Philosophy.lektii.4.2010 (PDF-лекции по философии)
Описание файла
Файл "Philosophy.lektii.4.2010" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "лекции и семинары", в предмете "философия" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Министерство образования и науки Российской ФедерацииМОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯТОНКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА(МИТХТ)Кафедра философииКУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ(КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ)ЧАСТЬ IVНЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯФИЛОСОФИЯМосква – 2010УДК1 (075.8)ББК 87.3 я 73Рецензент:Курс лекций по философии (краткое изложение). Часть четвертая. Немецкая классическая философия. / Под редакциейпроф., д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦМИТХТ, 2010.Авторы: проф., д.филос.н. Иванова А.А.
(С.5-6, 38-63)проф., д.филос.н. Ледников Е.Е. (С.6-11)доц., к.филос.н. Вольнякова О.А. (С.11-20, 63-70)доц., к.филос.н. Арапова Э.А., ст. преп., к.филос.н. АраповО.Г. (С.33-38)ст. преп., к.филос.н. Криволапова Ю.К. (С.25-33)ст.
преп. Зубец Г.П. (С.20-25)Авторы учебного пособия – преподаватели кафедры философииМИТХТ им. М.В. Ломоносова. Тексту учебного пособия соответствуют разделы Хрестоматии по философии.Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТим. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия© МИТХТ им. М.В. Ломоносова2ОглавлениеНЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ .......................... 5ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804) ..................................................... 6ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ............................................................................... 7Априоризм.
.......................................................................................... 7Аналитические и синтетические суждения. Синтетическоеаприори. .............................................................................................. 8Учение о «вещи-в-себе». .................................................................... 9Учение об антиномиях. ................................................................... 10Рассудок и разум.
............................................................................. 11ЭТИКА. .................................................................................................. 11Сущность и специфика практического разума. .......................... 12Этические категории Канта. ........................................................
13Категорический императив как нравственный закон. ............... 15СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ.............................................. 18ЭСТЕТИКА. ............................................................................................ 20ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762 – 1814) ..................................... 25Об основоположениях философии Фихте. ................................... 26Диалектика. ...................................................................................... 28О назначении человека. ................................................................... 29О назначении ученого. ..................................................................... 30О понятии наукоучения................................................................... 31ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854) ......
33О предмете и задачах философии. ................................................ 33Натурфилософия Шеллинга. ......................................................... 34Учение о познании. Трансцендентальный идеализм. ................... 35Философия искусства. .................................................................... 37Значение философии Шеллинга......................................................
38ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) ............. 38Гегель о философии и ее назначении. ............................................ 39Философия и история философии. ................................................ 413Тождество бытия и мышления. .................................................... 46Диалектика Гегеля. Диалектическая природа познания. ...........
49Философия истории. ....................................................................... 58ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804 – 1872) ............................................... 63Фейербах о единстве идеализма и религии................................... 63Происхождение и сущность религии. ........................................... 65Человек как предмет философии. .................................................
66Этика Фейербаха. ........................................................................... 674НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯНемецкая классическая философия XVIII-XIX вв. занимаетособое место в истории мировой философской мысли. Творческоенаследие таких мыслителей, как И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг иГ.В.Ф. Гегель имеет непреходящее значение.
Кардинально не согласный с ними Л. Фейербах также сыграл большую роль в развитии философии.И. Кант и Г.В.Ф. Гегель – ключевые фигуры немецкой классической философии. Вместе с тем, понимание философии этого времени, последующего развития философии требует изучения всейнемецкой классической философии в ее целостности.Заслугой немецких философов, хоть и не в одинаковой степени,является качественно иной подход к основополагающим философским проблемам.Прежде всего, с немецкими философами этого периода временисвязано в высокой степени развитое философское самосознание –т.е. новый уровень понимания смысла и назначения философскогознания, его мировоззренческой и методологической специфики.Немецкие философы, в наибольшей степени Гегель, по существу утвердили диалектику как философское миропонимание и философский способ познания.
Исходя из диалектических идей философов прошлого, они совершили качественное преобразование отдельных идей и догадок в диалектику как таковую.Диалектика в немецкой классической философии, что главнымобразом относится к гегелевскому философскому учению, объективна по своей природе. Диалектика бытия, в конечном счете, определяет диалектику познания.Идея объективной природы диалектики неразрывно связана сконцепцией сознания в немецкой философии. Раскрытие диалектической природы сознания и идея идеальности бытия, мира в целомпредставляют собой целостную концепцию.
Мир диалектичен потому, что он духовен.5Обоснование диалектической сущности сознания означало истолкование сознания и познания не как пассивного отражения действительности, а в его подлинной творческой активности.В результате этого проблема смысла, смысла жизни, человеческой жизни приобрела в философии совершенно новые аспекты иподходы.Понятно, что немецкая классическая философия оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие всей последующей философии и духовной культуры общества в целом.ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804)И. Кант является родоначальником немецкого классическогоидеализма.
Всю свою жизнь он прожил в г. Кѐнигсберге (ВосточнаяПруссия, ныне г. Калининград Российской Федерации), долгие годыпреподавал в местном университете. Круг его научных интересов неограничивался сугубо философскими проблемами. Он проявил себяи как незаурядный ученый-естествоиспытатель. Основные работыКанта – «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755),«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума»(1788), «Критика способности суждения» (1790).В научной деятельности Канта обычно выделяют докритический и критический периоды. Докритический период деятельностиКанта приходится на 50-е и 60-е годы XVIII столетия. В это времяон в основном занимается исследованием ряда естественнонаучныхпроблем, связанных с астрономией и биологией. В 1755 году выходит его книга «Всеобщая естественная история и теория неба», вкоторой изложена его гипотеза возникновения Солнечной системыиз первоначальной раскаленной пылевидной туманности (так называемая гипотеза Канта – Лапласа).
В этой гипотезе вся идейнаячасть принадлежит Канту, а математическая оценка возможностиподобного процесса и устойчивости возникшей планетарной системы принадлежит французскому математику П.Лапласу. Данная гипотеза просуществовала в астрономии до середины прошлого века,когда в распоряжении космологов оказалась современная концепция «большого взрыва».6В этот же период Кант установил, что под влиянием притяжения Луны происходит замедление суточного вращения Земли, и, вконечном счете, (примерно через 4-5 миллиардов лет по современным представлениям) это приведет к тому, что Земля навсегда повернется одной стороной к Солнцу, а другая ее сторона погрузитсяв вечный мрак. Еще одно важное достижение Канта докритическогопериода – выдвинутая им гипотеза о естественном происхождениичеловеческих рас (европеоидов, монголоидов и негроидов), получившая в дальнейшем полное подтверждение.В критический период, начавшийся в 70-е годы, Кант преждевсего сосредоточил внимание на гносеологической проблематике –на исследовании возможностей и способностей познания человекомокружающего мира, а также провел серьезные исследования в области этики и эстетики.
Под критикой им в этот период понимаетсяустановление границ, до которых простираются способности разумаи других форм познания. Канта не устраивали решения гносеологических проблем ни в философском эмпиризме Нового времени, ни врационализме. Первый не в состоянии объяснить необходимый характер познаваемых человеком законов и принципов, второй пренебрегает ролью опыта в познании.Теория познания.Априоризм. Решая проблему обоснования научного, в том числе философского знания, Кант пришел к выводу, что хотя всякоенаше познание и начинается с опыта, более того, никакое наше познание не предшествует во времени опыту, отсюда не следует, чтооно целиком происходит из опыта. «Вполне возможно, что даженаше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаемпосредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность… дает от себя самой».