там же. URL.117Филипп Лежѐн. «Когда кончается литература?» // Item, 2000, 28 октября. URL:http://www.item.ens.fr/index.php?id=223451 (дата обращения: 31.07.2013).11450С точкой зрения Ф. Лежѐна относительно критериев отнесения текста кавтобиографическому во многом согласна и немецкий литературоведМартинаВагнер-Эгельхафт.Всвоеймонографии«Автобиография»(Autobiographie) она формулирует пять критериев, в соответствии скоторыми текст можно квалифицировать как автобиографический.
Три изних (форма произведения, предмет изображения, положение автора)совпадают с предложенными французским исследователем. Остальные дваимеют уточняющий характер. М. Вагнер-Эгельхафт обращает внимание наположение рассказчика в автобиографии (его слияние, как правило, сглавным персонажем), а также на ретроспективность повествования118. Приэтом она оговаривается, что идентичность автора и героя тем не менеедостаточно условна, поскольку особую роль в автобиографии наряду своспоминаниямииграетвоображение,отсюдаавтобиографическоеизображение действительности порождает различия между правдой иправдоподобием; последнее замещает правду, по ее мнению, из-заограниченности человеческой памяти или из-за неизбежной субъективной ееокрашенности.
Поэтому в отличие от Ф. Лежѐна М. Вагнер-Эгельхафт нестоль категорична. В целом она считает написание автобиографии актомхудожественного творчества, поскольку описание собственной жизниначинает осознаваться ее создателем как произведение искусства, а это снеизбежностью влияет на ее воспроизведение.В этой части М. Вагнер-Эгельхафт скорее разделяет точку зренияанглийского литературоведа Роя Паскаля, настаивавшего на существованиихудожественной составляющей в автобиографии.
В своей книге «Замысел иправда в автобиографии» (Design and Truth in Autobiography) он отмечает,что современная автобиография представляет собой литературный жанр, воснове которого – синтез художественного замысла и правда факта. В егопонимании автобиография представляет собой не резюме, не простозаявление о том, что какой-то человек был и существует в настоящем, а118Wagner-Egelhaft M. Autobiographie. S. 5,6.51некий полемический акт, совершаемый с целью самопознания как насознательном уровне, так и на уровне бессознательной полемики памяти119.Р.
Паскаль подчеркивает динамический характер автобиографии, которая, поего мнению, представляет собой реконструкцию движения жизни, или частижизни, воссоздаваемой по определенной модели, в результате чего ивозникает связный рассказ120. Р. Паскаль связывает отступления от правды ссубъективно-личностной позицией (точкой зрения на свое прошлое)создателя автобиографии.
Именно она, по Р. Паскалю, обусловливает выборлиц, о которых будет рассказано в автобиографии, отбор фактов, способ ихизображения и расстановку смысловых акцентов в тексте с тем, чтобысоздать идеальный образ собственного «я»121. В такой трактовке проблемасоотношения правды и вымысла в автобиографии затрагивает не только еефактологическую составляющую, но и переносится на психологическийуровень – уровень конструирования собственного «я», на котором решениеэтой проблемы возможно только с «позиции нашего интуитивного знанияжизни, полученного в результате индивидуального опыта»122.В отечественном литературоведении изучение автобиографическойпрозы в целом находится в общем русле европейских исследований этоговида литературы.С одной стороны, Л.Я.