Диссертация (972178), страница 29
Текст из файла (страница 29)
В образе пути «отражаются глубокие размышления на основополагающиеэтические темы, о делах Бога и людей и природе Божьего спасения» 212. Путь такжесимволизирует спасение души, впустившей в себя Бога.Мотив пути возникает, как отмечено, в первом сборнике Н. Н. Туроверова, который так же и называется: «Путь» (1928) и присутствует в более поздних философских, а также историософских стихотворениях.Христианский аспект мотива пути ярко проявляется в стихотворении «В скитаньях весел будь и волен…». Произведение датировано 1922-м годом, однако невключено в первый сборник Н. Н.
Туроверова, вышедший в Париже в 1928 г. Верному пониманию художественной идеи произведения может помочь обращение кбиографии поэта. Эвакуация из Крыма состоялась в 1920 г., т.е. стихотворениенаписано спустя два года после неё. Становится ясным, что время написания произведения приходится на «до-парижский» период жизни Н. Н. Туроверова, когдаотсутствовала всякая стабильность. В узком смысле скитания («В скитаньях веселбудь и волен») можно воспринимать как характеристику именно этих несколькихКуприянова, А. И. Мотив пути в прозе В.П.
Аксёнова 1960-1970-х гг. : автореферат дис. ... канд. филолог. наук:10.01.01 / Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень, 2007. – с.5.212Райкен Л. Словарь библейских образов. [Электронный ресурс]. / Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. // Режимдоступа: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/591.211159лет после выезда из России (Н. Н. Туроверов обоснуется в Париже только в 1925г.). В более широком, философском смысле, вся человеческая жизнь понимаетсякак скитание в поисках пути (в русле христианской традиции – пути к Богу).Произведение «В скитаньях весел будь и волен…» представляет собой монолог Бога, зафиксированный субъектом восприятия – поэтом («Так говорил Господь…» [7, 86]).
Русской поэзии очень близка тема общения человека и Бога, развивающаяся в двух направлениях: либо человек возносит молитву, либо Бог говорит с человеком. Первое дало основу жанру лирической молитвы: известны стихотворения-молитвы Н. М. Языкова, А.
С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, Л. А. Мея и др. В литературоведении XXI века предприняты попытки выделения стихотворной молитвы в отдельный жанр, обладающийсобственными конститутивными особенностями 213. В стихотворении «В скитаньяхвесел будь и волен…» Господь говорит с лирическим героем.Призыв быть вольным («В скитаньях весел будь и волен…» [7, 86]) апеллируетк казачьему самосознанию, ведь воля – один из самых ярких концептов казачьейкультуры («казачья вольница», «непокорная вольница» у Н.
Н. Туроверова; «Душаказачья любит волю» у Н. Евсеева). На морфологическом уровне призыв к действию выражен глаголами в форме повелительного наклонения (терпи, жди).В произведении «В скитаньях весел будь и волен…» звучит тема одного изсмертных грехов – уныния. Болезнь духа – отклонение от Божьих заповедей, и, какследствие, прегрешение и потеря верного, праведного пути:Тот не со Мной, кто духом болен,Тому не встать, кто хочет лечь.[7, 86]Веселье, радость, напротив, – «следствие жизни с Богом»: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» [2, Фил.
4:4].Предметный мир стихотворения «В скитаньях весел будь и волен…» насыщенобразами природы: «простор морей» [7, 86], деревья, злак на ниве, ветер, млечныйПеревалова, О. А. Стихотворная молитва в русской поэзии XIX века: жанровая динамика и типология. автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Перевалова Ольга Андреевна. – Екатеринбург, 2015. – 27 с.213160путь. Обратим внимание на их динамику, выражающуюся в смене «земных» образов «небесным» образом млечного пути, приобретающего глубокое символическоезначение.
Близкое крестьянским поэтам восприятие природы как храма свойственно и лирическому герою Н. Н. Туроверова. Природа в его стихотворенияходухотворена, однако, эта одухотворенность не имеет ничего общего с языческимипредставлениями. Лирический герой ощущает вокруг себя божественное присутствие; Бог находится и в природе, и в человеческой душе.
Природа оказывает налирического героя исцеляющее действие, очищает его душу и разум.С мотивом пути / дороги неразрывно связан характерный для русской культурыфеномен странничества, получивший со времен Серебряного века дополнительное,«мирское» буквальное значение поиска личного жизненного пути. События Гражданской войны и эмиграция способствовали возникновению огромного числа разлученных с домом и обреченных на скитания людей.
У Н. Н. Туроверова мотивстранничества фигурирует в произведениях «Снег», «Слились в одну мои всезимы…», «Родина» и др. Образ странника возникает в творчестве поэта в силу биографических причин. В произведении «Родина» лирический герой задается вопросом:Так кто же я? Счастливый странник,Хранимый Господом певец,Иль чернью проклятый изгнанник,Cвой край покинувший беглец?[7, 103]Рифмующиеся лексемы странник/изгнанник становятся контекстуальными антонимами, четко отражающими авторскую позицию: странник храним Богом и можетбыть счастлив, беглец – проклят и обречен. Мотив странничества является однимиз устойчивых мотивов поэзии Н.
