Текст автореферата (792975), страница 8
Текст из файла (страница 8)
В настоящее время смена модернизационной стратегии социальноэкономического развития страны на мобилизационную в условияхсокращениябюджетногофинансированиясоциальнойсферы,сопровождаемая усилением консервативных настроений и традиционализмав российском обществе, резко сужают возможности интенсификацииприменения гендерного ресурса государственной политики и управления.10. Анализ концепций государственной семейной, демографическойи миграционной политики показал, что ни в одной из них на уровнецелеполагания не звучит цель повышения качества населения. Ни в одном изстратегических документов государственного планирования пока не ставитсязадача выравнивания ресурсообеспеченности женщин и мужчини преодоления тем самым гендерной асимметрии. По факту, анализируемыеконцепции либо прямо, либо косвенно, через умалчивание, консервируютгендерный разрыв и асимметрию, реализуя тем самым «политику24нерешения», продолжая советскую практику экстенсивного (растратного)использования гендерного ресурса государственной политики и управления.11.
Политико-управленческие, социологические и статистическиеданные свидетельствуют, что на государственной гражданской службедействуютобщиеинституциональныемеханизмыэкстенсивногоиспользования гендерного ресурса: горизонтальная и вертикальнаясегрегации по признаку пола в занятости: разделение профессий на мужскиеи женские, должностей – на руководящие и исполнительские. Особенностисоциально-правового статуса гражданских служащих, специфика ихпрофессиональной деятельности (обслуживающе-обеспечивающий характертруда) приводят к феминизации кадрового состава государственных органов.Это выступает фактором повышения профессионализма, потому что длянаиболее массового уровня должностей гражданской службы – категорийспециалистов и обеспечивающих специалистов ведущей, старшей и младшейгрупп–профессиональнозначимымивыступаютличностныехарактеристики, формируемые в ходе гендерной социализации именноу женщин.
В то же время традиционалистские гендерные нормыи стереотипы ведут к самодискриминации успешных женщин и снижениюуровня конкуренции в системе государственного управления, неполномуиспользования кадрового потенциала государственных органов. В результатев кадровом составе государственных органов десятилетиями сохраняетсяустойчивая пирамида власти: 70% женщин и 30% мужчин на гражданскойслужбе в целом, и обратная пропорция – на уровне высших и главныхдолжностей государственной гражданской службы.12.
Формирование неинстиуциональных оснований интенсификацииприменения гендерного ресурса государственной политики и управлениясостоит в повышении гендерной культуры и компетентности действующих ибудущих государственных гражданских служащих России. Первоенаправление формирования этих оснований связано с включениемдисциплин, рассматривающих гендерную проблематику, в учебные планывысшего профессионального образования. Второе ‒ с повышением гендернойкомпетентности действующих государственных гражданских служащих. Этоможет быть реализовано в рамках дополнительного профессиональногообразования чиновников.Теоретическаязначимостьисследования.Впроведенномкомплексном исследовании решена значимая для политической теориии практики проблема концептуализации одного из социальных ресурсовгосударственной политики и управления – гендерного. Разработана еготеория как потенциала, порождаемого возможностями использования25государством гендерно форматируемых ресурсов женщин и мужчин длядостижения целей государственного управления, в первую очередь, целиоптимизации процессов биологического и социального воспроизводстванаселения.
В связи с тем, что гендерный ресурс применяется путемпроведения государственной гендерной политики показана взаимосвязь типагендерной политики и успешности протекания модернизационных процессовв современной России. Результаты диссертации формируют теоретическометодологическуюбазуновогоисследовательскогонаправленияв политологии – гендерного анализа государственной политикии управления, государственной гражданской службы, в котором нарядус анализом гендерных последствий государственной политики и управленияисследуется гендерные проблемы системы государственного управленияи государственного аппарата, а также гендерные аспекты взаимосвязии взаимовлияния социальной и экономической политики государства.Практическая значимость работы. Предложенные в работетеоретические схемы и полученные эмпирические результаты могутприменяться для повышения эффективности государственной социальнойполитики, в частности семейной и демографической, а также для разработкидейственныхмерповышенияпрофессионализмагосударственнойгражданской службы, более эффективного использования ее кадровогопотенциала.
Результаты и выводы диссертации будут полезны дляорганизации системы гендерного просвещения и образования гражданскихслужащих и могут быть использованы преподавателями вузов, где ведетсяпереподготовка государственных и муниципальных служащих, приразработке и чтении курсов по гендерной тематике. Материалыдиссертационного исследования могут быть также включены в программыкурсов по социальной политике, основам социального государства,политологии, социологии, управлению социальной сферой, читаемыхстудентам бакалавриата и магистратуры социо-гуманитарных и экономикоуправленческих направлений Являясь членом Координационного совета повопросам равноправия мужчин и женщин и профилактике насилия Комитетапо социальной политике Санкт-Петербурга, автор диссертации использоваламатериалы настоящего исследования в ходе работы по подготовке проектаКонцепции гендерной политики Санкт-Петербурга, а также предложений врегиональный план мероприятий по реализации Национальной стратегиидействий в интересах женщин на 2017–2022 гг.Апробация работы и внедрение результатов исследования.Основные результаты исследования прошли апробацию в ходевсероссийских и международных конференций, в частности: Девятых26Валентеевских чтениях экономического факультета МГУ имениМ.В.
