Диссертация (972146), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Сдавних времен западные философы подчеркивали, что музыка несетразнообрзные функции в жизни человека.Пифагор считал, что математические пропорции звуков разной высотыявляются основой гармонии вселенной и в качестве объяснения сущностимузыки он создал концепцию музыки небесных сфер.Один из последователей Пифагора Ямвлих считал, «...что воздействиена людей сначала осуществляется посредством чувств: если кто-либо видитпрекрасные образы и формы или слушает прекрасные ритмы и песни, тотакой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, откоторых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливаетсяпервоначальная гармония душевных сил».
Вспоминая о Пифагоре, онподчеркивал, что тот «придумал средства сдерживать и исцелять болезнидуши и тела» [142].Пифагор установил в качестве первого <постулата>-воспитание припомощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходитврачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармониядушевных способностей в том виде, как они были сначала. Он предписывал,как пишет А.
Ф. Лосев, «так называемое музыкальное устроение ипонуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иныхдиатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощикоторых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию36страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумномвиде,скорбь,раздражение,жалость,неуместнаяревность,страх;разнообразные вожделения, гнев, желание, разнеженность, распущенность,горячность, выправляя каждый из этих к добродетели при помощиподходящих мелодий, как бы при помощи каких-то спасительных целебныхсоставов. И когда его ученики отходили к вечеру ко сну, он освобождал их отдневной смуты, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлялв них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения» [64, 59]. В этом можноусмотретьпсихолого-педагогическоесопровождениеучениковвпифагорейской школе.Вслед за Пифагором Аристотель считал, что способность музыкивоздействовать на душевные состояния слушателей связана с тем, что оназаключает в себе различные оттенки настроений, и они четко соответствуют,«подражают» характерам и свойствам человека.
«…музыкальные ладысущественно отличаются один от другого, так что при слушании их у насявляется различное настроение, и мы неодинаково относимся к каждому изних; так, слушая один лад, например так называемый миксолидийский, мыиспытываем более скорбное и сумрачное настроение; слушая другие, менеестрогиелады,мыразмягчаемся;иныеладывызываютунаспреимущественно среднее, уравновешенное настроение» [8, 642 – 643].Платон считал, что музыка помогает различать добро и зло, красоту иуродство, оказывать влияние на характер личности.
Задача музыкальноговоспитания по Платону-гармонизация индивида с общественной жизнью. Амеханизмом гармонизации состояния личности в греческом и современномевропейском понимании музыкотерапии является эффект катарсиса -очищения души в процессе вызванных соответствующей музыкой усиления ипроработки эмоционального переживания и сброса напряжения.Термин «катарсис» происходит от греческого глагола katharein-очищать.Как пишет В.
Шестаков, понятие катарсиса «присутствует уже у Гомера,37который употребляет это слово в материальном, физическом смысле.Использует его и Эмпедокл в значении очищения души. Платон в диалогах«Софист» и «Федон» употребляет это слово в смысле отделения духовного оттелесного и восхождения познания от красоты тела к красоте души. Однакотеоретическийсмыслисистематическуюразработкуэтопонятиеприобретает только у Аристотеля, который использует его для пониманиясущности трагического» [136, 15].Концепция катарсиса была высказана Аристотелем в трудах «Поэтика» и«Политика».
Именно там он говорит и о музыкальном катарсисе,распространяяфеномен«очищения»надействиямузыки:«Ведьпереживаниям, сильно действующим на душу некоторых людей, подверженыв сущности все-различие лишь в степени; примеры-состояние жалости,страха, а также энтузиазма. И энтузиастическому возбуждению подверженынекоторые люди, впадающие в него, как мы видим, под влияниемрелигиозных песнопений, когда эти песнопения действуют возбуждающимобразом на душу и приносят как бы исцеление (iatreia) и очищение(katharsis)» [8, 642].Идея очищения связана у Аристотеля с сопереживанием сильнымэмоциям, которое приносит, по его мнению, облегчение и даже наслаждение,несмотря на сопереживание страху или печали.Мы видим, что Аристотель связывал очищение с наслаждением красотойискусства, подчеркивая эстетическую природу катарсиса.
В трактовке В.Шестакова, катарсис у Аристотеля составляет основу наслаждения, потомучто без очищения, по его мнению, вообще не может быть никакихисцеляющих эмоций. Поэтому катарсис Аристотеля имеет терапевтическоезначение в силу ипри условии, что «он приносит при этом эстетическоеудовольствие» [136, 15].Теория катарсиса Аристотеля «выдвигала четырехчленную формулуочищения: подражание - страх - сострадание - наслаждение.
«Катарсис38означал последовательный процесс взаимодействия этих элементов, аотсутствие хотя бы одного из элементов означало бы, что дело здесь идет не окатарсисе, а о чем-то другом»-пишет исследователь В. Шестаков [136, 16].В эпохи Возрождения и классицизма в западной Европе продолжаларазвиваться и по-разному интерпретироваться теория катарсиса, подчас уходядалеко от Аристотеля. Аристотелевский катарсис, как считает В. Шестков,«рационализируется и постепенно превращается в средство достиженияумеренности и нормализации страстей» [136, 16]. Корнель истолковываетаристотелевский катарсис как обуздание и даже искоренение страстей.