Н. Туроверова. Он подчеркивает бесприютностьлирического героя, мучительно переживающего вынужденную разлуку с Родиной.Близкий лермонтовской поэтике мотив странничества имеет у Н. Н. Туровероваиную основу: его лирический герой – странник не по своей воле, но по роковому161стечению обстоятельств. Задавая себе философские вопросы, продиктованные самой эпохой, лирический герой уверен в одном: в своей вере. Стихотворение, наполненное противоречиями, сомнениями, не находящими логического разрешения,словно устремляется к последним двум строкам, в которых дается ответ в сфередуховной.
Что бы ни произошло, кем бы ни был герой, сколько бы не сомневался –несомненно одно: он придет к Богу с прежней любовью:Но с прежней верой и любовьюПриду я в царствие Твое.[7, 104]Лирический герой не озлобляется, не винит Бога в своих бедах, смиряется и сохраняет в своей душе самое дорогое – любовь. Духовный мир лермонтовского странника – «мир прощания и воспоминания» 214. Мир туроверовского странника – этомир воспоминания и надежды, которую дает вера в несокрушимые никакой силойзаконы бытия.Идея христианского смирения заявлена в тех стихотворениях Н. Н.
Туроверова,в которых главной темой становится осмысление расставания с Родиной. Лирический герой не обвиняет в тяжелой судьбе ни людей, ни обстоятельства, ни высшиесилы; покорно принимает свою долю. Смирение возникает в результате долгой,продолжительной душевной работы. Об этом свидетельствуют строки стихотворения «Пилигрим»:Но просветленная любовьК земле досталась мне недаром –Господь разрушил отчий кров,Испепелил мой край пожаром,Увел на смерть отца и мать,Не указав мне их могилы,Заставил все перестрадать…[7, 114]Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
Мотивы поэзии Лермонтова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/lre/lre-2902.htm?cmd=p&istext=1.214162Лирический герой, подобно ветхозаветному Иову, смиренно выдерживает ударысудьбы один за другим, воспринимая происходящее как «проверку сил». Господьзабрал почти все, что было дорого, но взамен дал «просветленную любовь».В произведении появляется традиционный для русской поэзии мотив богоизбранности поэта, призванного открывать людям волю Бога:<…> Иди сквозь гарь и дым;Сквозь кровь, сквозь муки и страданья,Навек бездомный пилигрим,В свои далекие скитанья,Иди, мой верный раб и пойО Божьей власти над тобой»[Там же]Возникает ассоциация с «Пророком» А.С. Пушкина, где лирический герой такженаделяется способностью транслировать волю Господа.
Но предназначение туроверовского пророка – «не глаголом жечь сердца людей, а петь о любви к земномубытию и о “Божьей власти” над стихотворцем»215. Господь «наливает чернила» поэту (весьма вызывающий образ), но Он имеет власть над стихотворцем, приказывает ему писать стихи. Поэт не выбирает своё призвание, его призывает Бог.Лирический герой Н. Н.
Туроверова полагается на Божий промысел. Так, в стихотворении «Пилигрим» персонифицированные образы нищеты и доброты даютстраннику суму и посох, выводят «к просторам всех дорог» и говорят: «<…> Тыубог, / Но теперь ты Господом храним, / Лишь ему подвластный пилигрим» [7, 113].Образ пилигрима, выражающий квинтэссенцию мотива странничества, появляетсяи в другом стихотворении Н.
Н. Туроверова – «В горах» – и транслирует ту жеидею. Это произведение характеризует лирического героя как открытого традициям других народов – другой, но не чужой:Попутчик мой сказал: «АллахХранит в дороге пилигрима».Ранчин, А. М. Поэзия Николая Туроверова. [Электронный ресурс]. / А. М. Ранчин // Режим доступа:http://www.portal-slovo.ru/philology/42234.php215163Кто он, откуда? Для меняНе все равно ль. На горном склонеОн своего поил коня,И вместе пили наши кони.[7, 38]Для лирического героя-странника важным оказывается не принадлежность к какой-то определенной культуре, религии, а универсальные, общечеловеческие качества: «Счастлив Аллах, царящий тут, / Слуги ему не надо лучше» [Там же].Мотив пути, перешедший в литературу из народно-поэтической традиции, и получивший особое значение в христианской культуре, является одним из основныхв поэзии Н.
Н. Туроверова. Путь в лирике поэта – это и эмпирическое движение, ифилософское осмысление судьбы. Поэт обращается к мотивам странничества, изгнанничества, одиночества; вера в Бога помогает ему противостоять одним трудностям и с достоинством преодолевать другие. Странник Н. Н.