Ломоносова. Москва. 18–20.10.2017; Международного научного форума«Государственноеуправление».Санкт-Петербург.19–20.06.2017;Международнойнаучнойконференции«Мужскоеиженское:сотрудничество и конфронтация». Санкт-Петербург. 03–04.03.2016;Международнойнаучно-практическойконференции«Проблемыинновационного развития и экологической безопасности». Санкт-Петербург.29–30.09.2014; Международной научно-практической конференции «Отэффективного управления к качеству жизни: российский и норвежскийвзгляд». Санкт-Петербург. 23.09.2013; III Международной социологическойконференции«ПродолжаяГрушина».Москва.28.02–01.03.2013;Международной конференции «Демографические проблемы России: взглядиз прошлого в будущее (к 300-летию М.В. Ломоносова)».
СПб. 26–27.09.2011; IV Международной научной конференции Российскойассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ) и Институтаэтнологии и антропологии РАН «Частное и общественное: гендерныйаспект». Ярославль. 21–22.10.2011; Международного общественного инаучного форума «Власть, семья, этнос: гендерные роли в XXI веке».Москва. 28–30.11.2010; Всероссийской научной конференции смеждународным участием «Политические институты в современном мире»СПб.
10–11.12.2010; VI Всероссийской научной конференции «Управлениесоциальными процессами в регионах». Екатеринбург. 30.03.2008; IIIМеждународной конференции «Лидерство. Гендерные перспективы». СПб.11–12.10.2007.По программе дополнительного профессионального образования«Гендерный анализ в государственном управлении; теория и основныенаправления использования», разработанной под руководством авторадиссертации, прошли повышение квалификации 160 региональныхгражданскихслужащихСанкт-Петербурга.Основныеположениядиссертации были использованы в работе Координационного совета повопросам равноправия мужчин и женщин и профилактике насилия в СанктПетербурге Комитета по социальной политике.Соответствиетемыдиссертациитребованиямпаспортаспециальностей ВАК.
Исследование выполнено в рамках специальности23.00.02 Политические институты, процессы и технологии. Темадиссертации соответствует следующим пунктам паспорта научнойспециальности: п. 1. Социальные основания и ресурсы политической власти.Модели организации политической власти и властных отношений; п.2.Государство и гражданское общество. Виды государственной политики; п.9.27Противоречия и перспективы модернизационных процессов в современнойРоссии.Структура работы определяется целью и основными задачамидиссертации. Она состоит из введения, пяти глав, пятнадцати параграфов,заключения, списка использованных источников и литературы, содержащего594 наименования, и шести приложений.
Объем работы без приложенийсоставляет 524 страницы.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВоВведениираскрытаактуальностьтемыдиссертации,проанализирована степень ее разработанности, определены объект, предмет,цели и задачи диссертационного исследования, теоретико-методологическаябаза, сформулирована основная гипотеза исследования, обозначена егоэмпирическая и источниковедческая база, обоснованы научная новизна,теоретическая и практическая значимость исследования.В первой главе «Теоретико-методологические основы анализагендерного ресурса государственной политики и управления»охарактеризована теоретико-методологическая база исследования.
В первомпараграфе «Становление современных представлений о гендере игендерных отношениях в общественных науках» кратко описываетсястановление основных категорий гендерного анализа в психологии,социологии и политологии, обозначаются макро-, мезо- и микро-уровнианализа гендерных проблем общества: Показана взаимосвязь женских игендерных исследований. Проведен сравнительный анализ альтернативныхтеоретических концепций гендера: эссенциалистской, поло-ролевойи антиэссенциалистской,социально-конструктивистской,культурносимволической. Дана характеристика дискурсов антифеминизма ифеминизма, основанных на этих концепциях, показывается конфликтныйхарактер их взаимодействия, в том числе в виртуальном пространствероссийского Интернета.
Во втором параграфе «Генезис гендерных идей вполитической теории: формирование гендерной политологии»рассмотрен предмет и объект гендерной политологии как одной из отраслейполитологии, показана эволюция политического содержания гендерныхотношений: от аполитичности в силу синкретизма публичной и приватнойсфер в традиционном обществе и отсутствия демократических политическихинститутов, к их политизации в современном демократическом обществев силу противопоставления и разделения публичного и приватногос требованием переоценки их значимости женским движением. Обоснованаперспектива снятия этой противоположности в модернизированном обществе28через универсализацию гендерных ролей, взаимопроникновение публичногои приватного и выравнивание политических капиталов женщин и мужчин.Проанализированы основные оппозиции различных феминистских теорий.Доказано, что центральное противоречие гендерных отношений,угрожающее целостности общества, состоит в том, что интересы приватной(женской / социальной) сферы не представлены в политике игосударственном управлении на системной основе.
Делается вывод, чтополитическая компонента гендерных отношений связана с требованиямиравенства возможностей и доступа к ресурсам (в том числе политическим)депривированной группы женщин, а также с обоснованием повышениязначимости проблематики социальной сферы в государственной политике иуправлении. В третьем параграфе «Понятие гендерного ресурсагосударственной политики и управления и его место в системе ресурсовгосударственной политики и управления» рассмотрена система ресурсовполитической власти.