«Вэтом состояла одна из характерных особенностей эстетики классицизма:подчинение всего многообразия чувственного опыта требованиям разума»[136, 17]. То есть разум, по Корнелю, должен контролировать свободучувственных проявлений. Эта этическая позиция сближает отношение кискусству западного и китайского мировоззрения.Но все же, по Аристотелю в корне музыкально-терапевтическогокатарсиса лежит удовольствие от очищения в сильных, сжигаемых страх ипечаль эмоциях, а не подавление разумом этих чувств, как выйти из этогопротиворечия? Западная философия более динамичная, чем китайскаятрадиционная философия, и отношение к катарсису по Аристотелю и самопрочтение Аристотеля много раз менялось в течение веков.Психиатры Брейер и Фрейд разработали интерпретацию катарсиса вкачестве психотерапевтического метода, как «процесса устранения страхов инапряженности посредством выражения эмоций, которые были скрыты,подавлены или бессознательны» [136, 22].Российский психолог Л.
С. Выготский в книге «Психология искусства»определяет катарсис как закон эстетической реакции, связанный с действиемэстетических эмоций. Эта реакция заключает в себе превращение аффектов,«в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции,39приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, изаключается катарсис эстетической реакции» [24, 271].Теория катарсиса в западном мировоззрении играет столь жезнаковую роль как теория У-син в китайском, обе они ищут объяснениетого, как искусство может помочь устранить страдания и дисгармонию.Остается вопрос – как именно музыка может достигать своих целей?Св. Августин считал, что музыка не только может поднимать настроение,но и существенно влиять на характер людей, делая их сущностно добрыми,открытыми Богу или закрытыми для духовного влияния [121;123;128;136].Римский философ Боэций считал, что музыка является силой, котораяпронизывает всею Вселенную и способом управления человеческим телом иразумом [26, 233-243].В ХIХ столетии французский психиатр Эскироль начал использоватьмузыкальнуютерапиювпсихиатрическихзаведениях.Дальнейшеераспространение музыкотерапия получила после первой мировой войны.
В1930-х годах, опыты военного врача использовали немецкие терапевты прилечении язвы желудка, швейцарские - при лечении легкой формытуберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды.Использование музыки и звука как анестезирующего средства сталоприменяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся этапрактика,-В. И. Петрушин,-стала основой развития музыкотерапии послевторой мировой войны [84, 159].Во второй половине XX века технические возможности в исследованиифизиологическихреакций,возникающихворганизмевпроцессемузыкального восприятия, значительно возросли.
Было показано, что музыкаактивно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем.Современныеобнаружили,чтоисследованияразличныевобластиэлементымузыкальноймузыкипсихологиивызываютразныеэмоциональные реакции. Еще в 1936 году Kate Henver исследовала40воздействие факторов музыкальных ладовых функций, она обнаружиларазницу воприятия минора и мажора.
Как считает В. И. Петрушин, длязападного слушателя это очевидный факт, что мажор всегда связан с весѐлымнастроением, а минор связан с грустным настроением и фантазиями, носовременный взгляд выводит этот вопрос в сферу крсскультурныхисследований, которые призваны либо утвердить, что мажор и минор -унивесальныеладовыемоделирадостиидепрессии,либо -культурно-исторический феномен и другими народами так однозначновосприниматься не будет. Таким образом, это создает неоднозначность напути построения музыкально-терапевтического воздействия на основеожидаемого западным слушателем влияния этих двух ладов. При этомсовременная западная музыкальная терапия зачастую строит свою теорию ипрактическиерекомендациинаоснованиипрямогоиоднозначноговоздействия этих ладов классической музыки-мажора и минора [84, 11].В то же время, исследования в области ритма показали, что «твердые» ичеткие ритмы могут вдохновить чувство уверенности и подъѐма сил, адвижение непрерывного ритмического потока часто приносит чувстворадости [85, 10-12].Простые гармонии дают счастье и спокойствие, а сложные гармонииволнуют и возбуждают или печалят [84; 85; 86].Существует довольно большой ряд западных исследований, которыемогут лечь в научные основания музыкотерапии: биологи исследовали ритмжизнедеятельности самого человека, считая, что «нехватка ритма тела» илинарушение естественных ритмов является симптомом многих заболеваний.например: нарушение мозговых ритмов может быть показателем аутизма,маниакальной депрессии, афазии или других трудностей в обучении.Многочисленные исследования также показывают, что музыка и звукстимулируют частоту сердечных сокращений, дыхания, кровяного давления,мышечной активности, расширения зрачков, пищеварительной системы,41мозговых волн и других изменений и оказывают существенное влияние насостояние организма и психики человека [84; 110].Кроме того, интересен научный факт, что люди, получившие различныетравмы мозга и в следствие этого различные дисфункции не имели никакихповреждений в музыкальных способностях восприятия музыки или ееисполнения.
Например: 77-летний органист с травмой височной и теменнойобласти не мог читать и писать, но сохранил умение играть на органе исочинять, он мог читать ноты по специальным нотным текстам для слепых.Эти и другие данные приведены исследователями (Judd, Gardner, andGeschwind, 1983), обнаружившими, что среди 24 пациентов с приобретеннойафазией, 21 пациент все ещѐ могут петь.